Роль книги в жизни ребёнка
Автор: Щеголева Ольга Викторовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, март 2015)
Дата публикации: 07.03.2015
Статья просмотрена: 4253 раза
Библиографическое описание:
Щеголева, О. В. Роль книги в жизни ребёнка / О. В. Щеголева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 91-94. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7348/ (дата обращения: 19.12.2024).
Всем известен интерес детей к книге. Это увлечение возникает на пути от простого любопытства к удивлению, от удивления к активной любознательности, а от неё к знанию. Природную любознательность ребёнка полнее всего удовлетворяют книги. Очень много зависит от того, как относятся к книге в семье. Важно правильно отбирать материал для чтения, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка. Пусть ребёнку прочитают немного, но каждая страница может оставить глубокий след в его сердце и сознании. Важный способ приобщения детей к книге — чтение вслух. Небольшая беседа об авторе книги, название произведения создадут своеобразную установку, психологически подготовят детей к прослушиванию произведения. Способствует развитию интереса к книге и циклическое чтение, то есть в течение некоторого времени книга читается по частям или отдельно по главам. Во время вынужденного перерыва у ребят постоянно поддерживается интерес к дальнейшему содержанию книги. Важно уметь раскрыть воспитательный потенциал книги, донести её до ума и сердца ребёнка. Именно процесс чтения способствует духовному общению родителей и детей, устанавливает взаимопонимание, близость, доверительность, без которых немыслимо воспитание. Лучшие детские книги, представляя собой, высокие образцы художественного слова, воспитывают у детей чувство прекрасного и делают жизнь полнее и интереснее. В книгах содержится большой жизненный опыт, а взрослый помогает ребёнку воспринимать его осмысленно. Рекомендуя для чтения ту или иную книгу, очень важно учитывать интересы и склонность конкретного ребёнка. Многих родителей волнует вопрос формирования интереса к книге и культуры чтения. Культура же чтения тесно связана с понятием сознательного отношения к книге, умением внимательно и вдумчиво слушать. Интересен приём использования традиций семьи: детям читать то, что читали в детстве их родители. Постепенно можно подвести ребёнка к самостоятельному выбору книги. Здесь важно соблюдать такт, без нажима, доверчиво, без принуждения и запретов влиять на выбор книги. В семьях, где на это не обращают внимания, где книга не приветствуется вовсе или её читают нетерпеливо, поверхностно, мы встречаемся ещё с заменой чтения на просмотр телевизора, что приносит лишь вред ребёнку. Итак, книга создаёт важнейшие предпосылки для дальнейшего развития ума ребёнка, нравственности и эстетического восприятия мира. Дома хорошо иметь библиотечку детской художественной литературы, которая обычно хранится вместе с вашей библиотекой на отдельной полке. Ребёнку дают две-три книги на определённый отрезок времени, а затем заменяют новыми. Делают это для того, чтобы не рассеивать внимание ребёнка на множество книг, чтобы он глубоко осваивал содержание литературного произведения, мог осмыслить его, пересказать, детально рассмотреть иллюстрации. Здесь книжный фонд детской домашней библиотеки может быть систематизирован по возрастному признаку. Это помогает родителям организовать чтение ребёнка в соответствии с его возрастными возможностями, а также видеть перспективу пополнения библиотеки. Книги можно подбирать так: русские классики, современная детская литература, зарубежная детская литература, стихи современных поэтов. Чтение литературных произведений доводит до сознания детей все неисчерпаемые богатства родного языка, способствует тому, что дети начинают пользоваться этим богатством. В старшем дошкольном возрасте у детей воспитывается способность слышать художественную выразительность слова; закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его выразительности, точности, меткости, образности. Когда мы знакомим детей с художественной литературой, стараемся решить разнообразные задачи, связанные с развитием речи детей. Вопросы по содержанию рассказа, стихотворения или сказки могут задаваться в самой разнообразной форме. На начальном этапе ребёнку важно объяснить, что с книгой даже ненужной обращаться небрежно нельзя, а тем более рисовать или вырезать из неё картинки. Помнить всегда если дошкольник привык обращаться с книгой аккуратно, то став школьником, он перенесёт этот навык и на учебники, тетради, другие школьные принадлежности. Только личный пример родителей может развить в ребёнке полезные привычки. Это считается самым эффективным способом воспитания детей и подростков. Они порой бессознательно копируют взрослых и копируют все хорошее и плохое. Дети, которые проводят много времени с родителями за изучением литературных произведений, намного более подготовлены к жизни в обществе. Они уже знают пути решения многих проблем и выходы из самых разных ситуаций. Их мир интересней и богаче.
Методика чтения книг:
Мы должны помочь нашим детям научиться читать с помощью нескольких способов. Некоторые из них могут показаться весьма простыми и очевидными методами, но важно понять, что процесс обучения чтению идёт постепенно, зачастую на это уходит несколько лет. Невозможно привить любовь к чтению, просто дав в руки ребёнка книгу, не пытайтесь увидеть в глазах вашего ребёнка моментально вспыхнувший огонь и любовь к книгам и чтению. Существует довольно много факторов, которые будут отвлекать ребёнка, например, такие занятия, которые не требуют усилий и принесут ему большее удовлетворение, как, например, просмотр телевизора. Ниже приведено несколько идей (конечно, не все возможные идеи), которые помогут привить любовь к чтению у вашего ребёнка, от которого он будет получать наслаждение.
- Будьте примером вашему ребёнку.
Когда последний раз вы брали в руки книгу? А ваш ребёнок заставал вас за чтением книги? Помните, как было подчёркнуто выше, ребёнок повторяет действия взрослых. Вы — родитель, и для вашего ребёнка вы являетесь человеком, на которого он старается быть похожим, поэтому если вы будете ежедневно читать, то это окажет просто огромное влияние на вашего ребёнка. Даже если вы просто будете шумно перелистывать читаемые вами газетные статьи и читать вслух, то это также окажет сильное влияние на вашего ребёнка, ваш ребёнок будет воспринимать информацию, он будет знать, что происходит за пределами вашего дома или города. В некоторых семьях за 20–30 минут перед сном все вместе читают до тех пор, пока не придёт время ложиться спать. Таким образом, родители демонстрируют, что чтение играет очень важную роль в их жизни, и что на чтение должно быть уделено немного времени.
- Чаще ходите в библиотеку.
Самое лучшее место, которое мы можем найти, где не скапливается большое количество людей и где можно спокойно почитать, это библиотека. В библиотеке есть отделы детской фантастики и многие из библиотек отдают книги на дом. Самое великолепное — это то, что вы можете забрать книги домой, конечно же, при условии, что вы вернёте книгу вовремя, в указанный срок. Более того, это практически бесплатно. Возьмите себе в привычку ходить в библиотеку каждое субботнее утро, таким образом вы покажете ребёнку какую важную роль играет чтение книг, более того это ещё и бесплатно. Дети постепенно смогут выбирать сами себе книги по вкусу, по своим интересам, тем самым самовыражаясь и подчеркивая свою индивидуальность. Важно, чтобы ребёнок выражал своё отношение к тому, что он читает. Вы можете воспитывать в нём «заинтересованного» читателя, сами комментируя текст, например, так: «Эта история напоминает мне о…» или «Интересно, может ли этот персонаж…» Вскоре ваш ребёнок захочет сам связывать прочитанное со своими переживаниями и событиями реальной жизни.
- Не поощряйте стремление малыша часто смотреть телевизор.
Простейший способ отключить мозги — это включить телевизор. Да, ребёнок способен почерпнуть информацию из некоторых тщательно отобранных детских передач, однако это пассивное обучение. Оно не помогает детям учиться самостоятельно, быть активным участником познавательного процесса. Дети, которые учатся с телевизионного экрана, привыкают ждать, что все ответы придут к ним в виде готовых мелькающих картинок, танцующих животных и лёгких мотивчиков. Они становятся нелюбознательными учениками, у которых подавлено желание делать собственные открытия. Поэтому старайтесь меньше сидеть у телевизора, а когда малыш смотрит, смотрите вместе с ним.
- Чтение должно стать каждодневной обязанностью для детей перед тем, как они лягут спать.
Почему же не почитать книгу вслух за полчаса до того, как все лягут спать. Это занятие определенно намного полезней и лучше, чем просмотр телевизора. К тому же чтение особым образом подготавливает детей ко сну. Чтение вслух вызывает у ребёнка бурные эмоции, оно уносит его прямо в сказку, у ребёнка начинает работать воображение.
Ведущая роль принадлежит чтецу, то есть взрослому, а ребёнок выступает в роли слушателя. Это даёт возможность взрослому контролировать процесс чтения: соблюдать ритм, варьировать текст (например, вставлять имя ребёнка в стихи о детях), делая его более доступным и понятным; читать ярко и выразительно; следить за реакцией ребёнка. Чтение ребёнку вслух — задача не из лёгких. Нельзя монотонно произносить текст, его нужно обыгрывать, не торопиться, создавать голосом образы героев произведения.
Такое чтение несколько отличается от самостоятельного чтения взрослого — упоительного путешествия в страну литературных образов, проходящем в тишине и спокойствии, требующем одиночества и полного погружения в мир фантазий. Малыш ни минуты не сидит на месте, он постоянно задаёт какие-то вопросы, быстро отвлекается. Взрослому нужно быть готовым реагировать на внезапно возникшие по ходу текста вопросы, комментарии, а также такие проявления своего отношения к прочитанному, как плач, смех, протест против изложенного в тексте хода событий. У ребёнка начинает работать воображение, он начинает постепенно мечтать, подходя к третьей главе рассказа, вы замечаете, что ваш ребёнок уснул.
- Пусть ваш ребёнок читает вслух.
Чтение вслух развивает речь вашего ребёнка. Он будет стараться произносить правильно слова, которые он будет встречать в книге. Как родитель, вы сможете следить, как развивается ваш ребёнок. Когда вы посчитаете нужным, вы сможете сделать некоторые необходимые замечания ребёнку. Даже если ваш ребёнок читаете книгу, пока вы на кухне готовите ужин (вы можете подумать этого недостаточно, но это не так), это тоже полезно, это также будет оказывать положительное влияние на ребёнка. Произношение слов, которых ребёнок еще не встречал, никогда до этого, также очень полезно. Ведь таким образом ребёнок учится выполнять задания самостоятельно, будет наполнять их чувством гордости, тем самым, способствуя развитию чувства собственного достоинства. В период становления самостоятельного чтения ребёнка очень важно создавать дополнительные условия для его речевого развития, так как его речь, недавно бывшая только устной, теперь приобрела еще одну форму бытования — письменную. В этом вам помогут самые разные издания, содержащие различные ребусы, словесные задачки и игры. У юного книголюба неизбежно возникает мысленная картинка прочитанного. Поэтому он лучше запоминает детали и с большей охотой читает для удовольствия. Обращайте внимание детей на черты характера персонажей или, к примеру, на элементы одежды.
- В гостиной должны преобладать книги.
Во многих комнатах главное место занимают телевизоры, упор сделан не на книги, а на телевизор. Эта статья никоим образом не была написана с целью критиковать и ругать телевидение, однако все же все должно быть в балансе. Вам необходимо положить книги на журнальный столик таким образом, чтобы они были заметны и выделялись. Еще лучше будет, если вы сможете переставить книжный шкаф и поставить его в гостиную комнату, где вы сможете спокойно хранить все книги. В детской вы можете хранить все детские книги в шкафчике размером с полку, для этого прекрасно подойдет какая-нибудь коробка, которую вы можете найти в каком-нибудь шкафу. Что же делать со всеми книгами, которые скопились на протяжении всего года, с прошедшего Нового года? Вспомните такое выражение: «С глаз долой — из сердца вон». Так и надо поступить с ними.
В заключение, хотелось бы сказать, что все, что вы прочитали и узнали из данной статьи — далеко не весь список возможных методов, но если вы хотите быть уверенными, что ваш ребёнок полюбит книги и чтение, то необходимо следовать всем вышеуказанным советам. Конечно же, шансы того, что ваш ребёнок полюбит книги увеличатся, если вы будете поощрять своего ребёнка ежедневно читать. К тому же удостоверьтесь в том, что они смотрят на вас, смотрят, что вы читаете книги и учатся благодаря вашим примерам. Школьники, которым приходится сражаться с каждым прочитанным словом и которые с трудом понимают текст, вряд ли смогут получить удовольствие от самого процесса. Они любыми средствами будут пытаться избежать этой повинности, что скажется на успеваемости. Но успехи в учёбе, разумеется, не единственная причина развивать в своём чаде навыки чтения. Ребёнок, которому сам этот процесс приносит искреннее удовольствие, всегда найдет, чем заняться в свободное время. И это будет помогать ему в достижении желаемых высот. Прививание любви к книгам и чтению вашего ребёнка, должно быть семейным делом и даже обязанностью до тех пор, пока он не закончит колледж. К этому времени пригодится все, чему вы научили своего ребёнка.
Литература:
1. И. Н. Тимофеева «100 книг вашему ребёнку».
2. Л. Е. Стрельцова «Литература и фантазия».
3. Л. П. Стрелкова «Уроки сказки».
4. Б. А. Бугрименко «Чтение без принуждения».
5. И. И. Тихомирова «Психология детского чтения от А до Я».