Формирование и развитие сенсомоторных навыков у детей с умеренной степенью нарушения интеллекта
Авторы: Хощенко Надежда Александровна, Расстегаева Елена Сергеевна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, февраль 2015)
Дата публикации: 06.02.2015
Статья просмотрена: 2044 раза
Библиографическое описание:
Хощенко, Н. А. Формирование и развитие сенсомоторных навыков у детей с умеренной степенью нарушения интеллекта / Н. А. Хощенко, Е. С. Расстегаева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 203-205. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7323/ (дата обращения: 19.12.2024).
Сенсорное развитие — это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Использование дидактических средств, которые формируют сенсорные представления у детей со сложными нарушениями в развитии, является важной и актуальной задачей сегодняшнего дня. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, кожа, обладающая чувствительностью, позволяющей осязать предмет, игрушку. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание и развитие. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию, т. е. сформировать перцептивные действия. Но обследовать предмет, увидеть, ощупать его, еще недостаточно. Необходимо определить отношения выявленных свойств и качеств одних предметов к свойствам и качествам других предметов. Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнить то, что он в настоящий момент воспринимает.
Общепринятыми мерками (эталонами), которые сложились исторически, сравнивают, сопоставляют результаты восприятия. Это системы геометрических форм, шкала величин, меры веса, звуковысотный ряд, спектр цветов, система фонем языка. И все эти эталоны должны быть усвоены ребенком. Выявлено, что развитие восприятия идет путем формирования перцептивных действий, которые обеспечивают сознательное выделение каких-либо свойств чувственно заданной ситуации и преобразование сенсорной информации, приводящее к созданию образа, адекватному предметному миру и соответствующего задачам деятельности. Для ребенка с проблемами в развитии, роль взрослого, способность научить его чему-то, очевидна. Основой познания является чувственное познание восприятие и наглядное мышление, которое развивается в тесной связи с развитием деятельности.
Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы. Чтобы взять предмет одной рукой, ребенок должен быть готов к этому. Если же ребенок не может схватить предмет, то он затруднится его ощутить. Для того чтобы эффективно определять, например, форму и размер предмета, ребенок должен иметь хорошо развитые скоординированные движения мышц обеих рук, мышц глаз и мышц шеи. Таким образом, три группы мышц обеспечивают функцию восприятия. Отсюда видно, что сенсорная и моторная сферы развиваются вместе и в тесной связи с развитием деятельности.
Обращаясь к тематике методической темы, к проблемам освоения сенсорных эталонов (цвет, форма, величина) ребенком со сложными нарушениями в развитии, считаем ее важной и актуальной на сегодняшний день.
Задачи работы над освоением сенсорных эталонов.
1. Создание условий для развития ребенка с особыми потребностями.
2. Создание благоприятного психофизиологического климата в классе.
3. Обеспечение каждому ребенку адекватного для него темпа и способа усвоения сенсорных эталонов с учетом индивидуальных особенностей и степени сложности нарушений развития.
4. Осуществление индивидуальной работы, как специального направления в общей системе воспитательного процесса, помощи в коррекции и профилактике отклонений в развитии.
5. Выявление наиболее эффективных дидактических игр и упражнений, способствующих сенсорному развитию детей со сложными нарушениями в развитии.
Принципы работы над освоением сенсорных эталонов.
- Принцип вариативности моделей познавательной деятельности (каждый имеет право познать то, что привлекает через разнообразные виды деятельности).
- Принцип целостного представления об окружающей среде (каждое новое представление формируется во взаимосвязи с другими предметами и явлениями окружающего мира)
- Принцип деятельности (каждое новое задание вводится не в готовом виде, а через процесс самостоятельного «открывания» ребенком особенностей и свойств изучаемых предметов и явлений).
- Распределение детей по подгруппам в соответствии с уровнем развития речевых, моторных, двигательных навыков.
- Индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку.
- Тесная связь диагностики и коррекции.
- Постепенное усложнение программного содержания занятий в каждом разделе программы.
- Периодическая повторяемость программного материала в целях закрепления.
- Принцип учета актуального и потенциального развития, т. е. учет зоны ближайшего развития.
Направления работы над освоением сенсорных эталонов:
1. Выявление уровня знаний и умений подгруппы детей о сенсорных эталонах.
2. Формулирование целей и предполагаемого конечного результата работы.
3. Формирование и развитие предметно-практической деятельности ребенка, развитие игровой и стимуляция речевой сфер, ИЗО, ЛФК
Формы организации работы: индивидуальная форма, подгрупповая (2–3 человека), закрепление умений и навыков во время проведения режимных моментов и самостоятельной деятельности ребенка. Система индивидуальных коррекционных упражнений, занятий позволяет успешнее решать задачи коррекции нарушений и отклонений. Наполняет конкретным содержанием контакты, которые складываются у ребенка с заботящимся о нем взрослым.
Непосредственная образовательная деятельность осуществляются в виде бесед, индивидуальных игр с педагогами класса, психологом, воспитателем, логопедом. Проводятся совместные игры, для установления эмоционально окрашенного контакта и последующего успешного коррекционного воздействия на ученика в коллективе сверстников.
Содержание непосредственной образовательной деятельности направлено на развитие зрительного восприятия, развитие ориентировочно-исследовательских действий, лежащих в основе познавательной деятельности. Сначала особое внимание уделяется развитию зрительного сосредоточения и прослеживания за объектом, укреплению моторики глаз, формированию согласованных и координированных движений глаз, головы, рук, выработке зрительных дифференцировок, практического выделения формы, величины, восприятию цветов, их различению, соотнесению и запоминанию цветов.
Начало работы над сенсорными эталонами предваряет диагностический этап. Его целью явилось выявление уровня знаний и умений учащихся класса.
Диагностическая таблица (результаты учащихся на начало 2014–2015 учебного года)
Имена |
Цвет |
Форма |
Величина |
Дима Л. |
Цвет выделяет, не показывает |
Форму не выделяет, не показывает |
Величину не определяет |
Саша П. |
Показывает красный цвет |
Форму не выделяет |
Величину не определяет |
Анна К. |
Цвета путает |
Подбирает круг, треугольник по подобию |
Определяет большой, маленький |
Витя И. |
Цвет выделяет, находит, показывает |
Форму знает |
Определяет большой, маленький |
Введена серия упражнений по обучению учащихся на уроках и занятиях с психологом: захватывать, удерживать, манипулировать с предметами разной величины, формы и цвета:
- дидактическая игра «нанизывание колец на стержень» — 2–3 цвета одинакового размета.
- дидактическая игра «Разложи по цвету» (шарики из одной емкости разные по форме, величине).
- дидактическая игра «Найди такой же» (по цвету, форме, величине)
- дидактическая игра «Чудесный мешочек» (определение на ощупь геометрических фигур)
- Лото «Форма — цвет»
- дидактическая игра «Сортер» (протолкнуть предметы определенных форм с нужное отверстие). Работа по закреплению цвета, формы, величины велась на разных видах непосредственной образовательной деятельности: изодеятельности, чтение, письмо и развитие речи, счёт, в упражнениях по конструированию. Также проводились открытые занятия и совместные с родителями игры по показу методов и приемов работы по освоению детьми сенсорных эталонов.
Достигнутый результат к концу первого полугодия 2014–2015 учебного года |
|||
Имена |
Цвет |
Форма |
Величина |
Дима Л. |
Созданы условия для пополнения представлений о цвете |
Созданы условия для пополнения представлений о форме |
Созданы условия для пополнения представлений о величине |
Саша П. |
Научился выделять желтый цвет |
Научился выделять одну форму из ряда других |
Созданы условия для пополнения представлений о величине |
Анна К. |
Научилась соотносить названия с цветом предметов, основные цвета |
Научилась соотносить названия с формой предметов — круг, квадрат |
Научилась соотносить названия с величиной предметов. |
Витя И. |
Расширены представления о цвете дополн.цвет |
Закреплены знания о форме предметов добавлена форма овал |
Пополнились представления о величине |
Структура образовательной деятельности:
1. Установление эмоционального контакта с учениками.
2. Приемы массажа, тактильной стимуляции и лечебной физкультуры.
3. Работа по развитию рук и практических действий с предметами.
4. Упражнения дыхательной гимнастики, логопедическая ритмика и другие пальчиковые игры и упражнения.
5. Серия заданий направлена на развитие хватательных функций рук, ощупывающих движений, простейшего манипулирования и развития простых действий с предметом. Особый акцент делаем на развивающее общение, начиная с доверительных форм бесед.
Методы и приемы, использованные в работе над освоением сенсорных эталонов:
- Практические- обследование предмета; метод проб и ошибок, обводка предмета по контуру, точкам, работа с шаблонами, конструктивные игры.
- Словесные — рассказывание, беседа, словесные игры, ответы на вопросы, слушание текста, разучивание стихов, речь с движением (элементы логоритмики).
- Наглядные — рассматривание предмета, игрушки, картинки, модели, иллюстрации, объекта, натуральных объектов, персонажей кукол, режиссерские игры.
- Игровые — сюрпризные приемы, психологические этюды, создание легкой проблемной ситуации, игры: имитационные, дидактические, развивающие, словесные, с куклой, предметами.
В результате проведенной работы были достигнуты немалые результаты. Ученики стали лучше ориентироваться в форме, величине, цвете предметов. Улучшилось тактильное восприятие. Дети учатся словесно подкреплять увиденное, осязаемое, тем самым закрепляют полученные знания, умения и навыки, пополняют свой активный словарь. Выявлены наиболее эффективные дидактические игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию детей со сложными нарушениями в развитии. А также создана картотека наиболее удачных игр для сенсорного развития учащихся с умеренной степенью нарушения интеллекта.
Литература:
1. Монтессори М. «Помоги мне это сделать самому». Сб. Сост. М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. — М.: ИД «Карапуз», 2000.
2. Метиева Л.А, Удалова Э. Я. «Развитие сенсорной сферы детей» Коррекционная педагогика, Просвещение — 2003г.