Роль правил проектирования и планирования технологии обучения на лекционных занятиях при подготовке будущих профессиональных учителей | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , , ,

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, февраль 2015)

Дата публикации: 06.02.2015

Статья просмотрена: 670 раз

Библиографическое описание:

Исмаилова, З. К. Роль правил проектирования и планирования технологии обучения на лекционных занятиях при подготовке будущих профессиональных учителей / З. К. Исмаилова, Д. О. Химматалиев, Н. К. Белгибаева, З. О. Махмудова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 218-220. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7317/ (дата обращения: 15.11.2024).

В педагогической практике наблюдается стремительное внедрение новых способов и средств обучения. Но становится очевидным, что на смену отдельным формам и методам активного обучения должны прийти целостные образовательные технологии. Однако спроектировать и спланировать образовательный процесс как технологический, может только преподаватель, владеющий технологическими знаниями, умениями и навыками.

К формам организации обучения в вузе относятся лекции, семинары, практические занятия, учебные конференции, консультации, экскурсии, учебная производственная практика.

Лекция — ведущая форма организации обучения. Она способствует реализации следующих функций обучения:

-          ориентирующей — позволяет акцентировать внимание студентов на основных положения учебного материала, его роли и значимости в учебной и будущей профессиональной деятельности, на методах его усвоения и т. п.;

-          информативной — в ходе лекции преподаватель раскрывает сущность основных научных фактов, положений и выводов и т. п.;

-          методологической — в ходе лекции сравниваются и сопоставляются методы исследования, выявляются принципы научного поиска и т. п.;

-          воспитательной — лекция призвана возбудить эмоционально-оценочное отношение к учебному материалу и т. п.;

-          развивающей — способствует развитию познавательного интереса, способности к логическому рассуждению и доказательствам и т. п.

Структура и модификация лекции, как формы организации обучения, зависит от целеполагания, ее дидактического назначения, места в системе обучения, основного способа представления информации и способа обучения.

Правила проектирования, планирования и реализации технологий обучения на лекционных занятиях при подготовки профессиональной деятельности будущих учителей

1.         Тема лекции и продолжительность учебного занятия определяются тематическим планом и рабочей программой дисциплины.

2.         План лекции должен отражать последовательность и логику изложения учебного материала, предусмотренного программой.

3.         Содержание и объем лекции.

3.1. Содержание лекционного материала должно соответствовать следующим критериям: новизна, научность, доказательность и информативность; наличие ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований и научных доказательств, не перегруженность фактическими (статистическими, и т. п.) данными.

3.2. Объем. Лекция должна содержать столько информации, сколько может быть усвоено аудиторией в отведенное время. Не следует планировать изложение на лекции всего предусмотренного программой материала в ущерб полноте изложения основных/сложных вопросов. Лекцию нужно разгружать от части материала, перенося его на самостоятельное изучение

4.                  Структуру учебного занятия определяют: его ведущая дидактическая цель и выбранная преподавателем форма лекции:

Таблица 1

Ведущая дидактическая цель учебного занятия.

Форма лекции, ее характерологические особенности

Ведущая дидактическая цель учебного занятия

Форма лекции, ее характерологические особенности

Обеспечение ориентировочной основы действий студента по овладению учебной информацией в рамках предмета.

Вводная лекция

Является мотивационным этапом в структуре обучения. Ее назначение — сформировать первичное целостное представление о содержании учебной дисциплины, ее, месте в учебном процессе и роли в их будущей практической деятельности, сориентировать студентов в системе работы, ознакомить с методикой и организацией предстоящей самостоятельной работы, уточнить сроки и формы отчетности и оценки.

Формирование представлений по учебной теме

Информационная лекции

Это самый традиционный вид лекции: монологическое последовательное изложение учебного материала в соответствии с планом лекции

Формирование представлений / знаний по учебной теме посредством постановки проблемы и организации поиска ее решения / суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения и т. д.

Проблемная лекция

Новое знание вводится через проблемность вопроса/задачи/ситуации. При этом процесс познания студентов основывается на сотрудничестве и диалоге с преподавателем и приближается к исследовательской деятельности.

 

Формирование представлений/ знаний по учебной теме посредством широкого применения ТСО/ аудиовидео-техники / компьютерных технологий.

Лекция-визуализация

Чтение такой лекции сводится к развернутому и краткому комментированию просматриваемых визуальных материалов.

Формирование представлений / знаний по учебной теме посредством демонстрации студентам культуры дискуссии, совместного решения проблемы

Бинарная лекция.

Чтение такой лекции представляет собой диалог двух преподавателей/ представителей 2-х научных школ/ ученого и практика/преподавателя и студента.

Формирование представлений / знаний по учебной теме при активном участии студентов в ее поиске, отборе и изложении.

Лекция-конференция

Проводится как научно-практическое занятие, с заранее поставленной проблемой и системой докладов (длительностью 5–10 мин.), которые в совокупности призваны всесторонне осветить проблему. В конце учебного занятия преподаватель подводит итоги самостоятельной работы и выступлений, дополняет/уточняет информацию, формулирует основные выводы.

Систематизация знаний, исключая детализацию и конкретизацию.

Обзорная лекция.

Как правило, стержень излагаемых теоретических положений на лекции составляет научно-понятийная и концептуальная основа всего курса или крупных его разделов.

Углубление, систематизация знаний.

Лекция-консультация

Может проходить по разным сценариям.

1. «Вопросы — ответы» — преподаватель отвечает на вопросы студентов по разделу или всему курсу.

2. «Вопросы — ответы — дискуссия»: преподаватель не только отвечает на вопросы, но и организует поиск ответов.

Систематизация знаний, исключая детализацию и конкретизацию.

Итоговая (заключительная) лекция

Как правило, завершает изучение курса, обобщает пройденное за весь период.

На итоговой лекции преподаватель выделяет основные идеи курса, показывает, каким образом можно использовать полученные знания в будущей профессиональной деятельности и при изучении других дисциплин, разъясняет особенности заключительного контроля, разъясняет особо трудные вопросы вариантов заключительного контроля.

 

5.         Технология обучения на лекции должна быть разработана в соответствии с правилами проектирования и планирования технологий обучения на учебных занятиях.

6.         Эффективность лекции, наряду с другими факторами, определяет качество подготовки визуальных материалов — слайдовой презентации, которая должна отвечать следующим критериям:

-          оптимальное количество слайдов для освещения темы лекции;

-          вся информация структурирована;

-          оформление слайдов соответствует правилам.

При подготовке профессиональной деятельности будущих учителей, правила проектирования и планирования технологий обучения на лекционных занятиях имеет особую роль. Потому что структура и модификация лекции, как форма организации обучения зависит от ценополагания, её дидактического назначения, места в системе обучения. При этом студенты изучая общепрофессиональные и специальные дисциплины ознакамливаются с видами и формами лекции перечисляются планируемые учебные результаты и разъясняется их значение для будущей профессиональной деятельности.

Основные термины (генерируются автоматически): лекция, учебное занятие, формирование представлений, учебный материал, форма лекции, будущая профессиональная деятельность, правило проектирования, преподаватель, систематизация знаний, форма организации обучения.

Похожие статьи

Использование творческих заданий для формирования исследовательской компетенции студентов на занятиях по информатике

Пути реализации принципов личностно ориентированного обучения на занятиях по информатике

Проектные задачи как составляющая в создании развивающей образовательной среды на уроках в начальных классах

Методические основы оптимизации по современному требованию организационного процесса при профессиональной подготовке высококвалифицированных кадров

В данной статье обсуждается организационная методология обучения трудовому образованию в общеобразовательных школах, в соответствии с действующим государственным стандартом образования и учебными планами 5–9 классов, посредством научного и методическ...

Модель интерактивного обучения в процессе методической работы ДОУ при введении современных федеральных государственных требований

Особенности применения технических средств при организации процесса обучения

Роль самостоятельной работы в профессиональной подготовке будущих педагогов

Роль мнемотехники в развитии познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы

К вопросу об инновационных методах обучения в профессиональной подготовке студентов колледжа

Использование электронного учебно-методического контента в процессе самостоятельной подготовки будущего специалиста

Похожие статьи

Использование творческих заданий для формирования исследовательской компетенции студентов на занятиях по информатике

Пути реализации принципов личностно ориентированного обучения на занятиях по информатике

Проектные задачи как составляющая в создании развивающей образовательной среды на уроках в начальных классах

Методические основы оптимизации по современному требованию организационного процесса при профессиональной подготовке высококвалифицированных кадров

В данной статье обсуждается организационная методология обучения трудовому образованию в общеобразовательных школах, в соответствии с действующим государственным стандартом образования и учебными планами 5–9 классов, посредством научного и методическ...

Модель интерактивного обучения в процессе методической работы ДОУ при введении современных федеральных государственных требований

Особенности применения технических средств при организации процесса обучения

Роль самостоятельной работы в профессиональной подготовке будущих педагогов

Роль мнемотехники в развитии познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы

К вопросу об инновационных методах обучения в профессиональной подготовке студентов колледжа

Использование электронного учебно-методического контента в процессе самостоятельной подготовки будущего специалиста