Актуализация роли внеаудиторной деятельности в новой образовательной парадигме
Автор: Симонова Елена Алексеевна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, март 2015)
Дата публикации: 25.02.2015
Статья просмотрена: 389 раз
Библиографическое описание:
Симонова, Е. А. Актуализация роли внеаудиторной деятельности в новой образовательной парадигме / Е. А. Симонова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 216-220. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7432/ (дата обращения: 15.11.2024).
Современное российское общество предъявляет огромные требования к специалисту. В настоящее время в образовании делается переход в подготовке специалистов от системы сформированности уровня знаний по окончанию образовательного учреждения к компетентностному подходу — методу моделирования результатов обучения и их представления как норм качества образования (система обеспечения качества) так как компетентностный подход более четко отражает требования, предъявляемые к выпускнику при поступлении на работу. Компетенция — это круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом; следовательно, компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. [4, с.27] Компетентностный подход означает постепенную переориентацию образовательной парадигмы с преимущественной трансляции знаний, формирования навыков на создание условий для формирования комплекса компетенций у выпускника, означающих потенциал, способствующий выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях многофакторного информационно и коммуникативно-насыщенного экономического и социального пространства.
Задачи модернизации страны нельзя решить без внимания к творческому потенциалу России, воспитанию успешного молодого поколения, к его ценностным установкам. Эффективное развитие невозможно без формирования человеческого капитала.
В разделе Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года, посвященном образованию, подчеркнута необходимость обновления системы образования как важнейшего из условий формирования инновационной экономики России. [1]
Федеральные государственные образовательные стандарты начального профессионального и среднего профессионального образования имеют целью обновление системы образования и создания условий для развития и формирования успешных профессионалов.
Новые акценты в деятельности профессиональных образовательных организаций предполагают возрастание роли внеурочной работы, которая создает дополнительные возможности для самореализации и творческого развития каждого обучающегося, формирования его индивидуальной образовательной траектории
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами СПО основная профессиональная образовательная программа реализуется профессиональной образовательной организацией в том числе и через внеурочную деятельность. Современный подход к организации образовательного процесса в учреждения профессионального образования требует возрастание роли внеурочной работы.
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от учебной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения индивидуальной образовательной программы: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, ролевые игры, практикумы, психологические и иные тренинги, компьютерные симуляции, групповые дискуссии, волонтерская работа и другие занятия, позволяющие в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования. [5]
Внеурочная деятельность выполняет следующие функции: Внеурочной деятельности присущи функции:
- образовательная — закрепление ранее приобретенных и формирование новых знаний, умений, навыков
- воспитательная — обогащение и расширение культурного слоя образовательных организаций;
- креативная — создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;
- компенсационная — освоение обучающимся новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих профессиональное образование и создающих определенные гарантии достижения успеха в избранных ими сферах творческой деятельности;
- рекреационная — организация содержательного досуга, как сферы восстановления психо-физических сил обучающихся;
- профориентационная — формирование устойчивого интереса к профессии, содействие определению жизненных планов обучаемого, его индивидуальной траектории;
- социализации — освоение обучаемым социального опыта, приобретение им умений воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни в информационном обществе;
- самореализации — самоопределение студента в информационной, социальной и культурной сферах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие;
- контролирующая — проведение рефлексии, оценивание эффективности деятельности за определенный период времени;
- интеграционная — создание единого информационного и образовательного пространства образовательной сети региона.
Целью внеурочной деятельности в колледжах, училищах, профессиональных лицеях является содействие в обеспечении достижения планируемых результатов обучающихся в соответствии с основной профессиональной образовательной программой среднего профессионального образования.
Структура внеурочной деятельности определяется целями и задачами основной профессиональной образовательной программы, количеством и направленностью реализуемых дополнительных образовательных программ и включает в себя деятельность в рамках учебной группы и деятельность в рамках дополнительного образования.
В экспериментальной группе, в группе 10ю-1 специальности «Право и организация социального обеспечения» в течении трех лет проводились различные внеклассные мероприятия: викторины, конкурсы, олимпиады и др.
Так, например, на 3 курсе был проведен конкурс профессионального мастерства.
Вся группа была разбита на команды, предварительно придумали название и девиз. Конкурс состоял из нескольких заданий. Студентам было предложено исправить и дополнить договор подряда, по практической ситуации составить претензию о расторжении договора розничной купли-продажи и возврате уплаченной суммы за недоброкачественный товар, используя справочно-правовую систему «Консультант –плюс», решить задачи обосновывая и аргументирую свою позицию на основе норм уголовного, гражданского законодательства. Выполнить тестовые задания по правовым дисциплинам. Дать определения юридическим терминам. Ответить на вопросы по различным отраслям права. По разыгранной сценке судебного разбирательства уголовного дела составить речь адвоката обвиняемого.
На данном конкурсе формировались следующие общие компетенции:
ОК 1 |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 3 |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4 |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6 |
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7 |
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. |
ОК 8 |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
ОК 9 |
Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы. |
ОК 12 |
Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения. |
ОК 13 |
Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению. |
Наименование заданий |
Общие компетенции |
Составление договора, претензии |
ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 9 |
Решение профессиональных задач |
ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 6, ОК 7, ОК 9, ОК 13 |
Формирование понятий юридических терминов |
ОК 2, ОК 8 |
Создание презентаций посвященных различным видам гражданско-правовых договоров |
ОК 1, ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 6, ОК 8, ОК 9 |
Ответы на вопросы по правовым дисциплинам |
ОК 1, ОК 6, ОК 7, ОК 8, ОК 8 |
Решение тестов |
ОК 1, ОК 2, ОК 6, ОК 7, ОК 8 |
Составление речи адвоката обвиняемого |
ОК 1, ОК 2, ОК3, ОК4, ОК6, ОК7, ОК 9, ОК12, |
Исходя из собственного опыта работы, результатов проводимого исследования, можно сделать вывод: у студентов постоянно принимающих участие в различных формах внеаудиторной деятельности более высокая степень выраженности сформированных общих компетенций, чем у студентов, не принимающих участие в такой деятельности или принимающих такое участие не систематически. Общая картина сформированности общих компетенций у студентов экспериментальной группы выглядит следующим образом: ярко выражено у 43,3 % студентов, хорошо выражены у 35 %, удовлетворительно выражены у 21,7 %. При этом у студентов систематически принимающих участие во внеурочной деятельности ярко выраженная сформированность общих компетенций наблюдается у 80 %, у 15 % хорошо выражено, и у 5 % удовлетворительно. У студентов эпизодически принимающих участие во внеаудиторной деятельности сформированность общих компетенций ярко выраженная у 50 %, у 30 % хорошо выражена, и у 20 % удовлетворительно выражена. У тех же студентов, которые не участвуют во внеурочной деятельности общие компетенции выражены хорошо у 40 % студентов, и у 60 % выражены удовлетворительно.
За взятых три учебных года прослеживается положительная динамика количества студентов, участвующих во внеаудиторной деятельности. Данное обстоятельство положительно отражается и на уровне их общей успеваемости и успеваемости по отдельным предметам. Так, например, если по дисциплине «Трудовое право» уровень качества знаний в первом семестре составлял 51,9 %, то во втором уже 74, 07 %., по дисциплине «Право социального обеспечения» — 48 %, 65 % соответственно. В ходе проведение письменного анкетирования студентов выяснился рейтинг популярности форм внеаудиторной деятельности. Наибольшей популярностью пользуются конкурсы профессионального мастерства и деловые игры. Им отдали предпочтение по 25 % респондентов. 20 % привлекают олимпиады и викторины. И 10 % нравятся другие формы внеаудиторной деятельности: семинары, диспуты, круглые столы и т. д.
Внеурочная деятельность играет огромную роль в подготовке студентов с высокими показателями формирования общих компетенций, для того, чтобы соответствовать требованиям работодателей, предъявляемым к профессиональному уровню выпускников.
Литература:
1. Распоряжение Правительства РФ от17.10.2008г. N 1662-рКонцепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт СПО 030912 Право и организация социального обеспечения, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 582 от 13 июля 2010г. № 770
3. Нагимова Н. И. Формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования: методическое пособие/ Н. И. Нагимова.-Ульяновск: УИПКПРО, 2010.- 64с
4. Якушева С. Д. Основы педагогического мастерства: учебгик для студ.учреждений сред. проф. образования / С. Д. Якушева — М.: Издательский центр «Академия», 2012.-256с
5. Порядок организации внеурочной работы в образовательных учреждениях, реализующих профессиональные образовательные программы начального и среднего профессионального образования http://www.cvets.ru/Doc-s/VneurochnayaRabota.pdf