Обучение на баяне детей раннего возраста и детей со слабыми музыкальными данными
Автор: Волкова Антонина Михайловна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, февраль 2015)
Дата публикации: 05.02.2015
Статья просмотрена: 6955 раз
Библиографическое описание:
Волкова, А. М. Обучение на баяне детей раннего возраста и детей со слабыми музыкальными данными / А. М. Волкова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 34-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7267/ (дата обращения: 15.11.2024).
Перемены, происходящие в общественной жизни нашей страны, в значительной степени затрагивают и систему образования и культуры. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная среда, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и в жизни.
В настоящее время педагоги по классу баяна и аккордеона столкнулись с проблемой обучения детей 6–7 летнего возраста. Это связано с желанием родителей, обучать маленьких детей игре на таких инструментах, как баян и аккордеон. Многолетний опыт работы показывает, что обучать детей такого возраста возможно. Ещё А. Д. Артоболевская говорила, что “приобщать детей к искусству следует с самого раннего возраста”.
Специалистами установлено, что чем раньше начато целенаправленное обучение детей, тем быстрее у них развивается интеллект, тем лучше формируются различные навыки, ребёнок быстрее созревает как личность. Обучаясь в музыкальной школе, у ребёнка формируются нравственные качества: доброта, душевная тонкость. «Человек, взявший в руки скрипку, — гласит народная мудрость,- не способен совершить ничего плохого».
Необходимой предпосылкой обучения игре на баяне (как, впрочем, и на любом другом инструменте), является музыкальность ребёнка: комплекс музыкальных способностей, который включает музыкальный слух, чувство ритма и музыкальную память. Ещё не так давно, поступающие в музыкальную школу выдерживали вступительный отбор, а то и конкурс. Но время и условия жизни общества вносят свои поправки: теперь стало почти нормой принимать учащихся, что называется «с улицы», часто со слабыми музыкальными данными, а иногда и откровенно выраженными психо — эмоциональными проблемами, что вносит в работу педагога дополнительные проблемы и нагрузки.
Особого внимания учителя требуется дошкольникам (6–7 лет), самым младшим, начинающим ученикам. Ребёнок переступает школьный порог, переполненный впечатлениями и различного рода ожиданиями. К сожалению, редко, когда музыкальное образование строится на базе полноценной музыкальной подготовки в детском саду. Наш город небольшой. И что представляют собой в начале учебного года наши новые ученики: многие из них не были ни в театре, ни в филармонии, а некоторые — даже не посещали детский сад и с музыкой первый раз встречаются в школе на уроках.
Ведь всё же не показатели музыкальности являются главным критерием при обучении ребёнка. Преобладающим фактором должны служить: интерес и желание заниматься музыкой. Преподавателю, необходимо создать такие условия, когда у ребят появляется желание заниматься на инструменте, когда дети начинают «хотеть» слушать музыку и пытаться постигнуть «тайну» творчества. Музыкальное образование и воспитание школьников находится в наших руках. Индивидуальный характер обучения в музыкальной школе определяет дифференцированный подход к каждому ребенку. Учитывая индивидуально-психологические особенности личности и физические возможности учащегося нужно выбирать методы преподавания, соответствующие возрасту, интересам, способностям и характеру каждого ученика- важные составляющие успеха в работе.
Уроки специальности должны быть источником радости, восторга и удивления от познания нового. Ведь именно в процессе занятий ученик познает музыку во всем ее многообразии, у него формируется навыки и привычки труда, воспитывается воля, чувства, развивается мышление. Если учеба дает радость, ученик стремится закрепить это состояние новыми достижениями, подчас безотчетно; если учеба приносит огорчения, он точно так же стремится лишь к одному — любым способом избежать неприятности. О средствах достижения цели младший школьник почти не задумывается. Было бы ему хорошо!
Содержание работы с учащимся в донотный период: слушание музыки (определение характера, жанра); сознание ритмического своеобразия жанров; пение песен с поддержкой аккомпанемента и без него; определение количества звуков, мотивов; осознание понятие относительной высоты звуков. Первые занятия с начинающим должны носить наглядно-демонстрационный характер. Он осуществляется в самых разнообразных формах работы: на занятиях, концертах, при посещениях выставок, в общении с природой, обязательно с последующим обменом мнениями с педагогом.
Решающая роль отводится созданию слушательского опыта, поэтому целесообразно начинать со знакомства ученика с инструментом, его возможностями. Для этого педагог должен сам владеть инструментом и уметь исполнить несколько известных произведений, различных по характеру и доступных восприятию ученика. Играя ребенку на инструменте, преподаватель решает сразу несколько первоначальных педагогических задач:
- во-первых, приобщает ученика к музыке (учит слушать музыку, прививает любовь к музыке);
- во-вторых, используя принцип наглядности, пробуждает у ученика интерес к инструменту, желанию учиться исполнительству на инструменте;
- в третьих, постепенно вводит ученика в учебный процесс.
Приступая к анализу с учеником того или иного музыкального материала, преподаватель тем самым развивает у него музыкальные и слуховые способности. Эмоциональное состояние, воображение, как главный источник будущего творчества, должны быть предметом воспитания в этом возрасте. Уроки могут варьироваться:
- урок-исследование: «Для чего нам нужны ремни?», «Сколько рядов в левой клавиатуре?» и т. д.;
- урок-творчество: подбор знакомой мелодии на инструменте, пение;
- урок — слуховой анализ: чем отличается минор от мажора, определение характера и динамического звучания мелодий, тембровой окраски различных инструментов.
С годами работы, у каждого преподавателя вырабатывается своя собственная методика, основанная на опыте работы, переосмысленная и дополненная разработками других педагогов. Основываясь на опыте, я убедилась, что приступать к изучению нотной грамоты и игре по нотам можно одновременно, но обучение нотной грамоте должно быть постепенным, не форсированным, подкрепляемым практическими упражнениями на баяне.
В переходе на нотную запись необходимо соблюдать принцип последовательности — от простого к сложному, учитывая индивидуальные особенности ученика в освоении нотного материала. «Теоретическое» не должно заслонять «музыкальное», наиболее эффективно сначала что-то выучить практически, а затем показать, как это выглядит в нотной записи.
Начинать обучение нужно с игры одним пальцем и от урока к уроку с каждой новой пьесой включать в работу все пальцы. О развитии ручного аппарата стоит сказать особо. Учителю необходимо помнить, что у детей 6–8 лет мелкие мышцы рук ещё недостаточно развиты, поэтому в начальный период очень важно включать в процесс обучения специальную гимнастику для пальцев, рук, благодаря которой ребёнок осваивает «мышечную» азбуку. Задача педагога заключается в подборе комплекса упражнений для каждого ученика с учётом его индивидуальных особенностей (физическое развитие, координация, строение рук, с учётом проблем координации),
Данные методы позволяют не только повысить результативность обучения, но и сделать учащихся более раскованными и эмоциональными, при этом преподавателю не нужно чрезмерно увлекаться большим объемом учебного материала, так как дети 6–7 лет, да и ребята более старшего возраста, отличаются неустойчивостью внимания и памяти, быстрой утомляемостью, связанной с истощением нервных клеток. Именно поэтому им необходимы смена заданий «разгрузочные» паузы. При тонком и бережном подходе учителя, применяя игровой характер методики преподавании «артистичность» учителя позволяют добиться обнадёживающих результатов.
Индивидуальное занятие с учеником обязательно включает в себя элементы самоанализа деятельности, самоконтроль. Урок начинаем с беседы: «Что удалось в домашней работе, что было трудным? В чем нужно помочь?». Заканчиваем урок — постановкой задач в самостоятельной работе. Главная «функция урока» — укрепить в сознании собственные возможности и желание совершенствования. В конце урока для оценки успеваемости самых маленьких учащихся на начальном этапе, можно воспользоваться оценками в виде символов: мажорка, минорка, солнышко, тучка. Необходимо сознавать, что оценочный критерий очень важная составляющая в учёбе ребёнка, своеобразный стимул желания труда.
Формирование полноценной учебной деятельности у детей младшего возраста может происходить лишь на основе комплексных принципов совместной деятельности педагогов и родителей. Большое внимание в своей работе необходимо уделять налаживанию взаимодействия с родителями учеников. Семья и школа- это две единые составляющие педагогического воздействия на учащихся, особенно — в процессе обучения ребёнка на баяне. Мало провести с учеником занятие в классе, необходимо, чтобы ученик достаточно времени и усердия уделял закреплению пройденного материала в процессе домашней самоподготовки. Потому что именно папы и мамы должны «заразить» ребёнка любовью к музыке, проявить интерес к его занятиям и успехам, воспитывать у него настойчивость и любовь к труду.
Рассмотренные и предложенные способы обучения особенно полезны и результативны для маленьких по возрасту учащихся, а также детей со слабыми и средними музыкальными данными, имеющие проблемы в интеллектуальном развитии. Как правило, именно такие ученики подталкивают педагога к поиску новых, продуктивных способов и приёмов обучения.
В заключении хотелось бы привести слова доктора психологических наук В. Г. Ражникова: «Все дети талантливы настолько, чтобы безостановочно развиваться в своих возможностях. Проблема только в том, в каком качестве, с чьей помощью и каким способом они приобщались к искусству».
Литература:
1. Безбородова Л. А. Методика музыкального воспитания младших школьников. АКАДЕМА, М., 2002 г.
2. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.: «Просвещение», 1991. — 169 с.
3. Демидович Е. Г. Развитие внимания как один из факторов успешности обучения детей. 2008 г.
4. Кабалевский Д. Б. Основные принципы и методы программы по музыке.1980 г.
5. Негматова М. А. Нетрадиционные формы уроков как способ развития интереса к учёбе.
6. Ражников В. Г. «Диалоги о музыкальной педагогике», ЦАПИ Москва, 1994 г.
7. Степанова С. А. Преемственность в музыкальном воспитании детей. 2008 г.
8. Филимонова Наталья Александровна, Начальный этап обучения игре на баяне.