Авторская программа по внеурочной деятельности «Мир вокруг нас»
Автор: Жалилова Вера Алексеевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, март 2015)
Дата публикации: 21.02.2015
Статья просмотрена: 1357 раз
Библиографическое описание:
Жалилова, В. А. Авторская программа по внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» / В. А. Жалилова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 110-117. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7398/ (дата обращения: 15.11.2024).
Пояснительная записка
Актуальность программы
Воспитание экологической культуры — актуальнейшая задача современности. Процесс экологического образования и воспитания, безусловно, сложный и продолжительный. На этапе формирования личности человека в этом процессе должны принимать участие и родители, и школа, и учреждения дополнительного образования. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования. Особая роль в этом принадлежит внеурочной деятельности. В отличие от школьных дисциплин, где учащиеся жестко привязаны к расписанию, учебным планам, данная программа может предоставить более широкие возможности в области экологического образования и воспитания.
Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы со школьниками. Одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе.
Актуальность разработанной программы продиктована, во-первых, отсутствием в теории и практике экологического образования в школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для школьников. Во-вторых, что в настоящее время перед обществом остро стала проблема загрязнения окружающей среды. К сожалению, общество осознало это, когда уже стали ощутимы отрицательные последствия потребительского отношения людей к природе, когда состояние среды обитания отрицательно сказалось на здоровье огромного количества людей, когда на планете практически не осталось уголков нетронутой природы. Рост промышленности, нерациональное использование природных ресурсов и ведет к гибели природы, а значит и человечества.
Основным из решений данной проблемы является воспитание «нового» человека, становление экологической культуры личности и общества.
В настоящее время общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. В создавшихся условиях естественным стало появление разнообразных личностно-ориентированных технологий.
Предлагаемая программа является закономерным продолжением программ по разделам «Окружающий мир» как начальной школы, так и программ курса «Естествознание».
Полноценность использования данной программы обеспечивается, на мой взгляд, тем, что она органично соединяет базовые знания по неживой природе с определенным объемом знаний по живой природе и тем самым подготавливает учащихся к последующему изучению естественнонаучных предметов. Структурирование новых знаний происходит в ключе основных экологических понятий, раскрывающих характер взаимоотношений человека и природы.
Цель программы — формирование и развитие экологического культуры личности и сообразного поведения у школьников
Задачи:
- стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;
- способствовать развитию творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека;
- обеспечивать развитие исследовательских навыков, умений, учить принимать экологически целесообразные решения.
- формировать осознанные представления о нормах и правилах поведения в природе и привычки их соблюдения в своей жизнедеятельности.
- вовлекать учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения.
Программа разработана для обучающихся 5 класса на 34 часа занятий — 1 раз в неделю.
№ |
Название темы |
Количество часов |
Из них |
|
аудиторные |
внеаудиторные |
|||
1. |
Вводное занятие. |
1 |
1 |
- |
2. |
Что такое экология. |
5 |
1 |
4 |
3. |
Части биосферы. |
10 |
1 |
9 |
4. |
Живая природа. |
13 |
4 |
9 |
5. |
Природоохранная деятельность. |
5 |
2 |
3 |
|
ИТОГО |
34 |
9 |
25 |
Тематический план.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Тема занятия |
Всего часов |
Из них |
УУД регулятивные (Р.), познавательные (П.), коммуникативные (К.), личностные (Л.) |
Формы организации занятий |
Формы контроля |
||||||||
аудиторные |
внеаудиторные |
|||||||||||||
Введение (1час). |
||||||||||||||
1. |
Правила поведения в природе. |
1 |
1 |
- |
Р.: применять подбор информации для составления портфолио; П.: устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями; К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения знаний на занятии; Л.: формировать адекватную самооценку собственного здоровья. |
Беседа |
Наблюдение |
|||||||
Что такое экология? (5 часов). |
||||||||||||||
1. |
Наука экология. |
1 |
1 |
- |
Р.: применять подбор информации для составления портфолио; П.: давать оценку экологии в жизни человека; К.: приобретается опыт учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками; Л.: формировать экологическое мышление. |
Круглый стол |
Наблюдение |
|||||||
2. |
Биосфера-живая оболочка Земли. |
1 |
- |
1 |
Р.: определять цели и задачи усвоения новых знаний; П.: давать оценку населенности биосферы; К.: осуществлять взаимный контроль и сотрудничество со сверстниками; Л.: формирование экологически сообразного поведения учащихся в природе. |
Презентация |
Наблюдение |
|||||||
3. |
Экологические системы. |
1 |
- |
1 |
Р.: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; П.: давать оценку экологических систем; К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения знаний; Л.: формирование основ экологической грамотности. |
Ролевая игра |
Наблюдение |
|||||||
4. |
Цепи питания. |
1 |
- |
1 |
Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; П.: устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями; К.: осваиваются различные способы взаимной помощи партнёрам по общению, осознаётся необходимость доброго, уважительного отношения между партнёрами; Л.: внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к мнению сверстников. |
Тренинг |
Мониторинг |
|||||||
5. |
Природные зоны родного края. |
1 |
1 |
- |
Р.: предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, его временных характеристик; П.: умение извлекать информацию, представленную в разной форме (вербальной, иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и др.), в разных источниках (учебник, атлас, карта, справочная литература, словарь, Интернет и др.); К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний; Л.: внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к окружающим. |
Беседа |
Публичное выступление |
|||||||
Части биосферы (10 часов). |
||||||||||||||
1. |
Геологическое строение Земли. |
1 |
- |
1 |
Р.: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; П.: пользоваться готовыми моделями для изучения строения природных объектов, объяснения причин природных явлений, последовательности их протекания; К.: осуществляется совместная познавательная, трудовая, творческая деятельность в парах, в группе; Л.: формирование адекватной самооценки обучающихся. |
Праздник |
Наблюдение |
|||||||
2. |
Горные породы и минералы. |
1 |
- |
1 |
Р.: использовать теорию на практике; П.: давать оценку горных пород и минералов; К.: соблюдать правила безопасности; Л.: формирование адекватной самооценки обучающихся. |
Демонстрация |
Наблюдение |
|||||||
3. |
Охрана почв. |
1 |
- |
1 |
Р.: предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, его временных характеристик; П.: умение извлекать информацию, представленную в разной форме (вербальной, иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и др.), в разных источниках (учебник, атлас, карта, справочная литература, словарь, Интернет и др.); К.: умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); Л.: формирование адекватной самооценки обучающихся. |
Презентация |
Наблюдение |
|||||||
4. |
Атмосфера. Значение атмосферы. |
1 |
- |
1 |
Р.: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; П.: проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов (их свойств) и явлений, ставя задачу, подбирая лабораторное оборудование и материалы, проговаривая ход работы, описывая наблюдения во время опыта, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках, в речевой устной и письменной форме; К.: обогащается их опыт культурного общения с одноклассниками, в семье, с другими людьми; Л.: формировать адекватную самооценку здоровья обучающихся. |
Диспут |
Наблюдение |
|||||||
5. |
Погода и климат Поволжья. |
1 |
1 |
- |
Р.: осознавать границы собственных знаний и умений о природе, человеке и обществе; П.: давать оценку погоде и климату; К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний; Л.: формировать адекватную самооценку здоровья обучающихся. |
Кинопросмотр |
Тестирование |
|||||||
6. |
Наблюдения за жизнью растений и животных. |
1 |
- |
1 |
Р.: использовать теорию на практике; П.: проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов (их свойств) и явлений, ставя задачу, подбирая лабораторное оборудование и материалы, проговаривая ход работы, описывая наблюдения во время опыта, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках, в речевой устной и письменной форме; К.: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); Л.: формировать адекватную самооценку здоровья обучающихся. |
Исследование |
Мониторинг |
|||||||
7. |
Загрязнение атмосферы человеком. |
1 |
- |
1 |
Р.: использовать теорию на практике; П.: давать оценку загрязнению атмосферы; К.: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); Л.: формировать адекватную самооценку здоровья обучающихся. |
Исследование |
Мониторинг |
|||||||
8. |
Гидросфера. Значение воды для всего живого. |
1 |
1 |
- |
Р.: предвосхищать результат и уровень усвоения знаний, его временных характеристик; П.: давать оценку значения воды. К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний; Л.: формировать адекватную самооценку здоровья обучающихся. |
Беседа |
Тестирование |
|||||||
9. |
Обитатели водной среды. |
1 |
- |
1 |
Р.: оценивать правильность выполнения своих действий; П.: давать оценку обитателей водной среды; К.: приобретается опыт учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками; Л.: формирование положительного отношения к живой природе. |
Видеоконференция |
Наблюдение |
|||||||
10. |
Источники загрязнения воды. |
1 |
- |
1 |
Р.: осознавать границы собственных знаний и умений о природе, человеке и обществе; П.: давать оценку загрязнения воды; К.: обогащается их опыт культурного общения с одноклассниками, в семье, с другими людьми; Л.: формирование основ экологической грамотности. |
Конкурс |
Наблюдение |
|||||||
Живая природа (13 часов) |
||||||||||||||
1. |
Клеточное строение организмов. Из чего состоит растение. |
2 |
1 |
1 |
Р.: использовать теорию на практике; П.: проводить несложные опыты по изучению природных объектов (их свойств) и явлений, ставя задачу, подбирая лабораторное оборудование и материалы, проговаривая ход работы, описывая наблюдения во время опыта, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках; К.: приобретается опыт учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками; Л.: формирование основ экологической грамотности. |
Исследование |
Наблюдение |
|||||||
2. |
Как живет растение. |
2 |
1 |
1 |
Р.: использовать теорию на практике; П.: проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов (их свойств) и явлений; К.: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); Л.: формирование основ экологической грамотности. |
Презентация |
Наблюдение |
|||||||
3. |
Вырасти сам. |
2 |
- |
2 |
Р.: использовать теорию на практике; П.: проводить несложные опыты по изучению природных объектов (их свойств) и явлений, ставя задачу, подбирая лабораторное оборудование и материалы, проговаривая ход работы, описывая наблюдения во время опыта, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках; К.: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Л.: формирование положительного отношения к живой природе. |
Исследование |
Наблюдение |
|||||||
4. |
Многообразие растений. |
1 |
- |
1 |
Р.: применять подбор информации для составления портфолио; П.: систематизировать полученные знания; К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний; Л.: формирование положительного отношения к живой природе. |
Проект |
Портфолио |
|||||||
5. |
Природные сообщества леса, луга. |
1 |
- |
1 |
Р.: использовать теорию на практике; П.: давать оценку природных сообществ, моделировать объекты и явления окружающего мира; К.: осуществляется совместная познавательная, трудовая, творческая деятельность в парах, в группе; Л.: формирование положительного отношения к живой природе. |
Викторина |
Тестирование |
|||||||
6. |
Лекарственные растения. |
1 |
- |
1 |
Р.: использовать теорию на практике; П.: давать оценку лекарственных растений; К.: осуществляется совместная познавательная, трудовая, творческая деятельность в парах, в группе; Л.: формирование положительного отношения к живой природе. |
Экскурсия |
Наблюдение |
|||||||
7. |
Комнатные растения. |
1 |
- |
1 |
Р.: использовать теорию на практике; П.: давать оценку комнатных растений; К.: осуществляется совместная познавательная, трудовая, творческая деятельность в парах, в группе; Л.: формирование основ экологической грамотности. |
Исследование |
Тестирование |
|||||||
8. |
Фауна нашего края. |
1 |
1 |
- |
Р.: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; П.: давать оценку фауне родного края; К.: приобретается опыт учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками; Л.: формирование положительного отношения к живой природе. |
Конкурс |
Наблюдение |
|||||||
9. |
Экологические группы животных. |
1 |
1 |
- |
Р.: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; П.: давать оценку экологических групп животных; К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний; Л.: формирование основ экологической грамотности. |
Викторина |
Наблюдение |
|||||||
10. |
Влияние человека на флору и фауну. |
1 |
- |
1 |
Р.: использовать теорию на практике; П.: давать оценку фауне родного края; К.: осуществляется совместная познавательная, трудовая, творческая деятельность в парах, в группе; Л.: формирование основ экологической грамотности. |
Акция |
Публичное выступление |
|||||||
Природоохранная деятельность (5 часов) |
||||||||||||||
1. |
Охрана природы в России. |
1 |
1 |
- |
Р.: вносить необходимые коррективы, подводить итоги своей познавательной, учебной, практической деятельности; П.: давать оценку охраны природы в России; К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний; Л.: формирование активной жизненной позиции. |
Журнал |
Наблюдение |
|||||||
2. |
Рачейский бор-памятник природы. |
1 |
- |
1 |
Р.: использовать теорию на практике; П.: давать оценку памятникам природы; К.: осуществляется совместная познавательная, трудовая, творческая деятельность в парах, в группе; Л.: формирование активной жизненной позиции. |
Экскурсия |
Наблюдение |
|||||||
3. |
Село Старая Рачейка как урбосистема. |
1 |
- |
1 |
Р.: использовать теорию на практике; П.: описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков (известных характерных свойств); К.: взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения теоретических знаний; Л.: формирование активной жизненной позиции. |
Конференция |
Публичное выступление |
|||||||
4. |
Итоговое занятие: «Что мы узнали?» |
2 |
1 |
1 |
Р.: вносить необходимые коррективы, подводить итоги своей познавательной, учебной, практической деятельности; П.: систематизировать полученные знания; К.: умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); Л.: формирование экологического мышления. |
Круглый стол |
Портфолио |
|||||||