Формирование и развитие сенсомоторных навыков у детей с умеренной степенью нарушения интеллекта | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Хощенко, Н. А. Формирование и развитие сенсомоторных навыков у детей с умеренной степенью нарушения интеллекта / Н. А. Хощенко, Е. С. Расстегаева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 203-205. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7323/ (дата обращения: 19.12.2024).

Сенсорное развитие — это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Использование дидактических средств, которые формируют сенсорные представления у детей со сложными нарушениями в развитии, является важной и актуальной задачей сегодняшнего дня. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, кожа, обладающая чувствительностью, позволяющей осязать предмет, игрушку. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание и развитие. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию, т. е. сформировать перцептивные действия. Но обследовать предмет, увидеть, ощупать его, еще недостаточно. Необходимо определить отношения выявленных свойств и качеств одних предметов к свойствам и качествам других предметов. Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнить то, что он в настоящий момент воспринимает.

Общепринятыми мерками (эталонами), которые сложились исторически, сравнивают, сопоставляют результаты восприятия. Это системы геометрических форм, шкала величин, меры веса, звуковысотный ряд, спектр цветов, система фонем языка. И все эти эталоны должны быть усвоены ребенком. Выявлено, что развитие восприятия идет путем формирования перцептивных действий, которые обеспечивают сознательное выделение каких-либо свойств чувственно заданной ситуации и преобразование сенсорной информации, приводящее к созданию образа, адекватному предметному миру и соответствующего задачам деятельности. Для ребенка с проблемами в развитии, роль взрослого, способность научить его чему-то, очевидна. Основой познания является чувственное познание восприятие и наглядное мышление, которое развивается в тесной связи с развитием деятельности.

Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы. Чтобы взять предмет одной рукой, ребенок должен быть готов к этому. Если же ребенок не может схватить предмет, то он затруднится его ощутить. Для того чтобы эффективно определять, например, форму и размер предмета, ребенок должен иметь хорошо развитые скоординированные движения мышц обеих рук, мышц глаз и мышц шеи. Таким образом, три группы мышц обеспечивают функцию восприятия. Отсюда видно, что сенсорная и моторная сферы развиваются вместе и в тесной связи с развитием деятельности.

Обращаясь к тематике методической темы, к проблемам освоения сенсорных эталонов (цвет, форма, величина) ребенком со сложными нарушениями в развитии, считаем ее важной и актуальной на сегодняшний день.

Задачи работы над освоением сенсорных эталонов.

1.         Создание условий для развития ребенка с особыми потребностями.

2.         Создание благоприятного психофизиологического климата в классе.

3.         Обеспечение каждому ребенку адекватного для него темпа и способа усвоения сенсорных эталонов с учетом индивидуальных особенностей и степени сложности нарушений развития.

4.         Осуществление индивидуальной работы, как специального направления в общей системе воспитательного процесса, помощи в коррекции и профилактике отклонений в развитии.

5.         Выявление наиболее эффективных дидактических игр и упражнений, способствующих сенсорному развитию детей со сложными нарушениями в развитии.

Принципы работы над освоением сенсорных эталонов.

-          Принцип вариативности моделей познавательной деятельности (каждый имеет право познать то, что привлекает через разнообразные виды деятельности).

-          Принцип целостного представления об окружающей среде (каждое новое представление формируется во взаимосвязи с другими предметами и явлениями окружающего мира)

-          Принцип деятельности (каждое новое задание вводится не в готовом виде, а через процесс самостоятельного «открывания» ребенком особенностей и свойств изучаемых предметов и явлений).

-          Распределение детей по подгруппам в соответствии с уровнем развития речевых, моторных, двигательных навыков.

-          Индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку.

-          Тесная связь диагностики и коррекции.

-          Постепенное усложнение программного содержания занятий в каждом разделе программы.

-          Периодическая повторяемость программного материала в целях закрепления.

-          Принцип учета актуального и потенциального развития, т. е. учет зоны ближайшего развития.

Направления работы над освоением сенсорных эталонов:

1.      Выявление уровня знаний и умений подгруппы детей о сенсорных эталонах.

2.      Формулирование целей и предполагаемого конечного результата работы.

3.      Формирование и развитие предметно-практической деятельности ребенка, развитие игровой и стимуляция речевой сфер, ИЗО, ЛФК

Формы организации работы: индивидуальная форма, подгрупповая (2–3 человека), закрепление умений и навыков во время проведения режимных моментов и самостоятельной деятельности ребенка. Система индивидуальных коррекционных упражнений, занятий позволяет успешнее решать задачи коррекции нарушений и отклонений. Наполняет конкретным содержанием контакты, которые складываются у ребенка с заботящимся о нем взрослым.

Непосредственная образовательная деятельность осуществляются в виде бесед, индивидуальных игр с педагогами класса, психологом, воспитателем, логопедом. Проводятся совместные игры, для установления эмоционально окрашенного контакта и последующего успешного коррекционного воздействия на ученика в коллективе сверстников.

Содержание непосредственной образовательной деятельности направлено на развитие зрительного восприятия, развитие ориентировочно-исследовательских действий, лежащих в основе познавательной деятельности. Сначала особое внимание уделяется развитию зрительного сосредоточения и прослеживания за объектом, укреплению моторики глаз, формированию согласованных и координированных движений глаз, головы, рук, выработке зрительных дифференцировок, практического выделения формы, величины, восприятию цветов, их различению, соотнесению и запоминанию цветов.

Начало работы над сенсорными эталонами предваряет диагностический этап. Его целью явилось выявление уровня знаний и умений учащихся класса.

Диагностическая таблица (результаты учащихся на начало 2014–2015 учебного года)

Имена

Цвет

Форма

Величина

Дима Л.

Цвет выделяет, не показывает

Форму не выделяет, не показывает

Величину не определяет

Саша П.

Показывает красный цвет

Форму не выделяет

Величину не определяет

Анна К.

Цвета путает

Подбирает круг, треугольник по подобию

Определяет большой, маленький

Витя И.

Цвет выделяет, находит, показывает

Форму знает

Определяет большой, маленький

 

Введена серия упражнений по обучению учащихся на уроках и занятиях с психологом: захватывать, удерживать, манипулировать с предметами разной величины, формы и цвета:

-          дидактическая игра «нанизывание колец на стержень» — 2–3 цвета одинакового размета.

-          дидактическая игра «Разложи по цвету» (шарики из одной емкости разные по форме, величине).

-          дидактическая игра «Найди такой же» (по цвету, форме, величине)

-          дидактическая игра «Чудесный мешочек» (определение на ощупь геометрических фигур)

-          Лото «Форма — цвет»

-          дидактическая игра «Сортер» (протолкнуть предметы определенных форм с нужное отверстие). Работа по закреплению цвета, формы, величины велась на разных видах непосредственной образовательной деятельности: изодеятельности, чтение, письмо и развитие речи, счёт, в упражнениях по конструированию. Также проводились открытые занятия и совместные с родителями игры по показу методов и приемов работы по освоению детьми сенсорных эталонов.

Достигнутый результат к концу первого полугодия 2014–2015 учебного года

Имена

Цвет

Форма

Величина

Дима Л.

Созданы условия для пополнения представлений о цвете

Созданы условия для пополнения представлений о форме

Созданы условия для пополнения представлений о величине

Саша П.

Научился выделять желтый цвет

Научился выделять одну форму из ряда других

Созданы условия для пополнения представлений о величине

Анна К.

Научилась соотносить названия с цветом предметов, основные цвета

Научилась соотносить названия с формой предметов — круг, квадрат

Научилась соотносить названия с величиной предметов.

Витя И.

Расширены представления о цвете дополн.цвет

Закреплены знания о форме предметов добавлена форма овал

Пополнились представления о величине

 

Структура образовательной деятельности:

1.                  Установление эмоционального контакта с учениками.

2.                  Приемы массажа, тактильной стимуляции и лечебной физкультуры.

3.                  Работа по развитию рук и практических действий с предметами.

4.                  Упражнения дыхательной гимнастики, логопедическая ритмика и другие пальчиковые игры и упражнения.

5.                  Серия заданий направлена на развитие хватательных функций рук, ощупывающих движений, простейшего манипулирования и развития простых действий с предметом. Особый акцент делаем на развивающее общение, начиная с доверительных форм бесед.

Методы и приемы, использованные в работе над освоением сенсорных эталонов:

-          Практические- обследование предмета; метод проб и ошибок, обводка предмета по контуру, точкам, работа с шаблонами, конструктивные игры.

-          Словесные — рассказывание, беседа, словесные игры, ответы на вопросы, слушание текста, разучивание стихов, речь с движением (элементы логоритмики).

-          Наглядные — рассматривание предмета, игрушки, картинки, модели, иллюстрации, объекта, натуральных объектов, персонажей кукол, режиссерские игры.

-          Игровые — сюрпризные приемы, психологические этюды, создание легкой проблемной ситуации, игры: имитационные, дидактические, развивающие, словесные, с куклой, предметами.

В результате проведенной работы были достигнуты немалые результаты. Ученики стали лучше ориентироваться в форме, величине, цвете предметов. Улучшилось тактильное восприятие. Дети учатся словесно подкреплять увиденное, осязаемое, тем самым закрепляют полученные знания, умения и навыки, пополняют свой активный словарь. Выявлены наиболее эффективные дидактические игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию детей со сложными нарушениями в развитии. А также создана картотека наиболее удачных игр для сенсорного развития учащихся с умеренной степенью нарушения интеллекта.

 

Литература:

 

1.                  Монтессори М. «Помоги мне это сделать самому». Сб. Сост. М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. — М.: ИД «Карапуз», 2000.

2.                  Метиева Л.А, Удалова Э. Я. «Развитие сенсорной сферы детей» Коррекционная педагогика, Просвещение — 2003г.

Основные термины (генерируются автоматически): развитие, величина, дидактическая игра, предмет, ребенок, цвет, пополнение представлений, эталон, непосредственная образовательная деятельность, окружающий мир.

Похожие статьи

Формирование коммуникативной толерантности у детей с выраженными нарушениями интеллекта

Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха

Формирование коммуникативной функции у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Формирование коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом

Развитие эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с ментальными нарушениями

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта с помощью игр

Формирование и развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством игровой деятельности

Развитие речи у детей с задержкой речевого развития с помощью сенсорных игр и упражнений

Когнитивные нарушения и их взаимосвязь с двигательными расстройствами у детей дошкольного возраста, страдающих ДЦП

Похожие статьи

Формирование коммуникативной толерантности у детей с выраженными нарушениями интеллекта

Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха

Формирование коммуникативной функции у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Формирование коммуникативных навыков у детей с ранним детским аутизмом

Развитие эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с ментальными нарушениями

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта с помощью игр

Формирование и развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Развитие сенсомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством игровой деятельности

Развитие речи у детей с задержкой речевого развития с помощью сенсорных игр и упражнений

Когнитивные нарушения и их взаимосвязь с двигательными расстройствами у детей дошкольного возраста, страдающих ДЦП