Креативность на уроках английского языка
Авторы: Никулина Валентина Васильевна, Куприянова Оксана Олеговна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, февраль 2015)
Дата публикации: 03.02.2015
Статья просмотрена: 3920 раз
Библиографическое описание:
Никулина, В. В. Креативность на уроках английского языка / В. В. Никулина, О. О. Куприянова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 153-156. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7280/ (дата обращения: 15.11.2024).
Как повысить интерес к изучению иностранного языка? Это вопрос, который во все времена был и остаётся актуальным в школе. Современное обучение английскому языку продвинулось далеко вперёд, благодаря современным образовательным технологиям.
Но применение креативных возможностей учащихся является лидирующим, т. к. именно такая деятельность порождает самостоятельность, активность, умение общаться в коллективе. Как показывает практика применения креативности на уроках английского языка, помогает ученику проявить свои способности, о которых иногда не знал и сам ученик.
Для того чтобы ученик мог успешно заниматься креативной деятельностью необходимы некоторые условия.
Во-первых, учитель должен быть сам креативной личностью, для того чтобы знать в каком направлении работать с учащимися.
Во-вторых, положительный настрой учителя для установления контакта с учениками.
В-третьих, креативные задания должны соответствовать уровню подготовки и возрасту учеников.
В-четвёртых, использовать в меру необходимые информационно-коммуникационные технологии, т. к. даже при изучении английского языка ученики могут создавать креативные продукты своими руками.
В-пятых, участие учителя в ходе создания креативного продукта должно быть минимальным, т. к. ребёнок должен постараться пройти самостоятельно все стадии создания своей работы.
В-шестых, ученикам следует быть уверенными в хорошем результате своей деятельности. Поскольку креативность другого результата не должна иметь.
Практическое применение креативных элементов, проведение уроков креативности и внеклассных мероприятий, способствует развитию интереса к изучению английского языка и самовоспитанию учащихся. Поэтому использование креативной деятельности должно начинаться с начальной школы и прослеживаться в течение всего периода изучения английского языка в данном образовательном учреждении.
Формы учебных и внеурочных занятий могут быть разнообразными, но цель для всех едина — это успех каждого ученика. Креативная деятельность учащихся это:
1. составление рассказов;
2. конкурс сочинений;
3. письмо;
4. сочинение сказок;
5. рисунки учеников для составления монологов и диалогов;
6. исследовательские работы;
7. применение компьютерных программ для составления творческих работ;
8. игры, конференции;
9. интервью;
10. проекты;
11. организация экскурсий (проведение занятий вне класса и школы);
12. поделки.
На практике данные деятельности имеют свои учебные цели и задачи, но результат — это интенсивная языковая практика.
В любом возрасте дети любят сочинять, выдумывать, фантазировать, поэтому сочинение сказок для многих учеников — это любимое занятие. Сочинение сказок, сочинений, писем на английском языке развивает лексические и грамматические знания, умения и навыки всех видов речевой деятельности, да и чтение сказок полезно в любом возрасте, т. к. они воспитывают в человеке добро, дружелюбие, любовь к родной культуре, помогают лучше узнать традиции других стран.
Ученики могут не только сочиняют свои сказки, но и придумывают свои сюжеты на всем хорошо известные произведения.
Следует отметить, что если ученики самостоятельно выполняют задания в письменной форме, то этот действенный метод заставляет детей найти правильное написание слов в словаре, а это значит, что они более осмысленно запомнят орфографию, перевод и смысловое значение слов. Такая деятельность способствует развитию у детей мышления, памяти и внимания.
Привлечение учащихся к созданию творческих работ с использованием информационно-коммуникационных технологий делает процесс обучения интересным, расширяет познания за пределы темы, придаёт учебному процессу динамичность и привлекательность, дети получают удовлетворение от работы. Создание креативных продуктов с помощью современных информационных технологий под силу ученикам любого возраста.
Исследовательская деятельность учащихся — это тот вид креативной деятельности, который даёт большие возможности попробовать себя в роли юных учёных. Такой вид деятельности формирует умения обобщать, систематизировать, применять теорию на практике и получать результаты исследования. Ученики, которые занимаются исследовательской деятельностью, приобретают опыт общения, публичного выступления, навыки исследования, учатся анализировать и обобщать полученные сведения.
Например, в исследовательской работе «Английские и русские народные сказки» авторы ученики начальной школы решали такие задачи как:
- проанализировать особенности английских и русских народных сказок;
- установить общие и отличительные черты английских и русских народных сказок на примере английской народной сказки «Том — мальчик с пальчик» и русской народной сказки «Мальчик с Пальчик»;
- провести исследование на знание народных сказок (английских и русских) среди учащихся начальных классов.
Выполнение исследовательских работ на разнообразные темы наглядно демонстрирует учащимся важность английского языка как средства, значительно расширяет знания о стране изучаемого языка, следовательно, способствует повышению мотивации к его изучению.
Использование такого метода как рисунки для составления монолога или диалога, развивает воображение, а также дает возможность ученикам показать свои знания, полученные на других уроках или из личного опыта.
Данная работа может быть организована индивидуально, в парах и группах. Может происходить обмен рисунками и тогда рассказ истории происходит от третьего лица. Рисунки можно нарисовать дома или в классе, предварительно подобрать лексический и грамматический материал. А затем составить задания по картинке: I can see a (mouse, fox, giraffe). It/ is/ lives in/on a/the ( house, river, Zoo). (рис.1); I can see a (lion, dog, tiger). It/ is/ lives in/on a/the (sea, forest, Zoo). (рис.2)
Рис. 1. Литвинова София, 2 класс
Рис. 2. Колосова Евгения, 2 класс
Организация экскурсий вне класса и школы позволяет ученикам отойти от традиционного проведения уроков и внеклассных мероприятий, т. к. сегодняшний день диктует необходимость говорить в ситуациях, которые приближены к реальным.
Общение вне класса способствует развитию коммуникативных навыков учащихся. Например, проведение урока физкультуры во 2-ом классе по теме «Sport» можно провести на спортивной площадке или в спортивном зале. Предварительно ученики знакомятся с лексикой, грамматикой данного материала. Ученики выполняют физические упражнения и рассказывают на английском языке, что они умеют делать (I can run, jump) задают вопросы друг другу (Can you play basketball?), организуют игру в группах (Let`s play football!).
Дети любого возраста любят творить что-то своими руками так называемые handmade creatures. Создание креативных творений можно применять на уроках и внеклассных мероприятиях по английскому языку. На таких занятиях роль учителя состоит в том, чтобы быть помощником, т. к. иногда ученики оказываются намного сообразительнее и креативнее чем учитель.
Для того чтобы проводить такие уроки необходимо непросто сделать какую-то поделку, но понимать цель её назначения и применения. Важно помнить, что все действия должны проговариваться на английском языке, лексический материал зависит от ступени изучения.
Например, подготовка к новогодним праздникам. Можно сделать большое количество разных поделок, т. к. это самый любимый праздник детей и взрослых. Учитель предлагает ученикам сделать выбор и обосновать его.
На изготовление поделки можно отвести два урока. На первом уроке идёт обсуждение будущего произведения учеников. На втором занятии в ходе создания поделки дети составляют рассказ или стихотворение, задают вопросы, делятся информацией, которую подготовили к уроку, обмениваются мнениями и подводят итоги своей деятельности.
Например, ученики 4 класса большинством голосов решили, что это будет “Christmas Angel” (Рождественский Ангел). Все вместе решили составить план своей работы:
- распределиться по группам;
- найти информацию;
- подобрать материал для изготовления;
- написать порядок изготовления поделки на английском языке;
- представить свою поделку.
Рис. 3 Голубова Ксения, Чепурной Иван, 4 класс
Применение креативной деятельности учащихся на уроках английского языка, как показывает практика, имеет только положительные тенденции. Ученики постоянно расширяют свои знания о культуре стран изучаемого языка, а также о культурном наследии родной страны, улучшают свои знания по предмету, что позволяет ученикам быть увереннее в использовании английского языка как на уроке, так и в других ситуациях.
Литература:
- Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. Пособие для студентов высш. учеб. заведений. — М.: Изд. Центр “Академия", 2002.
- Козвонина В.П. Развитие творческих способностей учащихся. Нач. шк. 2000. № 7.
- Одаренность и возраст: развитие творческого потенциала одаренных детей: учебно-методическое пособие / под ред. А.М. Матюшкина. — М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. — 192 с.
- Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. — М., 2001
- Torrance, E. P., & Sisk, D. A. (1997). Gifted and talented children in the regular classroom. Buffalo, NY: Creative Education Foundation Press
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы).
- Цели обучения иностранному языку: учебное пособие. / Под ред.Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой — Воронеж: НОУ "Интерлингва", 2002.
- http://edu-lider.ru/fgos-v-nachalnoj-shkole/
- http://text.ru/rd/