Технология воспитания патриота и гражданина (для воспитателей, психологов, логопедов, старших педагогов, работающих в детских дошкольных учреждениях) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 1. Общая педагогика

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, март 2015)

Дата публикации: 26.02.2015

Статья просмотрена: 127 раз

Библиографическое описание:

Глоба, Л. Г. Технология воспитания патриота и гражданина (для воспитателей, психологов, логопедов, старших педагогов, работающих в детских дошкольных учреждениях) / Л. Г. Глоба. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7439/ (дата обращения: 15.11.2024).

Из словаря: «Патриотизм–чувство любви к Отечеству;

Гражданственность–чувство принадлежности к культурному гражданскому сообществу».

Классификационные параметры технологии.

Уровень и характер применения: метатехнология (социально–педагогический)

Философская основа: гуманистический + природосообразный типы

Методологический подход: ценностный + образовательно-когнитивный + культурологический + коммуникативный

Ведущие факторы развития личности: социогенные и психогенные

Научная концепция освоения опыта: культурно — историческая теория (механизмы регуляции деятельности выступают с самого начала как интерпсихические)

Ориентация на личностные сферы и структуры: 1) эмоционально–нравственные и 2) деятельностные (начальные-трудовая, игровая и коммуникативная компетентности)

Характер содержания: светский, общеобразовательный, гуманитарный, воспитательный, общекультурный, человекоориентированный

Вид социально–педагогической деятельности: социальной и психологической поддержки (сопровождения ребёнка)

Тип управления учебно-воспитательным процессом: система «малых групп» (рассеянное, направленное, ручное) — групповые, дифференцированные способы обучения и воспитания

Преобладающие методы: игровые, иллюстративно-объяснительные, поисковые, арттехнологии

Средства обучения и воспитания: аудиовизуальные, действенно-практические, авторизованные

Организационные формы: индивидуальные, групповые, фронтальные; коллективные способы действия

Подход к ребёнку и характер воспитательных взаимодействий: личностно-ориентированный, педагогика сотрудничества, субъект — субъектное взаимодействие

Направление модернизации: на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений и усилении социально-воспитательных функций педагогических процессов (целенаправленно организованные воздействия со стороны среды, социальных субъектов воспитания)

Категория объектов: массовая (дошкольная) и продвинутого уровня на основе личностно ориентированного подхода к детям

Гипотеза

Чувство любви к Родине — одно из самых сильных, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. Важно, чтобы ребёнок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и её будущее. Воспитывать у ребёнка патриотизм нужно с первых лет жизни. Малыш должен понимать, что иметь свой дом большое благо. Всё хорошее начинается с родного дома, семьи, матери-хранительницы очага, детского сада, города, в котором родился, страны, в которой живёшь.

Прогнозируемые результаты

Дети испытывают любовь и привязанность к дому, семье, матери, детскому саду; дорожат этим, с удовольствием приходят утром в садик, а вечером с радостью идут домой.

Имеют представление о месте и характере работы родителей, значимости их труда для страны и семьи, гордятся этим, сами с ответственностью выполняют посильные трудовые обязанности

Знают свою нацию, язык, традиции, гордятся своим народом, историей, достопримечательностями

Знают несколько других национальностей, хотя бы тех детей, которые посещают группу, их национальные игры, культуру, обычаи

Научились любоваться природой своей страны и края, бережно относиться к ней

Очень заинтересованы историей Древней Руси, работают по этой теме

Целевые ориентации технологии

-        Воспитание у подрастающего поколения любви к Родине, гордости за свою Отчизну, готовности в будущем способствовать её процветанию и защите в случае необходимости

-        Приближение дошкольников к пониманию идеала: долг, ответственность, достоинство, совесть, неравнодушие к жизненно важным проблемам, гуманность, милосердие

-        Увеличение значения регионального и местного компонентов патриотизма (воспитание в семье, детском саду, городские и областные мероприятия)

-        Формирование толерантности как нормы жизни каждого человека, как средства глобального человеческого мышления и мировоззрения, направленного на предупреждение конфликтов, экстремизма и насилия.

Задачи, достижение и решение которых планируется в технологии

-        Приобщать детей к культуре своего народа, родному языку, традициям, фольклору, песням, танцам, природе родного края и страны, праздникам, произведениям художников, архитекторов, композиторов, государственным символам, истории (знакомство с бытом, занятиями, одеждой, национальными игрушками, ремёслами наших предков)

-        Способствовать осознанию ребёнком себя, как гражданина — исторической культурной национальной и духовной принадлежности к Родине: ориентация на общение с родителями, сверстниками; тревога, беспокойство за судьбу дела, людей, своей страны, благополучие народа, сохранность и приумножение материальных и духовных ценностей, созданных старшим поколением

-        Закладывать качества, которые составят основу гражданского воспитания: быть интеллектуально развитым, самостоятельным, инициативным, умеющим строить коммуникативные связи, быть терпимым к различиям между людьми, уважать права и мнения других

-        Опираться в воспитании ребёнка на семью: пример родителей, нравственно-эстетическая атмосфера отношений и стиля общения родителей в семье (уважение в семье достоинств ребёнка, отказ от командных форм общения с ним — важное условие воспитания гражданственности)

-        Опираться на деятельность ребёнка в группе: игровую, учебную, спортивную, трудовую, изобразительную и т. д., которая сплачивает детей, формирует гуманность, трудолюбие и другие социально ценные качества

-        Расширять сферу детской полезной деятельности: дома, в группе, на участке, во дворе и за их пределами, придавать ей общественную направленность, социальный характер

-        Увеличивать общую произвольность поведения на основе активного развития волевых процессов; развивать способность управлять своим поведением, сдерживать непосредственные побуждения, подчинять свои поступки выдвигаемым требованиям. Результат важен не только для него самого, но и для других людей, членов коллектива.

Концептуальные положения

-        Игровые методы — основа учебного процесса. Культивирование другой точки зрения через игру как естественную детскую потребность

-        Все положения личностного подхода педагогики сотрудничества

-        Толерантность — основа новой социальной идеологии, включающей понятия: «личность», «семья», «гражданственность» (активная жизненная позиция), «общество»

-        Воспитание ребёнка на основе: осознания ребёнком своих потребностей, выработке умения удовлетворять их не в ущерб другим; своих прав и обязанностей перед собой и другими людьми; формирования умения отстаивать свои права и считаться с правами других, проявлять терпимость, уважения традиций и культуры других; определения вместе с детьми правил и норм человеческого общежития (понятия: «закон», «норма», «требования», «традиции)

-        Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни, на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим в системе

-        Вокруг ребёнка всегда должна быть создана атмосфера добра и взаимопонимания

-        Отношения: ребёнок-ребёнок, ребёнок-взрослый, детский сад-семья, семья-ребёнок-детский сад-социум должны быть гармонизированы с целью постижения детьми сложной науки — жить среди людей

-        Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция — самые сильнодействующие факторы воспитания

Некоторые методы технологии

-        Организация совместных действий

-        Коммуникация, общение, взаимопонимание

-        Рефлексия

-        Коллективное слушание

-        Публичные выступления

-        Творчество коллективное и индивидуальное

-        Поисковая деятельность

-        Интервьюирование детьми взрослых

-        Отчёты детей о своих новых знаниях

-        Труд детей на природе и т. д.

Алгоритм работы

От близкого к далёкому:

Основа нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень — родители, семья, любовь к самому близкому — родному дому, детскому саду.

Осознание себя неотъемлемой частью малой родины, потом — гражданином России.

В конце дошкольного периода — история Древней Руси, как самое начало истории России.

Процессуальная характеристика

Достичь поставленных целей можно с помощью технологических элементов: упражнения, задания, копирование друг друга, работа в парах, запоминание, слушание, рассказывание, рисование, драматизация, рассматривание фото-видео-аудиоматериалов, беседы со взрослыми, распостранение знаний и опыта между детьми и другие приёмы, используемые в процессе выполнения технологии.

Общеорганизационные рекомендации

Не принуждать ребёнка к ответу или высказыванию, повышать его потенциал и заинтересованность темой уважительным отношением к его мыслям, желаниям и взглядам на события и факты, диагностировать уровень знаний по данной теме в начале и в конце курса, стимулировать положительные эмоции, удовольствие, удовлетворение проделанной работой постоянно осуществлять обратную связь

Технологическая цепочка исполнения

-        определение проблемы

-        рекомендации специалистов и воспитателей

-        постановка цели

-        вовлечение детей в решение проблемы

-        составление плана достижения цели

-        обсуждение проблемы и цели её решения с родителями

-        публикация плана мероприятий и списка ответственных

-        сбор информации, материала

-        оформление в различных вариантах (выставки, газеты, сочинения и др.)

-        занятия, наблюдения, тематические прогулки, игры, спектакли для родителей (подготовительная группа с воспитателем), труд в группе и на участке

-        домашние задания детям и родителям

-        самостоятельная работа в семье

-        презентация работы

-        подведение итогов

Специальное содержание технологии (отдельные элементы)

-        познавательное чтение

-        литературное, изобразительное, музыкальное творчество детей

-        рассказы, объяснение в сочетании с показом и наблюдениями детей

-        целевые прогулки и экскурсии; наблюдения, позволяющее видеть трудовую жизнь людей, изменение в облике города, улицы (старший педагог и воспитатель)

-        беседы о родном городе с использованием иллюстраций (логопед)

-        разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, прослушивание музыкальных произведений (музыкальные руководители)

-        конкурс чтецов (дети) и лучших рассказчиков сказок (музработник)

-        ознакомление с произведениями народного творчества (преподаватель по изодеятельности)

-        игры разных народов нашей страны на свежем воздухе (инструктор по физкультуре)

-        привлечение детей к посильному общественному труду (воспитатели)

-        рассказы о подвигах воинов, ветеранов войны и труда (логопед)

-        утренники, тематические праздники, с приглашением ветеранов войн, героев труда

-        оформление стенгазет о детстве родителей, детей, походах, путешествиях

-        фотоальбомы семьи, группы

-        посиделки, дни рождения, народные гуляния, «вылазки» на природу с родителями

-        выставки домашних коллекций: «Дом мечты», куклы в национальных костюмах, старинные куклы, старинные дома, старинная посуда, коллекции минералов, ракушек, фотографии городов «Золотого кольца», каслинское литьё, гравюры, чеканки, старинные монеты, старинные иконы, книга «Азбука для детей» 1904 года

-        предметы домашней утвари начала прошлого века: рубель, угольные утюг и самовар, лапти, расшитые подзоры и рушники и др.

-        составление генеалогических деревьев семей

-        сбор материала и проведение занятий по истории Древней Руси. Великий урок дала дошкольникам история: как только князья Киевской Руси перессорились, разделились на отдельные владения и не захотели помогать друг другу в защите от Орды, так и пропала Русь, потеряли всё князья, распалось русское государство, а людей иноземцы либо поубивали либо взяли в рабство.

Принципиальные позиции

В процессе воспитания и обучения у дошкольников появляются нравственные основы и важнейшие качества личности:

-        эмоциональная чувствительность, эстетические вкусы, потребность в развитии, уважение и готовность к труду

-        составная часть программы воспитания вырастает в этическую проблему

-        принцип гуманизации порождает особую систему убеждений в причастности к жизни страны, ответственности за неё и гордости за свой народ

-        принцип художественности позволяет приобщиться к бесценным произведениям искусства, народного творчества

-        педагогика экспрессии: «видеть, слышать, действовать, чувствовать»

-        формула личностного подхода: любить + понимать + принимать + сострадать + помогать

-        метод духовного контакта

-        демократизм: общение с ребёнком как с личностью, духовно равному педагогу

-        педагог — создатель самой тонкой — душевной культуры ребёнка

Особенности методики

Перечисленные знания, умения и качества личности ребёнка формируется с помощью специального содержания, методов и методических приёмов:

-        гуманизм воспитания: любовь к детям, свобода выбора и радость познания

-        индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха

-        личностный подход: заповеди педагога, обеспечение детского счастья — счастье принадлежности к своему коллективу сверстников, огромной стране, гордость за себя и семью (страну), радость в процессе познания, в процессе взросления

-        уверенность ребёнка в своих силах — он хочет что-то сделать для семьи, страны, друга

-        оценка деятельности детей: преимущественно положительная, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка

-        резерв семейной педагогики: родительские собрания, праздники, помощь детскому саду, улучшение и обогащение внутрисемейных отношений, повышение педагогической грамотности, новый взгляд на своего ребёнка.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, Древняя Русь.

Похожие статьи

Программа «Учимся любить Россию» (для воспитателей, психологов и логопедов, работающих в дошкольных учреждениях и занимающихся патриотическим воспитанием детей)

Создание вариативной модели предшкольного образования с учетом образовательного заказа семьи ребенка с особыми образовательными потребностями для учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов

Условия формирования толерантных отношений у детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в социальных приютах

Взаимодействие педагога-психолога и музыкального руководителя при адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ

Современные подходы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей в организации работы с детьми, имеющими нарушения речи. Интегрированное занятие «Думаем, играем, развиваемся» (физкультура и конструирование)

Методическая разработка занятия с детьми подготовительной группы, способствующего развитию связной речи в процессе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей на базе освоения лексической темы «Времена года»

Сенсорная комната — альтернативный способ развития «особого» ребёнка

В статье описан опыт психо-коррекционной работы в условиях сенсорной среды, на примере «особых» детей. Под термином «особый» ребёнок подразумеваются дети со сложной структурой дефекта. Данная статья будет интересна для психологов, логопедов, учителей...

Метод моделирования в реализации преемственности воспитания нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях

Формирование речи и социализация воспитанников со сложной структурой дефекта на примере взаимодействия воспитателя и логопеда (из опыта работы)

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Совместная деятельность учителя-дефектолога и воспитателя

Похожие статьи

Программа «Учимся любить Россию» (для воспитателей, психологов и логопедов, работающих в дошкольных учреждениях и занимающихся патриотическим воспитанием детей)

Создание вариативной модели предшкольного образования с учетом образовательного заказа семьи ребенка с особыми образовательными потребностями для учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов

Условия формирования толерантных отношений у детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в социальных приютах

Взаимодействие педагога-психолога и музыкального руководителя при адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ

Современные подходы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей в организации работы с детьми, имеющими нарушения речи. Интегрированное занятие «Думаем, играем, развиваемся» (физкультура и конструирование)

Методическая разработка занятия с детьми подготовительной группы, способствующего развитию связной речи в процессе взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей на базе освоения лексической темы «Времена года»

Сенсорная комната — альтернативный способ развития «особого» ребёнка

В статье описан опыт психо-коррекционной работы в условиях сенсорной среды, на примере «особых» детей. Под термином «особый» ребёнок подразумеваются дети со сложной структурой дефекта. Данная статья будет интересна для психологов, логопедов, учителей...

Метод моделирования в реализации преемственности воспитания нравственных качеств личности в дошкольном и общеобразовательном учреждениях

Формирование речи и социализация воспитанников со сложной структурой дефекта на примере взаимодействия воспитателя и логопеда (из опыта работы)

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Совместная деятельность учителя-дефектолога и воспитателя