Информационная компетентность как планируемый результат освоения ФГОС | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, февраль 2015)

Дата публикации: 30.01.2015

Статья просмотрена: 3661 раз

Библиографическое описание:

Костенко, С. Л. Информационная компетентность как планируемый результат освоения ФГОС / С. Л. Костенко, М. А. Симаков. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 143-145. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7262/ (дата обращения: 15.11.2024).

Наблюдаемый в настоящее время лавинообразный рост информации требует от человека умений и навыков работы с информацией. Не случайно одной из самых актуальных проблем в образовании за последние десятилетия стала проблема повышения информационной грамотности учащихся, как основы самостоятельной учебной деятельности. Информационная грамотность учащихся является начальным уровнем формирования информационной компетентности. Она включает совокупность теоретических знаний, а также навыков практического применения, позволяющих эффективно находить, оценивать, использовать информацию для успешного включения в разнообразные виды деятельности и отношений. Поэтому в современной российской системе образования происходят изменения, связанные с переходом к новой образовательной парадигме, в основе которой лежит компетентностный подход.

Данный подход положен в основу Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, является отражением социального заказа и представляет собой общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьёй, обществом, государством, поэтому он должен учитывать и потребности развивающегося информационного общества. И это не случайно: чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества, ребенку необходимо адаптироваться в окружающем мире. Поэтому основная задача школы — выстроить стратегию «образования для будущего». Суть новой стратегии: сместить акцент с усвоения значительных объемов информации, накопленной впрок, на овладение способами непрерывного приобретения новых знаний и способности учиться самостоятельно [1, с. 3].

Перед образованием поставлена новая задача — подготовить современного человека к жизни и деятельности в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, где ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, непрерывном повышении квалификации. Для того чтобы быть успешным в современном обществе, человек должен обладать высоким уровнем информационной компетентности.

Под информационной компетентностью учащихся младших классов, мы понимаем, способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий. Другими словами, информационная компетентность — это свойство личности, проявляющееся в способности находить, хранить и применять информацию в различных ее видах. Важно подчеркнуть, что информационная компетентность не ограничивается только умением работать с компьютером.

В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы. У выпускников развиты такие читательские действия как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, интерпретация и преобразование этих идей и информации. Учащиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях. Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации [2, с.14].

Формирование основ информационной компетентности происходит на всех предметах образовательного процесса. Например, на уроке русского языка формируются различные способы передачи информации (буква, пиктограмма, иероглиф, рисунок), дети знакомятся с возможными источниками информации и способами ее поиска: словарями, энциклопедиями, в том числе компьютерными. Расширяют свои знания, языковой компетентности с помощью дополнительных источников информации.

На уроке литературного чтения идет работа с мультимедиа-сообщениями (включающими текст, иллюстрации, аудио- и видеофрагменты, ссылки), проходит анализ содержания, языковых особенностей и структуры мультимедиа-сообщения, определение роли и места иллюстративного ряда в тексте. Дети конструируют сообщения: тексты (рассказ, отзыв, аннотация), добавляют к ним иллюстрации, видео- и аудиофрагменты. Происходит оценка детьми собственных сообщений с точки зрения достоверности информации: овладевают навыками ведения диалога в различных учебных и бытовых ситуациях общения, включая компьютерные способы коммуникации, учатся соблюдать правила речевого этикета; создают информационные объекты как иллюстрации к прочитанным художественным текстам (рисунки, фотографии, видеосюжеты, мультипликация, компьютерная анимация с собственным озвучиванием); готовят презентации (письменные и устные) с опорой на тезисы и иллюстративный ряд на компьютере; подбирают информацию для проектной деятельности на материале художественной литературы.

На уроке иностранного языка дети подготавливают план и тезисы сообщения, создают небольшой текст (устный или письменный), от руки или на компьютере. Собственная устная речь на иностранном языке фиксируется в цифровой форме для самокорректировки, а устное выступление проходит при поддержке аудио- и видеоматериалов. Дети приучаются использовать компьютерный словарь, экранный перевод отдельных слов.

На уроке математики и информатики происходит применение математических знаний и представлений, а также методов информатики для решения учебных задач, организуется начальный опыт применения математических знаний и информационных подходов в повседневных ситуациях. Дети представляют, анализируют и интерпретируют данных в ходе работы с текстами, таблицами, диаграммами, несложными графами, извлекают необходимые данные, заполняют готовые формы (на бумаге и на компьютере, объясняют, сравнивают и обобщают полученную информацию; выбирают основания для образования и выделения совокупностей; представляют с помощью цепочек причинно-следственные и временные связи; анализируют истинность утверждений и выстраивают цепочки рассуждений; работают с простыми геометрическими объектами в интерактивной среде компьютера: строят, изменяют, измеряют, сравнивают геометрические объекты.

На уроке окружающего мира дети фиксируют информацию о внешнем мире и о самом себе с использованием инструментов ИКТ: фото и видеокамеры, микрофона, цифровых датчиков, цифрового микроскопа, графического планшета и прочего. Планируют и осуществляют несложные наблюдения, собирают числовые данные, проводят опыты с помощью инструментов ИКТ. Дети занимаются поиском дополнительной информации для решения учебных и самостоятельных познавательных задач, в том числе в контролируемом Интернете, создают информационные объекты: модели, макеты, сообщения, графические работы в качестве отчета о проведенных исследованиях.

Сформировать информационную компетентность у детей позволяют также различные типы уроков (урок — путешествие, урок — экскурсия, урок — презентация), внеурочная деятельность (деловая игра, творческая мастерская).

Одна из главных задач современной системы российского образования — это создание педагогических условий для качественного обучения.

Процесс эффективного формирования информационной компетентности учащихся младших классов обеспечивается следующим комплексом педагогических условий: информатизация учебного процесса, установление гуманных отношений между участниками образовательного процесса, учёт индивидуальных особенностей в учебно-познавательной деятельности, обеспечение субъект-субъектного взаимодействия, дифференцированный подход.

Реализация процесса формирования информационной компетентности осуществляется на принципах системности, целостности, доступности, открытости, наглядности, самодеятельности, личностного целеполагания, проблемности, метапредметности.

Она отражает функции информационной компетентности:

-          познавательную, которая направлена на систематизацию знаний, на познание и самопознание человеком самого себя;

-          коммуникативную, которая раскрывается в процессах передачи и приема информации партнерами по общению;

-          адаптивную, которая позволяет ребенку адаптироваться к условиям жизни и деятельности в информационном обществе;

-          нормативную, которая проявляется, прежде всего, как система моральных норм и требований в информационном обществе;

-          оценочную, которая призвана активизировать способность ориентироваться в потоках разнообразной информации, оценивать значимые и второстепенные виды информации, достаточность и достоверность источников информации для решения практических задач.

Критериями сформированности информационной компетентности выпускников начального общего образования являются: мотивационный критерий — готовность к работе с информационно-коммуникационными технологиями, интерес к работе с информацией, понимания сущности информационных процессов; когнитивный критерий раскрывается, как наличие базовых знаний в области информационно-коммуникационных технологий и способность применять их в организационной деятельности, умение и знание методов работы с информацией, владение способами информационного познания: поиска, отбора, структурирования, системного анализа и хранения информации, нахождение нужной информации в различных источниках; ценностный критерий включает в себя осознание младшим школьником ценности работы с информацией, сформированность субъектной позиции учащегося, обеспечивает направленность на ценное усвоение знаний и самосовершенствование, включает в себя ценности и отношения, связанные с информационной деятельностью, понимание сущности информационных процессов, осмысление надобности работы с информационными технологиями, осознание потребностей работы с информацией; деятельностный критерий включает в себя использование в самостоятельной и исследовательской деятельности универсальных технологий поиска, обработки, представления, управления и хранения информации, демонстрирует эффективность и продуктивность информационной деятельности, обработку числовой информации средствами электронных таблиц, построение графиков и диаграмм.

 

Литература:

 

1.         Асмолов, А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли / АГ. Асмолов. — М.: Просвещение, 2014.

2.         Булин-Соколова, Е. И. Формирование ИКТ-компетентности младших школьников: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Серия «Работаем по новым стандартам» / Е. И. Булин-Соколова, Т. А. Рудченко, А. Л. Семенов, Е. Н. Хохлова. — М.: Просвещение, 2013.

3.         Семенов, А. Л. ИКТ-компетентности учащихся. ИКТ — как инструментарий универсальных учебных действий: подпрограмма формирования: http://ito.edu.ru/sp/publi/publi-0-Semenov.html

Основные термины (генерируются автоматически): информационная компетентность, информационное общество, информация, ребенок, текст, иллюстративный ряд, иностранный язык, информационная грамотность учащихся, начальное общее образование, образовательный процесс.

Похожие статьи

Индивидуальная образовательная программа как ресурс реализации требований ФГОС к образовательным результатам

Система индивидуальных прогрессов как необходимое условие повышения качества образовательного процесса при реализации требований ФГОС СПО

Знакомство с историей и культурой стран изучаемого языка как способ достижения планируемых результатов ФГОС

Исследовательская компетентность как основной компонент профессионализма педагога

Внеурочная деятельность как важное условие реализации ФГОС нового поколения

Модель организации деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагога дошкольного образования

Использование новых технологий в процессе обучения иностранному языку в условиях ФГОС

Документационное обеспечение управленческой деятельности как важный фактор эффективной работы предприятия

Адаптация молодых специалистов как составляющая деятельности руководителя образовательной организации

Адаптация молодых специалистов как составляющая деятельности руководителя образовательной организации

Похожие статьи

Индивидуальная образовательная программа как ресурс реализации требований ФГОС к образовательным результатам

Система индивидуальных прогрессов как необходимое условие повышения качества образовательного процесса при реализации требований ФГОС СПО

Знакомство с историей и культурой стран изучаемого языка как способ достижения планируемых результатов ФГОС

Исследовательская компетентность как основной компонент профессионализма педагога

Внеурочная деятельность как важное условие реализации ФГОС нового поколения

Модель организации деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагога дошкольного образования

Использование новых технологий в процессе обучения иностранному языку в условиях ФГОС

Документационное обеспечение управленческой деятельности как важный фактор эффективной работы предприятия

Адаптация молодых специалистов как составляющая деятельности руководителя образовательной организации

Адаптация молодых специалистов как составляющая деятельности руководителя образовательной организации