Роль правил проектирования и планирования технологии обучения на лекционных занятиях при подготовке будущих профессиональных учителей
Авторы: Исмаилова Зухра Карабаевна, Химматалиев Дустназар Омонович, Белгибаева Нилуфар Кодирали кизи, Махмудова Зебинисо Отакул кизи
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, февраль 2015)
Дата публикации: 06.02.2015
Статья просмотрена: 670 раз
Библиографическое описание:
Исмаилова, З. К. Роль правил проектирования и планирования технологии обучения на лекционных занятиях при подготовке будущих профессиональных учителей / З. К. Исмаилова, Д. О. Химматалиев, Н. К. Белгибаева, З. О. Махмудова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 218-220. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7317/ (дата обращения: 15.11.2024).
В педагогической практике наблюдается стремительное внедрение новых способов и средств обучения. Но становится очевидным, что на смену отдельным формам и методам активного обучения должны прийти целостные образовательные технологии. Однако спроектировать и спланировать образовательный процесс как технологический, может только преподаватель, владеющий технологическими знаниями, умениями и навыками.
К формам организации обучения в вузе относятся лекции, семинары, практические занятия, учебные конференции, консультации, экскурсии, учебная производственная практика.
Лекция — ведущая форма организации обучения. Она способствует реализации следующих функций обучения:
- ориентирующей — позволяет акцентировать внимание студентов на основных положения учебного материала, его роли и значимости в учебной и будущей профессиональной деятельности, на методах его усвоения и т. п.;
- информативной — в ходе лекции преподаватель раскрывает сущность основных научных фактов, положений и выводов и т. п.;
- методологической — в ходе лекции сравниваются и сопоставляются методы исследования, выявляются принципы научного поиска и т. п.;
- воспитательной — лекция призвана возбудить эмоционально-оценочное отношение к учебному материалу и т. п.;
- развивающей — способствует развитию познавательного интереса, способности к логическому рассуждению и доказательствам и т. п.
Структура и модификация лекции, как формы организации обучения, зависит от целеполагания, ее дидактического назначения, места в системе обучения, основного способа представления информации и способа обучения.
Правила проектирования, планирования и реализации технологий обучения на лекционных занятиях при подготовки профессиональной деятельности будущих учителей
1. Тема лекции и продолжительность учебного занятия определяются тематическим планом и рабочей программой дисциплины.
2. План лекции должен отражать последовательность и логику изложения учебного материала, предусмотренного программой.
3. Содержание и объем лекции.
3.1. Содержание лекционного материала должно соответствовать следующим критериям: новизна, научность, доказательность и информативность; наличие ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований и научных доказательств, не перегруженность фактическими (статистическими, и т. п.) данными.
3.2. Объем. Лекция должна содержать столько информации, сколько может быть усвоено аудиторией в отведенное время. Не следует планировать изложение на лекции всего предусмотренного программой материала в ущерб полноте изложения основных/сложных вопросов. Лекцию нужно разгружать от части материала, перенося его на самостоятельное изучение
4. Структуру учебного занятия определяют: его ведущая дидактическая цель и выбранная преподавателем форма лекции:
Таблица 1
Ведущая дидактическая цель учебного занятия.
Форма лекции, ее характерологические особенности
Ведущая дидактическая цель учебного занятия |
Форма лекции, ее характерологические особенности |
Обеспечение ориентировочной основы действий студента по овладению учебной информацией в рамках предмета. |
Вводная лекция Является мотивационным этапом в структуре обучения. Ее назначение — сформировать первичное целостное представление о содержании учебной дисциплины, ее, месте в учебном процессе и роли в их будущей практической деятельности, сориентировать студентов в системе работы, ознакомить с методикой и организацией предстоящей самостоятельной работы, уточнить сроки и формы отчетности и оценки. |
Формирование представлений по учебной теме |
Информационная лекции Это самый традиционный вид лекции: монологическое последовательное изложение учебного материала в соответствии с планом лекции |
Формирование представлений / знаний по учебной теме посредством постановки проблемы и организации поиска ее решения / суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения и т. д. |
Проблемная лекция Новое знание вводится через проблемность вопроса/задачи/ситуации. При этом процесс познания студентов основывается на сотрудничестве и диалоге с преподавателем и приближается к исследовательской деятельности.
|
Формирование представлений/ знаний по учебной теме посредством широкого применения ТСО/ аудиовидео-техники / компьютерных технологий. |
Лекция-визуализация Чтение такой лекции сводится к развернутому и краткому комментированию просматриваемых визуальных материалов. |
Формирование представлений / знаний по учебной теме посредством демонстрации студентам культуры дискуссии, совместного решения проблемы |
Бинарная лекция. Чтение такой лекции представляет собой диалог двух преподавателей/ представителей 2-х научных школ/ ученого и практика/преподавателя и студента. |
Формирование представлений / знаний по учебной теме при активном участии студентов в ее поиске, отборе и изложении. |
Лекция-конференция Проводится как научно-практическое занятие, с заранее поставленной проблемой и системой докладов (длительностью 5–10 мин.), которые в совокупности призваны всесторонне осветить проблему. В конце учебного занятия преподаватель подводит итоги самостоятельной работы и выступлений, дополняет/уточняет информацию, формулирует основные выводы. |
Систематизация знаний, исключая детализацию и конкретизацию. |
Обзорная лекция. Как правило, стержень излагаемых теоретических положений на лекции составляет научно-понятийная и концептуальная основа всего курса или крупных его разделов. |
Углубление, систематизация знаний. |
Лекция-консультация Может проходить по разным сценариям. 1. «Вопросы — ответы» — преподаватель отвечает на вопросы студентов по разделу или всему курсу. 2. «Вопросы — ответы — дискуссия»: преподаватель не только отвечает на вопросы, но и организует поиск ответов. |
Систематизация знаний, исключая детализацию и конкретизацию. |
Итоговая (заключительная) лекция Как правило, завершает изучение курса, обобщает пройденное за весь период. На итоговой лекции преподаватель выделяет основные идеи курса, показывает, каким образом можно использовать полученные знания в будущей профессиональной деятельности и при изучении других дисциплин, разъясняет особенности заключительного контроля, разъясняет особо трудные вопросы вариантов заключительного контроля. |
5. Технология обучения на лекции должна быть разработана в соответствии с правилами проектирования и планирования технологий обучения на учебных занятиях.
6. Эффективность лекции, наряду с другими факторами, определяет качество подготовки визуальных материалов — слайдовой презентации, которая должна отвечать следующим критериям:
- оптимальное количество слайдов для освещения темы лекции;
- вся информация структурирована;
- оформление слайдов соответствует правилам.
При подготовке профессиональной деятельности будущих учителей, правила проектирования и планирования технологий обучения на лекционных занятиях имеет особую роль. Потому что структура и модификация лекции, как форма организации обучения зависит от ценополагания, её дидактического назначения, места в системе обучения. При этом студенты изучая общепрофессиональные и специальные дисциплины ознакамливаются с видами и формами лекции перечисляются планируемые учебные результаты и разъясняется их значение для будущей профессиональной деятельности.
Похожие статьи
Методические основы оптимизации по современному требованию организационного процесса при профессиональной подготовке высококвалифицированных кадров
В данной статье обсуждается организационная методология обучения трудовому образованию в общеобразовательных школах, в соответствии с действующим государственным стандартом образования и учебными планами 5–9 классов, посредством научного и методическ...
Похожие статьи
Методические основы оптимизации по современному требованию организационного процесса при профессиональной подготовке высококвалифицированных кадров
В данной статье обсуждается организационная методология обучения трудовому образованию в общеобразовательных школах, в соответствии с действующим государственным стандартом образования и учебными планами 5–9 классов, посредством научного и методическ...