Некоторые аспекты применения поощрений как методов воспитания к осужденным в исправительных учреждениях
Автор: Мисюрев Андрей Сергеевич
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, февраль 2015)
Дата публикации: 07.02.2015
Статья просмотрена: 2938 раз
Библиографическое описание:
Мисюрев, А. С. Некоторые аспекты применения поощрений как методов воспитания к осужденным в исправительных учреждениях / А. С. Мисюрев. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 15-18. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7283/ (дата обращения: 15.11.2024).
Одной из задач Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2020 г. является изменение идеологии применения основных средств исправления осужденных через усиление психолого-педагогической работы с личностью преступника в местах лишения свободы. Одна из основных задач реформирования уголовно-исполнительной системы направлена на разработку и внедрение новых форм и методов поощрений осужденных, способствующих их исправлению. [1]
Поощрения, применяемые к осужденным, включены в структуру воспитательной деятельности сотрудников исправительных учреждений. Предусмотренные нормами уголовно-исполнительного права как поощрительные меры, подразделяются на два вида: моральные — словесные (благодарность, снятие ранее наложенного взыскания) и в виде подарка (премия, ценный подарок, грамота); юридические — изменяющие условия отбывания наказания (перевод на облегченные условия отбывания наказания, получение дополнительной посылки, свидания с родственниками и т. п.).
Поощрения, применяемые сотрудниками-воспитателями к осужденным в исправительных учреждениях, в основном имеют характер юридических норм позитивного дисциплинарного воздействия, в виде стимулов, без учета психолого-педагогических требований при их применении. Противоречие в данном случае обусловлено проблемой отсутствия согласованности правовых требований и педагогических условий применения поощрений к осужденным, отбывающих наказания в исправительных учреждениях.
Анализ научных изысканий в данном направлении показывает, что исследования ученых по проблемам применения поощрений к осужденным в большинстве случаев имеют юридическую направленность (С. Л. Бабаян, А. Ф. Сизый, С. Н. Смирнова, М. А. Кузьмина и др.). Исследований по проблемам применения поощрений как методов воспитания с осужденными и изучения имеющегося накопленного опыта не проводилось. Таким образом, на современном этапе особую востребованность имеют исследования, направленные на разработку и внедрение поощрений как методов воспитания в практику воспитательной работы с осужденными, отбывающими наказания в исправительных учреждениях.
Литература по пенитенциарной педагогике содержит достаточно доказательств о необходимости применения поощрений к осужденным как методов воспитания в общем воспитательном процессе, поскольку они способствуют эффективности исправлению личности осужденного. Профессор М. П. Стурова считает, что эффективность применяемых поощрений к осуждённым определяется системой педагогических требований, и при применении поощрений воспитатель обязан учитывать их воздействие на эмоции и чувства осуждённых, их личностное отношение к применяемым методам. В этом принципиальное отличие общепедагогического подхода от пенитенциарного, при котором поощрения до сих пор рассматриваются как воздаяния за заслуги и как методы дисциплинирования. [2, с. 94–95]
Между тем необходимо признать, что педагогическое значение поощрения и методы его осуществления в пенитенциарной практике уступают методу наказания в такой мере, что выглядят незначительным в целом для процесса исправления, поскольку до сих пор в педагогике четко не определена роль методов поощрения в воспитании.
Педагогическое значение методов поощрения в воспитании осужденных зависит от того какие функции выполняет поощрение в системе воспитания. Эти функции могут носить общий или специфический характер, с учетом многообразных видов воспитания осужденных. Общей функцией метода поощрения в воспитании является функция оценки. Позитивно оценивая с помощью метода поощрения деятельность осужденных сотрудники — воспитатели ориентируют всех осужденных на правопослушное поведение и позитивную деятельность при отбывании наказания.
Поощрения, как и наказания, в пенитенциарной педагогике к относятся к методам коррекции поведения, которые дополняют методы формирования сознания и организации поведения осужденных (убеждение, переубеждения, объяснение, разъяснение, наставление, поучение, обсуждение, внушение, пример) методами стимулирующими активность личности и тормозящими формирование отрицательных свойств и качеств, что указывает на специфический характер функций поощрения в данных методах [2, с.110]. Эта функция имеет стимулирующий характер. Поощрение, примененное к осужденному в определенной педагогической ситуации выступает в роли той движущей силой в воспитательном процессе (стимул), которое может побудить преступника к изменению своего поведения и деятельности при отбывании наказания в положительную сторону.
Если рассматривать метод поощрения с точки зрения теории стимулов воспитательного воздействия (Гордин Л. Ю. [4], Равкин З. И. [5]) то необходимо заметить, что за функцией стимулирования могут закрепляться другие функции незначимые в общих функциях метода поощрения. Например, в группу методов стимулирования входят функции одобрения, ободрения и т. п..
Определить дополнительно наличие каких либо общих функций у метода поощрения, кроме оценивающей и стимулирующей, достаточно сложно. Если допустить, что это две крайние функции, которые одинаково подходят для большой группы как для методов поощрения так для методов наказания, то понятие методов поощрения не совсем удачно раскрывается с помощью его функций. Тем не менее, необходимо исходить из того, что метод поощрения служит для побуждения к положительной и позитивной деятельности, а методы наказания, как правило, служат для прекращения отрицательной деятельности.
Удовлетворительная функция метода поощрения имеет особую роль в воспитательном процессе. Жизнь человека предполагает удовлетворение различных материальных и духовных потребностей. Поощрения имеют педагогическую ценность тогда, когда содействуют удовлетворению разумных потребностей воспитанника.
Таким образом, выявленные функции поощрения как метода воспитания позволяют сформулировать его понятие. Обращаясь к существующим понятиям в педагогике наиболее полно понятие поощрения в воспитании, с учетом его функций оценки и стимулирования дает украинский педагог В. Л. Омельяненко: «Поощрение — это способ педагогического воздействия на личность, выражает положительную оценку воспитателем поведения воспитанника с целью с закрепления положительных качеств и стимулирования к деятельности». [6, с. 232]
Таким образом, поощрение как педагогический метод в воспитании — это положительная оценка достижений личности воспитуемого, признание его успехов, заслуг, стимулирование воспитуемого к социально-одобряемому поведению и активной деятельности, удовлетворения его духовных и материальных потребностей.
Как показывает практика, поощрение как метод воспитания к осужденным применяются редко по причине отсутствия общих единых методик применения поощрений как методов воспитания к осужденным. Причиной данного факта, по нашему мнению, является отсутствие в пенитенциарной практике психолого-педагогических разработок по применению поощрений как методов воспитания в воспитательной работе с осужденными, которые могли бы стать основой необходимой методики.
Для разработки методики применения поощрений как методов воспитания в воспитательной работе с осужденными, одной научной идеи явно недостаточно, поскольку при этом не обеспечивается необходимая прочная связь теории с практикой. Для того чтобы разработать данную методику необходимо провести соответствующее изучение применения поощрений как методов воспитания к осужденным в практике воспитательной работы с осужденными.
Мы согласны с мнением Ю. Ю. Скриповой, которая считает, что научной идеи и даже научного взгляда недостаточно для разработки методики использования методов поощрения в воспитании, так как они не обеспечивают прочной связи теории с практикой, а педагогическая практика без теории создает всевозможные методики воспитания посредством проб и ошибок. [3, с.74]
При проведении исследовании поощрения как метода в воспитательной работе с осужденными колоний-поселений нами не установлены существующие методики применения поощрений к осужденным в воспитательной работе с ними. Для разработки методических основ применения поощрений как методов воспитания осужденных мы обратились к общей педагогике
Методики применения методов поощрения в педагогике приводятся в следующем перечислении: метод поощрения авансом, метод активирования, метод благодарения, метод ободрения, метод воодушевления, метод чествования, метод доверия, метод чевствования, метод отличения, метод награждения, метод разрешения, метод побуждения, метод стимулирования, метод поддержки, метод похваления, метод премирования и т. д. [3, с.132–133]
В. Г. Асеев называет поощрения «принципиальными» формами воздействия на личность, так как они создают эмоциональное состояние — удовлетворение [7]. Плотная связь мотивации с эмоциями обозначила проблему изменение эмоционального состояния личности методом поощрения. Воздействуя на эмоциональное состояние личности путем применения поощрения как метода воспитания, мы можем формировать не только активно-действенные мотивационные процессы. Л. С. Выготский указывает на тот факт, что если необходимо вызвать у воспитанника нужную форму поведения, необходимо позаботится о том, чтобы эти реакции оставили эмоциональный след «…аппарат эмоций является…специально приспособленным и тонким орудием, через которое легче всего влиять на поведение». [8, с.140–141] Удовлетворенность, как эмоциональное состояние личности на поощрение, открывает для неё перспективы новой деятельности и нового движения вперед.
Потребность человека в другом человеке как одна из основных потребностей должна удовлетворяться через конструктивное взаимодействие воспитателей-сотрудников и воспитуемых-осужденных. Это взаимодействие не только канал и средство информационного обмена между ними, но и способ воспитательного воздействия на осужденного.
Концептуальной идеей для обоснования расширения мер стимулирования законопослушного поведения и социально-нравственной деятельности осужденных за счет использования педагогических приемов, методов и средств является положение гуманистической педагогики о том, что базовая потребность личности — чувствовать свою важность и значимость в социальной общности. [9, с.289] Подтверждение этой значимости человека осуществляется через положительное подкрепление его действий, поступков, суждений представителями референтных групп. Положительное подкрепление — это предъявление стимула, вызывающего у человека позитивно окрашенную эмоциональную реакцию, усиление определенных поведенческих реакций. [10,с.365.]
Следовательно, поощрение как метод воспитания должен быть направлен на удовлетворение потребности личности осужденного в положительном подкреплении своих действий, поступков, суждений со стороны персонала исправительного учреждения в ситуациях межличностного, группового и публичного взаимодействия.
Важным условием применения поощрения к осужденному как метода воспитания является позитивное отношение сотрудника к личности осужденного. Поощрение осужденного должно осуществляться с учетом его индивидуальных качеств, должно быть естественным следствием поступка осужденного. Положительное подкрепление его индивидуальных успехов вызывает у осужденного моральное удовлетворение, стимулирует к выбору наиболее правильного законопослушного поведения.
Таким образом, применение поощрений как методов воспитания к осужденным в исправительных учреждениях, должно быть основано на мотивационном педагогическом подкреплении положительных качеств личности осужденного, стимулировании его базовых потребностей чувствовать свою значимость в социальной общности, что позволяет формировать у него положительную установку на исправление и дальнейшую ресоциализацию.
Литература:
1. Распоряжение Правительства РФ от 14 октября 2010 г. N 1772-р «Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 г». (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]: Режим доступа:http://base.garant.ru/1357449/#ixzz3E1CEqOWl(дата обращения 01.09.2014).
2. Стурова М. П. Исправительная (пенитенциарная) педагогика: учебник для слушателей и курсантов учебных заведений МВД РФ/ Под редакцией А.И Зубкова, М. П. Стуровой. -Рязань: РВШ МВД РФ, 1993. — 398 с.
3. Скрипова Ю. Ю. Особенности применения методов поощрения в нравственном воспитании младших школьников: Дис.. канд. пед. наук.- Пермь, 2002. — 233 с.
4. Гордин Л. Ю. Теория и практика педагогического стимулирования: Дисс.... доктора педагогических наук. — Москва, 1979. — 385 с.
5. Равкин З. И. Стимулирование как педагогический процесс (основы общей теории) // Проблемы педагогического стимулирования и методологии исследования истории советской школы: Сб. ст. / Под ред. З. И. Равкина. — Йошкар-Ола: Марийский гос. пед. ин-т, 1972. — 292 с.
6. Омельяненко В. Л., Кузьминський А. И. Теорія і методика виховання. 2008 г. — 415 с.
7. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. — М. «Мысль» 1976.-158 с.
8. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под. ред. В. В. Давыдова.- М: Педагогика, 1991- 480 с.
9. Кривцова С. В., Мухаматулина Е. А. Воспитание: наука хороших привычек: Практическое руководство для педагога и школьного психолога. — М.: Глобус, 1996. — 367 с.
10. Карвасарский, Б. Д. Психотерапия. Санкт-Петербург, 2007. — 365 с.