Как мы развивали творческие способности детей
Автор: Юдина Елена Николаевна
Рубрика: 11. Семейная педагогика
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, февраль 2015)
Дата публикации: 03.02.2015
Статья просмотрена: 45 раз
Библиографическое описание:
Юдина, Е. Н. Как мы развивали творческие способности детей / Е. Н. Юдина. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 255-258. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7302/ (дата обращения: 15.11.2024).
Как часто приходится слышать от окружающих нелицеприятные высказывания в адрес подрастающего поколения:
— Ну и молодёжь пошла!
— Да все они сейчас такие, ничего святого!
Эти слова отзываются болью в сердце. Хочется крикнуть:
— Люди, ведь это же наши дети! Это мы вырастили их такими!
Именно мы, родители являемся главными воспитателями собственных детей. И только от нас зависит, какими они придут во «взрослую жизнь».
А ведь быть родителем — нелегкий труд. К сожалению, искусству быть хорошим отцом или матерью не учат ни в одном учебном заведении. Будущие папы и мамы формируются с детства под сенью родной семьи. Хорошо, если отчий дом дарит тепло и нежность, если ты — нужный и желанный ребёнок. А если нет? Как тогда растить своих будущих детей? Кто поможет молодым неопытным родителям советом?
Перед рождением младшей дочки, мне посчастливилось познакомиться с двумя удивительными книгами: «Мы и наши дети» Никитиных и «Растет дочка, растет сын» Ханхасаевой. Это уникальные в своем роде произведения, в которых мудрые, внимательные многодетные родители делятся своим опытом воспитания малышей с первых дней жизни. Эти книги перевернули мое представление о развитии и воспитании детей.
Сейчас, когда мои дочери уже выросли, мне хочется поделиться своим родительским опытом, рассказать, как мы с мужем воспитывали наших девочек.
Глядя на своих выросших дочерей, я нередко задаю себе вопрос:
- Какова же наша с мужем роль в формировании личности наших детей, в становлении их характеров, в развитии способностей?
- Все ли мы сделали для их развития?
- Какие ошибки мы совершили на этом пути?
- Что не успели или не сумели?
Попытаюсь максимально честно ответить на эти вопросы.
Предлагаю вашему вниманию статью, которая посвящена формированию творческих способностей детей.
Как мы развивали творческие способности детей
Думать о воспитании и развитии детей мы с мужем начинали задолго до их рождения. Прежде всего, хотелось, чтоб наши девочки были здоровы.
— При чем тут развитие творческих способностей? — спросите вы.
Здоровый, крепкий малыш активен. Он все время в движении, он познает окружающий мир, исследуя любой предмет, встречающийся на пути. Он испытывает радость познания, а это стимулирует желание творить.
Поэтому первой нашей родительской задачей стала забота о сохранении и укреплении здоровья детей. Мы очень старались и... наделали кучу ошибок.
Еще до рождения первенца, я прочла массу книг о том, как растить малышей, и, признаться, была сбита с толку. Один автор советовал неукоснительно соблюдать режим дня, другой, наоборот, предлагал гибкий график кормлений, сна и бодрствования, который устанавливал сам ребенок. В одной книге советовали чаще брать грудничка на руки, в другой — не приучать к рукам.
Что было делать мне, неопытной маме? Вот и металась я из крайности в крайность. Бедная моя девочка была сбита с толку подобным поведением.
Маленькая Верочка росла беспокойной, часто болела. А мы с мужем жили в постоянном страхе за здоровье дочки. Наши опасения передавались ей. Создавался замкнутый круг, который удалось разорвать только через несколько лет. По совету нашего участкового врача, мы записали Веру в секцию фигурного катания. Занятия круглый год велись на открытом воздухе и оказали свое благотворное действие: визиты к врачу становились все реже и реже, а дочка крепла и веселела на глазах.
Перед рождением младшей дочки, мне посчастливилось познакомиться с двумя удивительными книгами: «Мы и наши дети» Никитиных и «Растет дочка, растет сын» Ханхасаевой. Это уникальные в своем роде произведения, в которых мудрые, внимательные многодетные родители делятся своим опытом воспитания малышей с первых дней жизни. Эти книги перевернули мое представление о развитии детей. Перечитывая их, я поняла: нет единого для всех рецепта сохранения и укрепления здоровья, просто надо быть очень внимательной к своему ребенку, надо уметь слушать свое родительское сердце и устраивать жизнь так, чтоб режим дня младенца органично вписывался в ритм семьи.
Со второй своей малышкой я вела себя умнее, даже если и боялась чего-либо, не показывала виду. Закаляла с первых дней жизни. Любаша росла спокойным, жизнерадостным ребенком. В 4 года мы привели ее на каток. Фигурное катание не только укрепило здоровье наших девочек, но и оказало огромное влияние на развитие их творческих способностей: ежегодно разучивая новые программы, девочки учились понимать музыкальные произведения, создавая на льду различные образы. В какие только роли они не вживались: тут и русская девушка с широкой душой, и томная восточная красавица, и искрометная венгерка, и лукавая еврейка. А сколько радости доставляла им подготовка ледовых праздников для малышей! Вот уж где раздолье для творчества! Девочки сами придумывали танцы под свою роль, ставили их, сооружали костюмы. А роли-то какие разные: Мальвина, Мартышка, сказочная фея и даже... Карабас-Барабас! Надо ли говорить, что вся семья принимала посильное участие в подобных мероприятиях. Мы с мужем были и советчиками, и критиками, и модельерами, и зрителями. Какое моральное удовлетворение это приносило нам! Как сближало всю семью!
С 19 лет я работала учителем, и, как любой педагог, твердо знала непреложную истину: «только думающая личность может творить». А так как мышление неразрывно связано с речью, еще одной нашей родительской задачей стало развитие речи детей.
Говорить со своими детьми мы начинали задолго до их рождения: ласковые слова, песенки. Когда приносили девочек из роддома домой, поток речи, обращенной к ним, увеличивался. В ход шли песенки, потешки, прибаутки. Позже добавились сказки, загадки, пословицы, поговорки. Наши малышки очень любили такое общение. Обе рано начали говорить.
В период дошкольного детства мы с мужем ежедневно читали дочерям хорошие детские стихи, сказки, рассказы. Порой любимые произведения приходилось перечитывать десятки раз. Не благодаря ли этим многократным повторам речь девочек уже в дошкольном возрасте была грамотной, полной, богатой? И Вера, и Люба знали массу стихов, песенок, сказок.
Обязательным ежедневным ритуалом была песенка мамы или сказка папы на ночь. Чаще всего песня мамы подхватывалась дочкой, порой в ней появлялись дополнительные куплеты, а сказка в пересказе папы обретала новые подробности. Однажды я сочинила историю про Бамбошку-Балабошку, маленького доброго человечка, живущего в духовке на кухне. Помню, с каким восторгом маленькая Верочка слушала рассказы о его приключениях, и, глядя в ее горящие глазки, я придумывала все новые сюжеты. Через пять лет, когда о сказочном человечке пришло время рассказывать двухлетней Любаше, продолжение о его похождениях (проделках) мы придумывали вместе со старшей дочкой — первоклассницей.
Через несколько лет, глядя на то, с какой легкостью пишет Верочка школьные сочинения, я задавала себе вопрос:
— А не наше ли совместное сочинительство прорастает в ребенке?
Читать наши девочки начинали с 4 лет. Но родительские чтения вслух не прекращались. Когда Верочка, а через 5 лет и Любаша, пошли в школу, мы практиковали совместное чтение, чередуясь (мама — дочка), позже часто читали по ролям. Как это увлекательно! Какой простор для творчества! Как интересно читать разными голосами, исполняя одновременно несколько ролей. Может быть, благодаря нашим совместным чтениям, обе девочки обладают ярко выраженными артистическими способностями.
Любили мы играть и в интеллектуальные речевые игры. Сначала это были и простейшие игры «в слова», рифмовки, а позже составление ребусов, шарад, анаграмм и т. п.
Девочкам такое времяпрепровождение очень нравилось. В основном, мы занимались подобными играми в дороге (ходить с детьми пешком приходилось много, так как мы всегда помнили совет врача: поменьше ездить в общественном транспорте, чтоб не подхватить лишних вирусов). Особенно яркое воспоминание: жаркий летний вечер. Идем из сада, обессилившие, нагруженные овощами, а девчонки просят:
— Давайте в слова!
Перед нами задача: «как поступить?». Проще всего отказать детям, ведь мы, взрослые, так измотаны. Но что-то удерживало нас и мы с мужем включались в очередную словесную игру.
Как я теперь рада, что, несмотря на усталость, а порой и нежелание, все же играли с детьми.
Не благодаря ли этим речевым упражнениям, в школе девочки не испытывали никаких трудностей в изучении русского языка и литературы, успешно участвовали в школьных и городских олимпиадах по этим предметам?
Девочки росли, переходили из класса в класс. Казалось бы, старшеклассницам, успешно владеющим речью, помощь родителей не нужна. Но это не так. Детям очень важно было, чтоб их «творения» оценили. Помню, как стоя у плиты, чистя картошку или нарезая овощи для салата, слушала сочинения по литературе одной или философские рассуждения по обществознанию другой. Каждый раз при этом дочери меня удивляли. Они совсем другие. Непохожие на нас. Но как интересно мыслят! Эти «кухонные слушания» помогали мне лучше понять собственных детей.
В 10 классе младшенькая начала принимать участие в заочных олимпиадах «Познание и творчество». Вот где раздолье для фантазии! Какой мощный толчок для развития творческих способностей дают задания конкурсов! А как много труда надо вложить, чтоб получить хороший результат. С каждым туром работы дочки становились интереснее, а я, слушая очередные ее стихи, эссе, рассказы, статьи, все больше поражалась: какой богатый внутренний мир у моей девочки, как много она думает о жизни, о человеческих отношениях, о своем месте в этом мире. А мы с мужем все по привычке считали ее маленькой. Как мы ошибались! И как здорово, что «Познание и творчество» помогло это понять.
Интерес к языку и послужил решающим фактором для выбора будущей профессии: Люба учится в педагогическом университете по специальности «логопедия и сурдопедагогика»
Очень интересно проходили в нашей семье дни рождения девочек.
Подготовка к ним начиналась задолго до самого события. Мы с мужем оформляли газету для именинницы, придумывали различные конкурсы для гостей, покупали простенькие призы. На праздник приглашались только дети. Вера и Люба сами составляли список гостей. Потом мы делали с детьми пригласительные билеты для каждого. Сколько выдумки и фантазии это требовало!
Наконец, долгожданный день наступал! Был праздничный стол и торт со свечами. Но не это становилось главным. Гости вовлекались в конкурсы, различные ролевые игры. Все это очень нравились именинницам и гостям. Удивительно то, что и в 4, и в 10, и в 14 лет ребятишки с удовольствием включались в соревнования. Конкурсы менялись по мере взросления девочек. С каждым годом дочки проявляли все больше самостоятельности. Вера подбирала интересные задания для Любы, и наоборот.
Недавно, листая семейный альбом, старшая дочь обмолвилась, что обязательно будет устраивать подобные праздники для своих детей. Как порадовали меня ее слова!
Послесловие.
Как приятно, что семена, посаженные тобой, растут!
Как радостно сознавать, что мы, родители, сыграли большую роль в формировании творческих способностей своих детей.
Но все же я понимаю, что кое-что мы упустили. Например, мало уделяли времени изобразительному искусству, вовремя не похвалили детские рисунки, не показали, сколько радости может приносить работа с кистью и красками; не рассматривали вместе репродукции картин, очень редко посещали выставки народного творчества. Девочки всегда побаивались рисования (хотя и имели 5 по данному предмету), да и сейчас не испытывают потребности в занятиях такого рода.
С внуками постараемся наверстать упущенное.