Педагогическая философия учителя
Автор: Гузанова Светлана Викторовна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, март 2015)
Дата публикации: 16.02.2015
Статья просмотрена: 7459 раз
Библиографическое описание:
Гузанова, С. В. Педагогическая философия учителя / С. В. Гузанова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 106-108. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7386/ (дата обращения: 15.11.2024).
Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он — олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания.
Адольф Дистервег
Само слово «УЧИТЕЛЬ» как личность с определенными взглядами и позицией содержит в себе всю мою педагогическую философию. Целью нашей работы было обобщить свой педагогический опыт. В современной литературе представлено достаточно большое количество исследований, связанных с изучением учительской профессии. Многочисленные исследования посвящены изучению стилей педагогического общения, личности педагога, профессионализму, однако, не так много работ посвящено педагогической философии, которая характеризует установку, нормы и правила, которых придерживается учитель, взаимодействуя с детьми, по моему мнению, изучен недостаточно.
Представленный материал содержит обобщение по анализу профессиональной деятельности учителя. Анализ философской, историко-педагогической и психолого-педагогической литературы, обобщение собственного опыта, что педагогическая философия — это мера и способ творческой самореализации личности учителя в разнообразной педагогической деятельности и общении, направленных на создание педагогических ценностей и технологий. Данная работа основана на сборе и обработке педагогической, методической и психологической литературы, а так же на основе анализа собственного опыта, анкетирования и диагностики учащихся и их родителей.
Тезисы педагогической философии предельно просты. Удивляясь — удивлять, увлекаясь — увлекать — вот так можно сформулировать основной. Любое познание мира начинается с удивления. Удивление — это эмоции, это интерес к предстоящему делу, это мотив к действию. Важно научить своих воспитанников идти трудными дорогами познаний, не ждать готовых решений, а искать и находить знания самим.
Самым важным в работе является любовь и уважение детей. Надо стараюсь смотреть на каждого ученика как на отдельную личность со своими особенностями и предпочтениями, а так же со своими проблемами и трудностями.
А что значит быть учителем? Это не только возможность чему-то научить учится, но еще и возможность каждый день общаться, открывая для себя новое. Меняются дети, меняюсь и учителя вместе с ними. Смотреть на мир глазами детей, находить в этом радость и удовлетворение, думать о своих учениках, сопереживать их успехам и неудачам, нести за них ответственность. Ведь учитель-это не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа — это призвание, это жизнь. Быть учителем — это и значит жить.
Если учитель не может удержать дисциплину в классе, то об остальных его талантах дети так и не узнают.
Учитель — профессия круглосуточная и нужно научиться отвлекаться и увлекаться, иметь творческие интересы, тогда и детям будет интересно.
Учиться, учится и еще раз учится.
Учитель должен знать больше ученика и постоянно пополнять свои знания. В своей области нужно быть профессионалом. То есть учиться и учиться. Он должен учиться у учеников, у родителей и у общества.
К.Д Ушинский сказал: «Учитель живет до тех пор, пока учится; как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.
Уважай ученика, как себя.
Учитель должен уважать своих учеников, какие бы сюрпризы они ему не выдали. Не допустимы словесные и тем более физические оскорбления в адрес учеников. При взаимоотношениях с учеником допустим не унизительный и корректный юмор.
Держи дистанцию.
Учитель всегда должен иметь дистанцию с учеником и родителями. Не допустимы панибратские отношения. А также невозможно касание тела ученика. Любое касание можно прокомментировать по-разному. Давать повод для разговоров недопустимо. Находиться от ученика на расстоянии не ближе вытянутой руки. И чем старше дети, тем больше расстояние.
Слово имеет большую силу.
Голос учителя не должен звучать громче положенного в данной ситуации. Чем острей ситуация, тем тише должен быть голос. Учитель должен контролировать каждое своё слово. Учитель должен помнить, что взрослый всегда должен быть мудрее и если возникнет конфликтная ситуация, то, не разрешив её, учитель подставит под сомнение свой профессионализм.
Не навреди себе и другим.
Учитель является примером для подражания. И все вредные привычки будут усвоены учеником. Поэтому у учителя вредных привычек не должно быть. Или учитель их должен так спрятать от ученика, чтобы тот о них не знал.
Доброта спасёт мир.
Авторитет учителя будет непререкаем, если он будет выполнять предыдущие заповеди. Учитель должен быть добрым человеком. Злого учителя никто не любит, потому что он не любит себя самого.
Учитель — это не человек, оказывающий образовательные услуги, это человек, с которого берёт пример подрастающее поколение.
Не научил — не спрашивай. Научи учиться.
Быть готовым предотвратить всякие неожиданности и правильно реагировать на них, чтобы не приостановить ход урока, не отвлечь внимание детей и т. д.
Урок завершать так, чтобы познавательный интерес не был полностью удовлетворен, и оставалась перспектива познания новых знаний.
Подытоживать сделанную работу на уроке: кто чему научился, кто доволен и кто не доволен своей работой, какой получился урок, какие возникают пожелания.
Благодарить детей за содействие учителю и сотрудничество на уроке.
Учитель дает школьнику не готовый результат, а способ, с помощью которого он достигается.
Педагог помогает детям раскрыть для себя личностный смысл любого изучаемого на уроке материала.
Помните, что каждый учитель на судьбе ребёнка ставит свой автограф.
Проделанная работа позволяет сделать вывод, что педагогическая философия оказывает определенное влияние на развитие, обучение и воспитание детей. Она, бесспорно, формирует профессиональную культуру учителя, позволяет успешно выстраивать отношения с учениками и создавать условия для творческого развития школьник.
Педагог — это добрый и верный друг, к которому всегда можно обратиться за помощью. Я не знаю, кем станет каждый из них в будущем, главное — не подавить его как личность в настоящем.
Работа учителя, требует полной самоотдачи, затраты умственных, физических и душевных сил; педагог должен быть проницательным психологом, который способен заметить лучшие человеческие качества в человеке, помочь им раскрыться. Случайные люди редко задерживаются в этой профессии.
Терпение, умение слушать и слышать, понимать детей, адекватно выбирать приёмы и методы педагогической работы, твёрдая уверенность в себе и в своих учениках, желание не только учить, но и учиться — вот профессиональные качества, которыми должен обладать настоящий педагог.
Педагог, который уважает личность в своих учениках, всегда уважаем и любим. Не навязывая себя, а раскрывая стремления и потребности ребенка, показывая, что каждый сам творит себя, проявляет свою неординарность. Учителю очень хочется, чтобы его ученики были яркими и неповторимыми.
Настоящий педагог проходит нелегкий путь становления личности вместе со своими воспитанниками, отдавая свои знания, свои силы, свою душу. Предназначение человека, решившего посвятить себя формированию будущего поколения, заключается в том, чтобы помочь своим воспитанникам пройти трудный путь, даже узенькую и труднопроходимую тропу; не тянуть за руку на гору, находясь на ее вершине, а помочь преодолеть ее, вовремя подставив плечо.
Сократ сравнивал учителя с дождевой каплей. Ведь как дождь раскрывает потенциал каждого зерна, так и учитель — открывает и воспитывает личность ученика. Профессия учителя — одна из самых трудных, важных, ответственных. Учитель, видит свое предназначение не только и не столько в том, чтобы научить детей премудростям науки, сколько в том, чтобы помочь им определиться в жизни, направить их по верной тропе.
Для осуществления поставленных целей в учитель в работе активно применяет информационно-коммуникативные технологии, так как современный урок невозможно представить без технических средств обучения. Поэтому, сейчас важна информационно — технологическая компетенция учителя. Но, никакой, даже самый современный компьютер не заменит учителя, его эмоционального слова.
Модель современного учителя реализуется через участие в научно-методической деятельности по изучению и распространение актуального педагогического опыта, участие в профессиональных конкурсах, семинарах, научно-практических конференциях, что помогает ему творчески расти развиваться.
Каждый ребенок — это звездочка. Нужно отдать много времени и сил, чтобы каждая звездочка сияла еще ярче. Ведь чем ярче звезды — тем светлее, полноценнее наша жизнь. А потому и венец моей философии бесхитростен. Учитель — это не просто педагог, а упорный труженик. Его мастерство — не счастливые находки, а результат кропотливого труда.
Находясь в постоянном поиске и не давая себе остановиться на достигнутом-вот кредо современного педагога. Во всем хочется дойти до самой сути, свершать открытия и схватывать нить событий. Учитель — это не профессия, это — образ жизни. Наверное, в этом и есть суть педагогической философии. Эту профессию должны выбирать люди любящие детей.
В ходе работы над статьей была представлен взгляд на современного учителя и его педагогическую философию, рассмотрено основное ее содержание. В данный момент нет определенной структуры педагогической философии, различные авторы предлагают разные варианты.
Литература:
1. Рогов Е. И. Личность учителя: теория и практика. — Ростов н/Д., 1998.
2. Маркова А. К. Психология труда учителя. — М., 1993.
3. Шадриков В. Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности. — М., 1982
4. Амонашвили Ш. А. Улыбка моя, где ты? — М.,2003.
5. Артамонова Е. И. Развитие духовной культуры учителя: Теория и методика. — М., 2000.
6. http://pedsovet.org/content/view/23672/251/
7. http://uchebnikionline.com/pedagogika/pedagogika_vischoyi_shkoli_-_turkot_ti/zmist_struktura_komunikativnoyi_kulturi_pedagoga.htm