Психолого-педагогические основы нравственного воспитания на уроках физической культуры
Автор: Абдулаева Мадина Алиасхабовна
Рубрика: 2. История образования и педагогики
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, март 2015)
Дата публикации: 16.02.2015
Статья просмотрена: 974 раза
Библиографическое описание:
Абдулаева, М. А. Психолого-педагогические основы нравственного воспитания на уроках физической культуры / М. А. Абдулаева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7363/ (дата обращения: 19.12.2024).
Воспитание подрастающего поколения в духе нравственности — одна важнейшая задача школы на всех этапах ее развития. В современных условиях, когда роль морального фактора в нашем обществе особенно возросла, проблемы нравственного воспитания в процессе формирования всесторонне развитой личности приобретают первостепенное значение.
Ничто так не возвышает личность, как активная жизненная позиция, сознательное отношение к общественному долгу, когда единство слова и дела становиться повседневной нормой поведения. Выработать такую позицию, и есть задача нравственного воспитания. Успешное решение этой общей задачи во многом зависит от усилий школы, детских и юношеских организаций, семьи.
Позиция личности — это устойчивые, сознательные отношения личности к обществу, труду, к себе и другим людям, обусловленная системой социальных ценностей. В школьном возрасте эта позиция только складывается, формируется. Процесс этот не гладкий, не спокойный, и школе приходится решать целый ряд сложных проблем, связанных с нравственным становлением личности ученика. В повседневной жизни и деятельности подростков, в коллективе накапливается моральный опыт: сплав нравственных знаний, поступков и переживаний. Но сам факт включения в разнообразную деятельность (учебную, трудовую, игровую, спортивную) еще всегда дает положительный нравственный результат. При, одинаковых практических результатах (например, достижение высокой успеваемости, выполнение общественно полезных заданий и др.) в совместной деятельности могут возникать разные нравственные отношения: солидарности и взаимопомощи, взаимного уважения и равенства, совместное переживание успехов и недуг или наоборот, проявление эгоизма, честолюбия, тщеславия.
Многие действия учеников не имеют прямого отношения к нравственности. Школьники учатся: решают задачи, пишут сочинения, ставят опыты, приобретают практические навыки в труде. Но в деятельности, помимо видимых результатов (приобретенных знаний, умений, навыков), имеются еще и результат нравственный. Он проявляется в отношении школьников к своим обязанностям, к самой деятельности и ее результатам, к другим людям. Поэтому одновременно с отбором содержания, методов и форм воспитательной работы перед учителем всегда стоит задача организации нравственных отношений учащихся.
Формирование нравственной самостоятельности подростков возможно в том случае, если воспитательный процесс в школе на всех ступенях обучения строится таким образом, что в нем предусматриваются ситуации (естественные или специальные), в которых школьник ставится перед необходимостью и получает возможность сделать самостоятельный выбор поступка (ситуация нравственного выбора) в соответствии или вопреки установившимся в школьном коллективе нормам нравственного поведения, т. е. иметь реальные возможности для претворения в жизнь своих взглядов и убеждений. Не менее актуальная задача — нравственного воспитания — формирование у подростков потребности в труде, осознание того, что участие в труде является основной общественной функцией человека. Идейно-политическое и нравственное воспитание воедино связано с участием подрастающего поколения в коллективном труде.
Нравственное начало пронизывает всю многообразную деятельность школьника. Поэтому нравственное воспитание должно быть не только главным направлением в воспитательной работе, но и органически срастаться со всеми другими направлениями всестороннего развития личности.
В данной работе мы, рассмотрим психологические аспекты нравственного воспитания подростков на уроках физической культуры. Здесь раскроем такие вопросы воспитания, как формирование нравственного сознания, чувств и поведения у подростков в процессе учебных занятий, в различных формах внеклассной работы в общешкольном коллективе.
Содержание нравственного воспитания в нашем обществе, в том числе и в процессе физического воспитания, как известно, направлено на формирование нравственного сознания, чувств, взглядов и норм поведения, морально-волевых качеств в духе требований современной морали.
Задача учителя физической культуры состоит в том, чтобы раскрыть перед учащимися на конкретных примерах из спорта благородство честных поступков спортсменов на соревнованиях дать учащимся возможность осознать, что сохранение собственного достоинства и уважение зрителей стоят дороже, чем победа, достигнутая нечестным путем.
Следует, правда, учитывать, что ребята часто прямолинейно воспринимают призыв учителя быть честными и правдивыми, не признают никаких исключений из правил. Например, они склонны без всякого стеснения, выражать свое мнение о неудачном исполнении упражнения их товарищем. Учитель, делающий в связи с этим ученику замечание, часто слышит в ответ: «Вы же сами говорили, что всегда и везде надо говорить правду, а Коля ведь на самом деле неуклюжий толстяк!»
Поэтому, призывая учащихся к правдивости, учитель должен в то же время объяснять учащимся, что не всякая правда должна публично высказываться, что надо щадить самолюбие товарища, проявляя при этом другое нравственное качество — тактичность.
Нравственное воспитание — это процесс, направленный на формирование твердых моральных убеждений, нравственных чувств и навыков поведения.
Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
- переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период — физического, умственного, нравственного, социального. По всем направлениям происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознание, тип отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности содержательной стороны морально-этических инстанций, опосредующих поведение, деятельность и отношения;
- важность подросткового, периода определяется тем, что в нём закладываются основы и намечается общее направление в формировании моральных и социальных установок личности;
- общее направление в развитие взрослости подростков может быть разным, и каждое направление может иметь множество вариантов;
- проблема биологического фактора в развитии подростка обусловлена тем, что именно в этом возрасте происходят координальные изменения в организме ребёнка на пути биологической зрелости, развёртывается процесс полового созревания;
- подростковый возраст характеризуется с одной стороны бурным подъемом энергии, а с другой повышенной чуткостью к постоянным действиям;
- перестройка нейроизморальных соотношений часто является основой общей неуравновешенности подростка, его раздражительностью, взрывности, двигательной активности, периодической вялости, апатии;
- половое созревание стимулирует развитие интереса к другому полу, появлению новых ощущений, переживаний;
- особенности проявлений и протекания подросткового периода определяются конкретными социальными обстоятельствами жизни и развития подростка, его общественным положением в мире взрослых;
- специфическая активность подростка заключается в большой восприимчивости норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях;
- возникновение у подростка представление о себе как о человеке, уже перешагнувшем границы детства, определяет его переориентацию с одних норм и ценностей на другие — с детских на взрослые;
- права взрослых подросток ограничивает, а свои расширяет и претендует на уважение его личности и человеческого достоинства, на доверие и расширение самостоятельности, т. е. на известное равноправие с взрослыми;
- у мальчиков качество мужественности становится существенными критериями оценки взрослого товарища, себя и превращаются в специфическую категорию личностных ценностей;
- подросток ориентируется на взрослого как на образец (в качестве выполнения обязанностей и овладение умениями) и занимает позицию его помощника;
- благополучие близких людей становятся для него чрезвычайно важными, приобретают характер жизненной ценности.
Опираясь на выработанные обществом нравственные представления, усваивая их, превращая в своё достояние, человек в определенной мере сам регулирует своё поведение и с позиций этих нравственных представлений оценивает действия других.
Мораль слагается из нравственной деятельности, поведения людей, их поступков, особым образом мотивированных, и с моральных отношений, моральных чувств и сознания, в которых отражаются и закрепляются нравственные деятельность и отношения.
Поведение нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела, выбирая единственно возможный верный путь решения стоящий перед ним проблемы. Уверенному поведению соответствует твёрдая внутренняя убеждённость. Гармония мыслей и дел — гарантия нравственного поведения в любой ситуации, при возникновении новых и неожиданных проблем.
Литература:
1. Баданова О. С. и др. «О нравственном воспитании подростков» М.: Просвещение, 2012-с111.
2. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. А. В. Петровского. М., 2013-С.288.
3. Марьенко И. С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. — М., 2007. 102 с.
4. Рувинский Л. И. Нравственное воспитание личности. М., Издательство Моск. университета, 2011–184 с.
5. Санкин М. И. Методика нравственного воспитания учащихся профтехучилищ на занятиях физической культурой. М.: Высш. Школы, 1989-с. 192.