Развитие социальной компетентности дошкольника при ознакомлении с трудом взрослых в условиях ФГОС | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Захарова, Т. В. Развитие социальной компетентности дошкольника при ознакомлении с трудом взрослых в условиях ФГОС / Т. В. Захарова, М. А. Рыньгач. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 62-63. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7388/ (дата обращения: 17.10.2024).

С первых дней жизни малыша родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Ребенок дошкольного возраста проявляет избирательное отношение к разным видам деятельности, у отдельных детей рано обнаруживается интерес и склонность к рисованию, музыке, конструированию и т. д. Дети в играх подражаю взрослым и воспроизводят их действия, присваивают себе роли воспитателей, продавцов, врачей, строителей и т. д. Ярко выраженная склонность детей к определенным ролям, играм, видам труда или другой деятельности свидетельствует о первых проявлениях «профессиональной направленности» в развитии личности ребенка.

Воспитать у детей психологическую готовность к труду возможно только в процессе деятельности. Поэтому необходимо создать такие условия, при которых дети могли бы использовать животворные примеры поведения взрослых. Это показ детям разнообразного труда взрослых и объяснение его значения и непосредственная организация совместной деятельности взрослых и детей. Ознакомление с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные задания и представления о труде и воспитать уважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь к труду. Одновременно решается задача воздействия и на поведение детей — вызвать желание трудиться, работать добросовестно, тщательно.

Занятия по ознакомлению с трудом взрослых планируются с младшей группы. С детьми младшего возраста организуют так, чтобы малыши накопили конкретные представления о наиболее близких, доступных непосредственному наблюдению видах труда взрослых. Эти наблюдения проводят во время экскурсий к месту труда работников детского сада, а позднее — в ходе экскурсий за пределы детского сада. Представления, полученные детьми младшего возраста о труде взрослых, создают предпосылки к развитию в дальнейшем умения видеть все, что сделано человеком, ценить труд взрослых. Детей среднего возраста знакомят с теми видами труда взрослых, которые можно непосредственно наблюдать, при этом расширяется возможность практического участия в труде самих детей. С детьми старшего дошкольного возраста проводят ряд занятий по ознакомлению с трудом взрослых, по обучению практическим трудовым навыкам и воспитанию культуры труда.

Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют сюжетно-ролевые игры профессионально-ориентированной направленности. В играх дети учатся комбинировать непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, фильмов, книг. Постепенно дошкольники начинают повторять действия людей разных специальностей, моделируют их профессиональное поведение.

В работе по ознакомлению детей разными профессиями можно использовать различные игровые упражнения. Предлагаю следующие игровые упражнения:

«Изобрази человека любой профессии»

Выбирается водящий, он становится в центр круга. Остальные дети, взявшись за руки, произносят такие слова:

Мы в профессии играем,

По душе их выбираем

И мечтаем поскорее

Мамы с папой стать взрослее.

Чтоб не просто так мечтать,

Кем ты, (имя), хочешь стать?

Водящий изображает действия- дети должны угадать профессию.

«Угадай по результату профессию»

Воспитатель предлагает детям по очереди брать картинки с изображением предмета — результата чьей- либо деятельности. Взяв картинку, дети должны назвать профессию и действия, которые выполняет человек этой профессии (картинки: платье, дом, пирог, фотография…).

«Определи по предмету профессию»

Дети по очереди достают из мешочка предметы (половник, вата, монеты, расческа, свисток, указка и т. п.), которые необходимы для той или иной профессиональной деятельности. По предмету дети должны назвать профессию, в которой предмет используется.

«Что лишнее?»

Воспитатель раскладывает четыре картинки с изображением предметов- помощников (например, шприц, вата, йод, бинокль). Ребенок должен назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.

«Что напутал художник?»

Воспитатель показывает детям картинку, где изображены люди разных профессий, занимающиеся не своей деятельностью, например: повар строит дом, медсестра продает игрушки в магазине. Дети отвечают на вопросы: «Что перепутал художник?», «Почему?».

«Подбери картинку»

Перед ребенком в случайном порядке разложены карточки с изображением людей разных профессий (первый ряд) и их рабочих мест (стройка, поликлиника, больница, парикмахерская, детский сад, столовая и т. п.) (второй ряд). Ребенок должен выбрать карточку из первого ряда, назвать профессию взрослого и подобрать картинку с изображением соответствующего рабочего места, ответить на вопрос: «Где может работать человек этой профессии?» (Например: медсестра может работать в больнице, поликлинике, в детском саду; парикмахер в парикмахерской, в салоне красоты и т. п.)

Использование «Колец Луллия» при ознакомлении детей с профессиями взрослых.

Кольца Луллия позволяют формировать у детей подвижность мышления, вариативность ответов в рамках заданной темы, они вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу.

Описание метода.

Раймонд Луллий (жил в XIII—XIV вв.) создал приспособление, которое представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки).

В верхней части стержня устанавливается стрелка. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. Луллий на секторах размещал рисунки, писал слова и целые изречения. Любой желающий мог задать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо было расшифровать, подключив воображение.

Для работы с дошкольниками целесообразно использовать не более четырех кругов разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8. Круги Луллия могут использоваться и в репродуктивной деятельности по ознакомлению с окружающим, развитию речи, математике и др. Кольца Луллия — одно из средств развития интеллектуально — творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ и РТВ для использования в дошкольных учреждениях. Это приспособление представляет собой 3 подвижных круга с диаметрами 40, 55 и 70 сантиметров. Круги разделены на 8 секторов, имеют общую ось. На большой круг накладывается средний, затем малый. В каждый из секторов можно вставить карточку с рисунком или схематичным изображением объекта.

Итогом нашей работы в этом направление будет то, что дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире профессий, осознают ценное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе.

 

Литература:

 

1.      И. Щипкова «Знакомим с профессиями» журнал «Дошкольное воспитание № 1 2009г.

2.      Н.Чубенко «Ребенок в мире профессий» журнал «Дошкольное воспитание» № 11 2007г.

3.      В. Г. Нечаева «Воспитание дошкольника в труде» 1986г.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, труд взрослых, детский сад, профессия, вид деятельности, вид труда взрослых, картинка, младший возраст, ознакомление детей, человек этой.

Похожие статьи

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО

Развитие познавательной деятельности дошкольника через экспериментирование в условиях введения ФГОС ДО

Развитие и воспитание личностных качеств дошкольника в условиях ДОО и семьи

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с учётом требований ФГОС

Педагогические условия развития игровой деятельности младших дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Развитие нравственного компонента личности дошкольника в условиях образовательной среды ДОУ

Особенности развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста

Формирование профессионально-нравственных потребностей педагога дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО

Способы взаимодействия педагогов ДОУ в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Похожие статьи

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО

Развитие познавательной деятельности дошкольника через экспериментирование в условиях введения ФГОС ДО

Развитие и воспитание личностных качеств дошкольника в условиях ДОО и семьи

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с учётом требований ФГОС

Педагогические условия развития игровой деятельности младших дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Развитие нравственного компонента личности дошкольника в условиях образовательной среды ДОУ

Особенности развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста

Формирование профессионально-нравственных потребностей педагога дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО

Способы взаимодействия педагогов ДОУ в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО