Песенный фольклор как явление культуры | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 3. Система образования

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, февраль 2015)

Дата публикации: 05.02.2015

Статья просмотрена: 5135 раз

Библиографическое описание:

Наставшева, Л. М. Песенный фольклор как явление культуры / Л. М. Наставшева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 51-53. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7268/ (дата обращения: 15.11.2024).

Слово folklore принято переводить как «народная мудрость», а употребляется оно обычно как «народное творчество». Фольклор в науке рассматривается как особая сфера бытия народа, проявление его духовно-материальной культуры. Приметы суеверия, мифы об НЛО, анекдоты, детские игры во дворе, мода, обязательные поздравительные открытки родственникам и друзьям — продолжение древней традиции праздничных благопожеланий — все это фольклор.

Безбрежны просторы народной культуры, границы фольклора трудно очертить. В целом же он не поддается четкому определению. Музыкальный фольклор в контексте современной культуры — одна из острых и популярных тем сегодняшнего музыкознания. В ней много противоречивого, неясного, спорного; она может быть повернута в разных ракурсах, рассмотрена с разных точек зрения. Особенностью музыкального фольклора (народного музыкального творчества) является музыкальное интонирование. Исследователями подмечено множество признаков, свойств, характерных для фольклора и позволяющих приближаться к пониманию его сущности. Рассмотрим отдельный из них.

Бифункциональность. Каждое фольклорное произведение ограниченная часть жизнедеятельности человека и обусловлена практической предназначенностью. Это свойство уходит своими корнями в глубочайшую древность, когда освоение окружающего мира человеком было действием одновременно практическим и духовным, созидательным и выразительным.

Колыбельная песня. Она поется, чтобы успокоить, усыпить дитя. Когда ребенок затихает, его одолевает сон — песня прекращается, в ней больше нет необходимости. Так выражается практическая, утилитарная функция колыбельной. Желаемое достигнуто — малыш заснул. А желанное приходится с ласковостью интонаций, с завораживающей монотонностью тихо звучащего напева к удовольствию дитяти и пестуньи. Так проявляется эстетическая, духовная функция колыбельной. Все взаимосвязано в фольклорном произведении, ничто не живет друг без друга, красоту нельзя отделить от пользы, пользу — от красоты.

Выразительные средства колыбельной — тихое спокойное звучание, узкий диапазон, интонационно-ритмическое однообразие многократно повторяющегося короткого напева, обусловленные практическим действием, приобретают художественную образность, которая составляет эстетическую ценность песни. Эстетическая самоценность жанра колыбельной делает ее достоянием культуры общества в целом, в разнообразных формах ее творческого преломления. Она может быть напечатана в книгах и музыкальных изданиях для детей, звучать с концертной эстрады, может как цитата или оригинальное авторское воплощение жанра притворяться в профессиональном искусстве, даже в крупных и сложных формах поэмы, симфонии оперы.

Любое фольклорное произведение полиэлементно. Сосуществование и связи его различных элементов порой бывают столь явственны, однако утрата даже одного из них или невнимание к нему грозят разрушить представление об истинном содержании произведения. Среди множества художественно-образных элементов фольклора выделяются как основные: словесный, музыкальный, танцевальный и мимический.

Художественно-образные элементы, изначально заложенные в самом человеке, — движение его тела (мимика, жест, танец), звук его голоса (интонация, слово, напев) — обеспечивают целостность творческого акта — исполнения фольклорного произведения. В этом проявляется полиэлементность фольклора, его изначальный синтез, называемый еще синкретизмом.

Коллективность. Наше представление о фольклоре складывается из вполне конкретных его проявлений — песни, сказки, пословицы пляски. Мы слышим, видим, воспринимаем их как готовые вещи. Естественно встает вопрос: кто их автор? Действительно, мы не можем назвать автора ни одного фольклорного произведения, и не потому, что имя его утратилось, забылось в веках, а потому, что подлинный автор, владелец и хранитель этих произведений — весь народ. Коллективность в фольклоре проявляется и в процессе создания произведения, и в характере содержания, которое всегда объективно отражает психологию многих людей.

В значительной своей части фольклорные произведения просты по языку, общедоступны. Ведь некоторые компоненты их форм (припев) предполагают обязательное включение в исполнение всех участников фольклорного действа. Одним из наиболее распространенных построений песен является «пара периодичностей», в которой слово запрограммировано обязательное повторение кратких ячеек — «аабб». Это дает возможность участия в песне людей, даже впервые слышащих её. Фольклорные произведения как бы рассчитаны на участие всех независимо от одаренности, способностей каждого.

Устность. Фольклор — творчество устное. Он живет только в памяти людей и передается в живом исполнении «из уст в уста». Фольклор — это память каждого и память всех, всех поколений. Феномен «фольклорной памяти» — в подсознательном усвоении. Фольклорными жанрами была пронизана жизнь людей в прошлом. Они были органической частью разговорной речи: присловья, поговорки. Прибаутки, пословицы окружали человека с самого его рождения. С «устностью» связан целый ряд «художественно-нехудожественных» приемов. Например, мнемоническими, т. е. помогающими запоминанию, средствами являются многообразные приемы повтора в фольклорных текстах. Однако они же становятся и средствами особой выразительности.

С «устностью» связано и то, что фольклорное произведение осязаемо существует и может восприниматься только в момент живого исполнения. Ни одно фольклорное произведение не существует вне конкретного тембра голоса, мимики, жеста, а может быть и хлопков в ладоши, пританцовывания или вздохов и всхлипываний. Оно не существует и вне сиюминутной реакции слушателей, в чем проявляется одно из свойств коммуникативности фольклора.

Устное существование фольклорных произведений не предполагает их обязательной заученности, буквальной повторяемости, это и невозможно в том обильном репертуаре, который обычно хранит в своей памяти народный исполнитель. Это и не обязательно, поскольку нет в фольклоре индивидуально-авторской регламентации.

Фольклорный текст оказывается «незаконченным», «открытым» для каждого следующего исполнителя, и это неминуемо вызывает к жизни следующее свойство фольклора — вариантную множественность. Вариантность — это то непреложное свойство фольклорного мышления, жизни фольклорного произведения, в котором наиболее заметно сходится, переплетаются все другие его свойства. Варьирование есть постоянное движение, «дыхание» фольклорного произведения, а каждое фольклорное произведение есть как бы вариант самого себя. Запись фольклорного произведения сопоставима с фотографией — и то и другое запечатлевает только «остановившиеся мгновения» продолжающейся жизни. Вариантность пронизывает все элементы фольклорного произведения и проявляется на всех уровнях его существования.

Импровизационность — творческое изменение. Важно осознать, что в фольклоре в едином творческом акте сосуществуют создание — исполнение и исполнение — создание. Импровизационность — сочинение во время исполнения. Однако и в процессе варьирования, и в процессе импровизации, которая особенно полноценно осуществляется в таких жанрах, как плач, сольная пляска, в инструментальном исполнительстве, всегда присутствует подсознательность, но очень мощный фактор — традиция.

Традиционность. Что касается музыкального фольклора, то в каждой этнической традиции выработались ладо-интонационные и ритмоактонационные стереотипы. Образы, которые передают основные духовные ценности из поколения в поколение. В настоящее время духовное состояние общества требует применения новых практических решений в воспитании молодого поколения. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения родной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться с как можно раньше, образно говоря, с молоком матери ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство, этот незамутнённый источник прекрасного, оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.

Фольклор — уникальная самобытная культура, осознаётся современным обществом как значительный фактор духовности, приемственности поколений, приобщение к национальным жизненным истокам. К сожалению, на современном этапе развития нашего общества вопросу применения музыкального фольклора в образовании школьников не уделяется должного внимания. В музыкальном образовании современной России сложилась ситуация, при которой оказывается утерян целый пласт естественного бытования музыкального искусства-аутентичный фольклор. Между тем музыкальное образование за рубежом (Венгрия, Германия) строится на фольклорной основе, через внедрение образцов фольклора в мировоззрение детей.

Выше указанные свойства ранее не использовались в сфере музыкального образования, то есть на фольклор обращали внимание как на вид искусства и в программу «Музыка в школе» фольклор включали в виде обработок народных песен профессиональных композиторов. Фольклор нужно изучать для того, чтобы показать, что фольклор является не просто искусством или не искусством. Он есть часть культуры. И в сфере музыкального образования должен быть представлен именно так.

 

Литература:

 

1.      Э.Абдуллин. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе.-М.:Просвещение,1983.-110с.

2.      Э. Алексеев. Фольклор в контексте современной культуры.-М.,1988.-243с.

3.      В.Аникин. Русский фольклор.М.,1987.-31–39с.

4.      В.Гусев. Эстетика фольклора.-Л.,1967.-319с.

5.      Н.Зайнетдинова. Подготовка учителя музыки к педагогическому руководству освоением песенного фольклора младшими школьниками (в условиях Башкортостана): Авт.дис.канд.пед.наук.-М.,1999.-16с.

Основные термины (генерируются автоматически): фольклорное произведение, фольклор, музыкальное образование, музыкальный фольклор, живое исполнение, произведение.