Рабочая программа элективного курса «Решение генетических задач»
Автор: Жалилова Вера Алексеевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, февраль 2015)
Дата публикации: 07.02.2015
Статья просмотрена: 2672 раза
Библиографическое описание:
Жалилова, В. А. Рабочая программа элективного курса «Решение генетических задач» / В. А. Жалилова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 135-138. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7289/ (дата обращения: 15.11.2024).
Класс 10
Всего часов — 34 ч. В неделю — 1ч.
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Решение генетических задач» рассчитана на 34 часа, она разработана для учащихся 10 класса.
Тема «Генетика» — наиболее интересная и сложная тема в общей биологии. Эта тема изучается и в 9, и в 11 классах, но достаточного количества часов на решение задач в программе не предусмотрено, поэтому без дополнительных занятий научить школьников решать их невозможно, а это предусмотрено стандартом биологического образования и входит в состав КИМов ЕГЭ (задания № 5 и № 6 в части С).
Курс опирается на знания и умения учащихся, полученные при изучении биологии. В процессе занятий предполагается закрепление учащимися опыта поиска информации, совершенствование умений делать доклады, сообщения, закрепление навыка решения генетических задач различных уровней сложности, возникновение стойкого интереса к одной из самых перспективных биологических наук — генетике.
Использование этих задач развивает логическое мышление, позволяет учащимся добиваться получения качественных, углубленных знаний, дает возможность самоконтроля и самовоспитания.
Программа построена с учетом основных принципов педагогики сотрудничества и сотворчества, является образовательно-развивающей и направлена на гуманизацию и индивидуализацию педагогического процесса. По типу программа является авторской.
Курс включает теоретические занятия и практическое решение задач.
Целью данного курса является развитие у учащихся умения и навыков решения задач по основным разделам классической генетики. через:
- краткое повторение материала, изученного по теме «Генетика»;
- выявление и ликвидацию пробелов в знаниях учащихся по теме и умениях решать задачи, положенные по школьной программе;
- обучения учащихся решению задач по генетике повышенной сложности;
Задачи курса:
образовательные:
- формирование умений и навыков решения генетических задач;
- отработка навыков применения генетических законов;
- обеспечение высокой степени готовности учащихся к ЕГЭ, поступлению в ВУЗы;
- удовлетворение интересов учащихся, увлекающихся генетикой;
развивающие:
- развитие логического мышления учащихся;
воспитательные:
- воспитание и формирование здорового образа жизни.
После прохождения курса учащиеся должны знать:
- основные понятия, термины и законы генетики;
- генетическую символику.
Учащиеся должны уметь:
- правильно оформлять условия, решения и ответы генетических задач;
- решать типичные задачи;
- логически рассуждать и обосновывать выводы.
Прогнозируемые результаты обучения и способы их проверки.
В результате обучения школьники должны:
- расширить знания об основных генетических законах;
- овладеть специальной генетической терминологией;
- научиться решать генетические задачи повышенной сложности;
- уметь применять различные генетические законы при решении задач:
- уметь прогнозировать вероятность передачи по наследству различных генетических нарушений;
- уметь готовить доклады по теоретическому материалу.
Оценивание учащихся
на протяжении курса не предусматривается и основной мотивацией является познавательный интерес и успешность ученика при изучении материала повышений сложности. Поэтому на последних занятиях целесообразно провести зачетные работы по решению всех изученных типов задач, по результатам которых оценить в форме «зачтено», «не зачтено».
Контроль: ученик получает «зачет» по итогам:
- заполнения кроссворда «Генетические термины»;
- выполнения заданий тестового контроля № 1 и № 2;
- выполнения итоговой диагностики: решение генетических задач всех видов;
- защиты проектной работы с презентацией «Составление генетических задач»
Режим занятий.
Программа рассчитана на 34 часа, целесообразно проведение курса как закрепляющего, после изучения тем на уроках биологии.
Периодичность занятий — 1 раз в неделю.
Литература для учащихся.
1. Богданова Т. Л., Солодова Е. А. Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в ВУЗы.-М.: АСТ- ПРЕСС ШКОЛА,2009.-816с.
2. Захаров В. Б. Общая биология: Учебник для 10–11 классов общеобразовательных учебных заведений. — М.: Дрофа, 2002. — 624с.
3. Киреева Н. М. Биология для поступающих в ВУЗы. Способы решения задач по генетике. — Волгоград: Учитель, 2003. — 50с.
4. 5. Петросова Р. А. Основы генетики. Темы школьного курса. — М.: Дрофа, 2004. — 96с.
Литература для учителя.
1. Беркинблит М. Б., Глаголев С. М., Иванова Н. П., Фридман М. В., Фуралев В. А., Чуб В. В. Методическое пособие к учебнику «Общая биология» — М.: МИРОС, 2000. — 93с.
2. Дмитриева Т. А., Суматохин С. В., Гуленков С. И., Медведева А. А. Биология. Человек. Общая биология. Вопросы. Задания. Задачи. — М.: Дрофа, 2002. — 144с.
3. Муртазин Г. М. Задачи и упражнения по общей биологии. Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 2010. — 192с.
4. Пономарева И. Н., Соломин В. П., Сидельникова Г. Д. Общая методика обучения биологии. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 272с.
5. Рувинский А. О., Высоцкая Л. В., Глаголев С. М. Общая биология: Учебник для 10–11 классов школ с углубленным изучением биологии. — М.: Просвещение, 1993. — 544с.
Содержание программы.
Общее количество часов — 34.
1. Введение. 3 часа.
Теоретический курс. Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Методы генетики. Генетическая терминология и символика. История генетических открытий.
2. Моногибридное скрещивание. 5 часов.
Теоретический курс — 2 часа. Закономерности наследования генов при моногибридном скрещивании, установленные Г. Менделем и их цитологические основы.
Практический курс — 3 часа. Решение прямых задач на моногибридное скрещивание. Определение вероятности появления потомства с заданными признаками. Определение количества потомков с заданными признаками. Определение количества фенотипов и генотипов потомков. Решение обратных задач на моногибридное скрещивание. Решение задач на промежуточное наследование признаков. Решение задач на определение групп крови потомков и родителей по заданным условиям. Решение задач на анализирующее скрещивание. Тестовый контроль № 1 на моногибридное скрещивание (4 варианта)
3. Дигибридное скрещивание. 4 часа.
Теоретический курс — 1 час. Закономерности наследования при дигибридном скрещивании, цитологические основы наследования, III закон Менделя.
Практический курс — 3 часа. Решение прямых задач на дигибридное скрещивание. Решение обратных задач на дигибридное скрещивание.
Тестовый контроль № 2 на дигибридное скрещивание (4 варианта)
4. Решение задач на наследование групп крови. 2 часа
Практический курс — 2 часа. Актуализация знаний по теме, решение задач.
5. Сцепленное наследование генов. 5 часов.
Теоретический курс — 2 часа. Закономерности сцепленного наследования. Закон Моргана. Полное и неполное сцепление. Цитологические основы сцепленного наследования: в случае коньюгации хромосом без кроссинговера; в случае коньюгации и кроссинговера между двумя хроматидами; в случае коньюгации хромосом и кроссинговера между одной парой хроматид. Генетические карты. Хромосомная теория наследственности.
Практический курс — 3 часа. Решение задач на сцепленное наследование. Определение количества кроссоверных особей в потомстве. Определение вероятности возникновения различных генотипов и фенотипов потомков по расстоянию между сцепленными генами.
6. Наследование, сцепленное с полом. 4 часа.
Теоретический курс — 1 час. Цитологические основы наследования, сцепленного с полом.
Гомогаметность и гетерогаметность у различных видов живых организмов. Роль половых хромосом в жизни и развитии организмов.
Практический курс — 3 часа. Решение прямых и обратных задач на сцепление признака с Х-хромосомой. Решение прямых и обратных задач на сцепление с У-хромосомой.
7. Взаимодействие неаллельных генов. 6 часа.
Теоретический курс — 2 часа. Эпистаз: доминантный и рецессивный. Комплементарность.
Практический курс — 4 часа. Решение задач на все типы взаимодействия неаллельных генов.
8. Итоговое занятие. 3 часа.
Итоговая диагностика: решение генетических задач всех видов.
Решение занимательных задач.
9. Защита проектной работы с презентацией «Составление генетических задач» (2 часа)
Календарно-тематическое планирование
34 часа
№ |
Тема занятия |
Количество часов |
Формы деятельности уч-ся. Формы контроля. |
|
теория |
практикум |
|||
1. Введение (3 часа) |
||||
1. |
История генетических открытий. Методы генетики. |
1 |
|
|
2. |
Генетические термины и символы. Заполнение кроссворда «Генетические термины» |
1 |
1 |
|
2. Моногибридное скрещивание (5 часов) |
||||
3. |
Закономерности наследования генов при моногибридном скрещивании — Закон единообразия гибридов первого поколения — Закон расщепления признаков — Цитологические основы моногибридного скрещивания. — Полное и неполное доминирование. — Летальные гены — Анализирующее скрещивание
|
2 |
|
|
4. |
Решение генетических задач на моногибридное скрещивание А) Алгоритм решения прямых задач Б) Алгоритм решения обратных задач Г) Решение задач |
|
2 |
|
5. |
Тестовый контроль № 1 на моногибридное скрещивание (4 варианта) |
|
1 |
|
3. Дигибридное скрещивание (4 часа) |
||||
6. |
Закономерности наследования при дигибридном скрещивании |
1 |
|
|
7. |
Решение генетических задач на дигибридное скрещивание А) Алгоритм решения прямых задач Б) Алгоритм решения обратных задач Г) Решение задач |
|
2 |
|
8. |
Тестовый контроль № 2 на дигибридное скрещивание (4 варианта) |
|
1 |
|
4. Решение задач на наследование групп крови (2 часа) |
||||
9. |
Актуализация знаний по теме, решение задач. |
|
2 |
|
5. Сцепленное наследование генов (5 часов) |
||||
10. |
Закономерности сцепленного наследования. — Закон Моргана. — Цитологические основы сцепленного наследования. — Хромосомная теория наследственности. |
2 |
|
|
11. |
Решение задач на сцепленное наследование. |
|
3 |
|
6. Наследование, сцепленное с полом (4 часа) |
||||
12. |
Цитологические основы наследования, сцепленного с полом |
1 |
|
|
13. |
Решение прямых и обратных задач на сцепление признака с Х-хромосомой. Решение прямых и обратных задач на сцепление с У-хромосомой. |
|
3 |
|
7. Взаимодействие неаллельных генов (6 часов) |
||||
14. |
Эпистаз: доминантный и рецессивный. Комплементарность. Полимерия. |
2 |
|
|
15. |
Решение задач на все типы взаимодействия неаллельных генов. |
|
4 |
|
8. Итоговое занятие (3 часа) |
||||
16. |
Итоговая диагностика: решение генетических задач всех видов. |
|
2 |
|
17. |
Решение занимательных задач |
|
1 |
|
9. Защита проектной работы с презентацией «Составление генетических задач» (2 часа) |
Литература:
1. Дикарев С. Д. Генетика: Сборник задач. — М.: Издательство «Первое сентября», 2002.
2. Жданов Н. В. «Решение задач при изучении темы: «Генетика популяций» -М, пед. инст., 2008.
3. «Задачи по генетике для поступающих в ВУЗы» -г. Волгоград, изд. «Учитель», 2010
4. Орлова Н. Н. «Малый практикум по общей генетике (сборник задач)» -Изд. МГУ, 2001.
5. Пономарева И. Н., Корнилова О. А., Чернова Н. М. «Основы общей биологии» М.: Вентана — Граф», 2009.
6. http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
7. http://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.
8. http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.