Инновационные коррекционные педагогические технологии
Автор: Евсюткина Полина Александровна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, март 2015)
Дата публикации: 19.02.2015
Статья просмотрена: 5217 раз
Библиографическое описание:
Евсюткина, П. А. Инновационные коррекционные педагогические технологии / П. А. Евсюткина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 183-185. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7417/ (дата обращения: 19.12.2024).
«Инновация» — что это такое? С инновационными методами я знакома не понаслышке. Работая в специальном (коррекционном) классе VIII вида всегда старалась находить различные формы работы с детьми, которые были бы им доступны, интересны, способствовали разностороннему развитию личности.
Считаю, что использование современных образовательных технологий обеспечивает гибкость образовательного процесса, повышает познавательный интерес учащихся, способствует коррекции их недостатков развития, творческой активности. Благодаря внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения дети с ограниченными возможностями здоровья имеют больший шанс приобрести необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повысить уровень мотивации к обучению.
В своей педагогической практике применяю следующие инновационные образовательные технологии:
- Игровая технология.
- Здоровьесберегающие технологии.
- Технология дифференцированного обучения.
- Технология деятельностного обучения.
- Метод проектов.
- Технология интегрированного обучения.
- Ведение ученического «Портфолио».
Игровые технологии — единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей, путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер. В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин.
Например:
Китайские иероглифы. Раздаются карточки. В них с «китайскими иероглифами» написаны термины или имена царей, которых ученики должны учить дома. Чтобы прочесть это слово или словосочетание, нужно зашифровать. После зашифровать один ученик объясняет, что это за слово.
Русское лото. Раздается карточки. В них написаны термины или определения. Ученик должен дать объяснение термина и отгадать термин. Или игра: Отгадай термин. Эти игры позволяют учителю выявлять как сквозь увеличительное стекло логических способностей учащихся.
Рассказ от имени героя. Ролевая игра. Ученики должны рассказать от имени героя. Данная ролевая игра позволяет творчески переработать полученную традиционными способами историческую информацию.
Кроссворды, крестословищы, чайнворды, головоломки, криптограммы, ребусы и т. д.
Мозговой штурм. Ученикам предлагается проблема. За 5 минут на доске записывается все идеи учеников. Потом вместе с классом проводится анализ.
Эти игры позволяют эффективно развивать память, внимание, быстроту реакции, оперативность и гибкость мышления, умение слушать другого человека и помогают закрепить пройденный материал.
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (отвнешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
Технология дифференцированного обучения. Основная цель использования нами технологии уровневой дифференциации — обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным.
Деятельностный способ обучения — это личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются. При данном способе обучения обеспечивается комфортное психологическое самочувствие учащихся и учителя, резко снижаются конфликтные ситуации на уроках. Создаются благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки.
Метод проекта — это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Например: Последовательность действий:
- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
- выдвижение гипотез их решения;
- обсуждение выдвинутых гипотез;
- сбор, систематизация и анализ полученных данных;
- выводы, выбор наилучшего решения;
Варианты:
1) 2 бабочка, взбирающаяся по веревке вверх,
2) треугольник, целующий свое отражение в зеркале,
3) флюгер на крыше дома,
4) песочные часы, стоящие на столе,
5) шкаф с ручками,
6) коробка для шахмат,
7) дамский кошелек — вид сверху и т. д.
Изучение данной проблемы предлагается детям в возрасте от 10 до 17 лет.
Для решения данной проблемы используется групповая деятельность (5–10 человек).
Может использоваться индивидуальная деятельность учащихся, в проекте принимает участие весь класс (или группа). Исследовательский метод — сбор, систематизация и анализ полученных данных.
Интеграция — ведущая тенденция развития научного познания в современных условиях. Она проявляется в синтезе знаний, повышающих эффективность научного исследования. Интеграция и дифференциация являются закономерными процессами развития науки. Два этих процесса соответствуют двум тенденциям человеческого познания, с одной стороны, представлять мир как единое целое, с другой — глубже и конкретнее постигать закономерности и качественное своеобразие различных структур и систем.
В чём же заключается суть интеграции в обучении?
Применительно к системе обучения «интеграция» как понятие может принимать два значения:
- во-первых, это создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);
- во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция — средство обучения).
Технология «Портфолио» — это способ фиксирования, накопления и аутентичного оценивания индивидуальных образовательных результатов ученика в определенный период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Портфолио нечто большее, чем просто папка ученических работ; это — заранее спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует усилия, динамику и достижения ученика в различных областях; поэтому, конечную цель учебного портфолио многие авторы видят в доказательстве прогресса обучения по результатам учебной деятельности.
Я считаю, что не меньшее значение имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний:
- Обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии).
- Урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их.
- Адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия.
- Одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала.
- Использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов).
- Дополнительные упражнения.
- Оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.
Коррекционно-развивающие технологии, применяемые мною, содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.
Литература:
1. Стебенева Н. В. Программа «АРТ-терапевтические методы коррекции нарушений коммуникативной и эмоционально-волевой сферы социально-дезадаптированных подростков». — г.Липецк, 2001г.
2. Копытин А. И. Фототерапия. — Изд-во Когито-Центр, 2006 г.
3. Чернявская А. П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. — М.: Изд-во Владос, 2004 г.
4. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми.- СПб.: Изд-во Речь, 2000 г.
5. Чистобаева А. Ю. Современные образовательные технологии в коррекционной педагогике // Международный журнал экспериментального образования. — 2009. — № 6 — С. 55–60.