Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор формирования ключевых компетенций
Автор: Кахтачёва Эльза Радиковна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, март 2015)
Дата публикации: 06.03.2015
Статья просмотрена: 737 раз
Библиографическое описание:
Кахтачёва, Э. Р. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор формирования ключевых компетенций / Э. Р. Кахтачёва. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 204-206. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7435/ (дата обращения: 19.12.2024).
Современное общество, общество XXI века, оказалось перед проблемой отсутствия достаточного числа кадров, способных сразу после окончания колледжа компетентно работать в новых условиях. Ситуация, когда специалист с дипломом имеет конечный объем знаний при отсутствии умений его использовать и пополнять, становится сдерживающим фактором развития производственных сил общества. Этим обусловлено обращение современного образования к компетентностному подходу. Средние профессиональные образовательные учреждения должны формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. современные ключевые компетенции.
Определены следующие ключевые компетенции, которыми должен обладать молодой специалист:
1) информационная — готовность к работе с информацией;
2) коммуникативная — готовность к общению с другими людьми;
3) кооперативная — готовность к сотрудничеству с людьми:
- самообразовательная — готовность к непрерывному самообразованию;
- валеологическая — понимание и социального, и биологического здоровья человека;
- информационно-технологическая — готовность пользоваться, воспроизводить, совершенствовать средства и способы получения информации;
- гражданская — готовность адекватно выполнять роль гражданина своего государства;
4) проблемная — готовность к решению проблем.
Считается, что ключевые компетенции выполняют три функции:
1) помогают обучающимся учиться;
2) позволяют работникам предприятий быть более гибкими и соответствовать запросам работодателей;
3) помогают быть более успешными в дальнейшей жизни.
Компетенции являются важными результатами образования, поэтому должны быть сформированы у всех обучающихся, пронизывать все предметы, проходить через все уровни образования и разрабатываться на высоком уровне.
К методам формирования и развития ключевых компетенций относятся:
1) обращение к прошлому опыту учащихся;
2) открытое обсуждение новых знаний;
3) решение проблемных задач;
4) дискуссия, столкновение их субъективных позиций;
5) игры, тренинги, практикумы;
6) научно-исследовательская деятельность.
На основе научно-исследовательской деятельности осуществляется формирование у студентов следующих ключевых компетенций:
1) Информационная:
а) поиск и сбор информации по проекту (справочная литература, Интернет ресурсы, первоисточники в архивах, библиотеке и т. д.);
б) обработка информации:
- составление планов к тексту;
- составление вопросов;
- анализ, обобщение;
- составление таблиц, диаграмм, схем, графиков;
в) передача информации:
- доклады, сообщения;
- информационные проекты;
- сценарии;
- выпуск печатных студенческих изданий (газеты, бюллетени);
- научно-исследовательская работа;
2) Коммуникативная:
а) методы устной коммуникации:
- учебный диалог;
- доклады, сообщения;
- опросы, интервью;
- диспуты, дискуссии;
б) методы письменной коммуникации:
- написание научно-исследовательской работы;
- написание заметок и статей в газеты, журналы;
- рецензирование заметок и исследовательских статей;
3) Кооперативная:
- работа в парах и группах;
- исследовательская и проектная работа;
- групповые мини-проекты на занятиях.
Научно-исследовательская деятельность студентов нашего колледжа применяется на протяжении всего периода обучения и организована в виде написания рефератов, курсовых работ, выпускной квалификационной работы, подготовки докладов по отдельным темам, а также участия в студенческих конструкторских бюро (СКБ) и научно-творческих секциях (НТС). Результаты своих исследований студенты представляют, принимая участия в конкурсах, олимпиадах и конференциях.
На базе Нефтекамского нефтяного колледжа с 2000 г организована работа СКБ «Нефтяник». Это добровольное творческое объединение учащейся молодежи, стремящейся совершенствовать свои знания в определенной области науки, техники и производства, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки научно-исследовательской и опытнической деятельности под руководством преподавателей и специалистов с предприятий.
В научно-исследовательской деятельности СКБ «Нефтяник» принимают участие в основном студенты третьего и четвертого курсов, это связано с тем, что к этому времени они уже изучили основные дисциплины специального цикла и готовы к самостоятельной творческой работе по своей специальности. Работа студентов в СКБ позволяет им защищать выпускные квалификационные работы на «отлично».
Основными этапами работы студентов в СКБ являются:
1) Изучение проблемного вопроса;
2) Выбор темы научно-исследовательской работы;
3) Подбор литературы;
4) Составление содержания;
5) Написание и оформление текста работы;
6) Подготовка и оформление приложений и макетов (при необходимости) и презентации;
7) Защита выполненной работы.
В подготовке научно-исследовательской работы могут принимать участие как один, так и несколько студентов. Групповая работа подразумевает разделение обязанностей и прививает студентам навык работы в коллективе, что необходимо в их дальнейшей деятельности. В случае группового выполнения работы на каждом студенте лежит ответственность не только за себя, но и за товарища.
Выбор тематики научно-исследовательской работы (НИР) в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях тематика НИР может предлагаться студентами, которые, естественно ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные. В других — выдвигаться научным руководителем с учетом актуальности вопроса (на период написания), естественных профессиональных интересов и способностей студентов. После совместного обсуждения за студентом (или группой студентов) закрепляется тема.
Начинается следующий этап — подбор литературы. Этим ребята занимаются самостоятельно, используя ресурсы библиотечного фонда колледжа и интернет ресурсы.
Изучив материал по поставленному вопросу, приступают к следующему этапу — составление содержания (плана) работы. В этот момент студенты должны хорошо владеть материалом по выбранной теме, так как это позволяет вести с ними беседу. Достаточно часто студенты выдвигают свои предположения и теории, дают оценку изучаемым явлениям и процессам и предлагают новые пути решения проблемы. При составлении плана НИР студенты обсуждают с научным руководителем основные проблемные вопросы и в результате возможно составить адекватное содержание, соответствующее выбранной теме. Этот этап является наиболее важным, так как при хорошо продуманном и составленном плане можно выполнить проект в оптимальном режиме.
Дальнейшая работа заключается в написании текста в соответствии с планом по подобранной литературе. Основным требованием при оформлении текста является не переписывание отдельных глав, а изложение прочитанного материала своими словами с выводами и комментариями. В этот период студенты подходят к научному руководителю за консультацией и обсуждением возникших вопросов. Этот этап является наиболее трудоемким и занимает большую часть времени.
Выполнение работы завершается составлением презентации или макета (в зависимости от тематики работы) и защитой работы в рамках студенческой научно-практической конференции.
За время работы СКБ «Нефтяник» его участниками было:
1) выполнено около 50 научно-исследовательских работ из них 3 — по заявкам предприятий, 2 — переданы для внедрения нефтегазодобывающим управлениям и 2 — внедрены в производство;
2) опубликовано 3 статьи на страницах газет «Нефтяник Арлана» и «Красное Знамя»;
3) выполнено 18 технологических макетов, используемых в процессе обучения;
4) принято активное участие в городских, республиканских, региональных и международных конференциях и конкурсах.
Анализируя творческий процесс студенческого конструкторского бюро за период 2000–2014 гг. можно отметить, что у студентов формируются ключевые компетенции и можно утверждать о его целесообразности и необходимости активного продолжения данной работы.
Литература:
1. Вербицкий А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. — М.: Логос, 2009.
2. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей/ Под общей ред. В. С. Кукушина. — Серия «Педагогическое образование». — М: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.
3. Современные образовательные технологии: учебное пособие/ Под ред. Н. В. Бордовской. — М.: КНОРУС, 2010.
4. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт среднего профессионального образования.
Похожие статьи
Научно-исследовательская работа как фактор формирования профессиональной компетентности студентов средних профессиональных учебных учреждений
В статье рассмотрена организация научно-исследовательская деятельность студентов, которая способствует личностной самореализации, развивает творческое мышление, помогает организовать свою деятельность.
Похожие статьи
Научно-исследовательская работа как фактор формирования профессиональной компетентности студентов средних профессиональных учебных учреждений
В статье рассмотрена организация научно-исследовательская деятельность студентов, которая способствует личностной самореализации, развивает творческое мышление, помогает организовать свою деятельность.