Социализация воспитанников Казанского СВУ
Автор: Дергунова Анна Анатольевна
Рубрика: 14. Социальная работа
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, март 2015)
Дата публикации: 08.03.2015
Статья просмотрена: 334 раза
Библиографическое описание:
Дергунова, А. А. Социализация воспитанников Казанского СВУ / А. А. Дергунова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 263-265. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7459/ (дата обращения: 15.11.2024).
Воспитание и социализация являются процессами непрерывными и многогранными, которые продолжаются на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно протекают в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отклонения, формируется мотивация социального поведения. Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с внешней средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние.
Наш мир неидеален, и, к сожалению, все его недостатки отражаются в глазах несовершеннолетних подростков, эмоциональное состояние которых не готово сопротивляться негативному воздействию внешней среды. Поэтому возникает необходимость в проведении социализации подростков на стадии их становления и взросления. В Казанском суворовском военном училище проводится целенаправленная и системная работа по вопросу воспитания и социализации суворовцев. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам в Казанском суворовском военном училище составлена и реализуется программа социализации подростков. В данной программе определены цели, задачи и пути их достижения.
На мой взгляд, очень важно создать необходимые условия для социализации и развития нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Ведь обогащение и совершенствование человеческой сущности подростков посредством социально-педагогической и социально-культурной поддержки их собственных усилий является нашей социальной целью.
Благодаря педагогическому коллективу училища у воспитанников формируются первоначальные профессиональные намерения и интересы, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора, творческое отношение к учёбе, труду, социальной деятельности, первичные навыки успешной социализации, представления об общественных приоритетах и ценностях, социальные компетенции, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе. Укрепляются позитивная нравственная самооценка, самоуважение и жизненный оптимизм, здоровье суворовцев, отношение к своему здоровью как к ценности. По средствам мероприятий во внеурочное время и на занятиях дополнительного образования формируются патриотизм и гражданская солидарность, развиваются навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими суворовцами, формируется отношение к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям, к семье как к основе российского общества.
Немаловажным фактором в реализации программы социализации Казанского СВУ является управление и взаимодействие между отделом воспитательной работы и курсами (ротами) т. е. с суворовцами.
В Казанском СВУ воспитанник находится практически 90 % своего времени. Непременным условием социализации подростка является его общение со сверстниками, которое складывается в училище и различных неформальных подростковых объединениях. Принадлежность к группе играет существенную роль в самоопределении подростка и в определении его статуса в глазах ровесников. По средствам проведения мероприятий, диспутов, олимпиад, бесед и конкурсов, соревнований по девяти направлениям воспитательной работы педагоги-воспитатели училища создают атмосферу общения, оздоровления, взаимодействия, работы в группах как внутри взвода, так и в роте. С целью формирования у воспитанников толерантности и умения общаться с ребятами младшего и старшего возраста проводятся общеучилищные мероприятия, акции.
Для саморазвития и получения/накопления нравственного, социального опыта и уровня знаний, необходимых воспитаннику училища в будущем, суворовцы регулярно посещают музеи, выставки, театры, спортивные соревнования, чемпионаты, выезжают на экскурсии, участвуют в городских, районных и российских олимпиадах, соревнованиях. В связи с тем, что в Казанском суворовском военном училище обучаются только мальчики, немаловажным является умения общаться с противоположным полом. Для этого проводятся совместные фестивали, танцы и иные мероприятия с другими общеобразовательными учреждениями города, встречи с воспитанницами Пансионата Министерства обороны РФ.
В нашем училище воспитатели в начале каждого учебного года заполняют социальный паспорт взвода, в котором отражают информацию о социальном статусе, положении, составе и жилищных условиях, образовательном уровне родителей суворовцев. Наиболее важна статистика училища по количеству суворовцев из неполных семей, малообеспеченных, многодетных, неблагополучных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой, проживающих не с родителями, инвалидов, детей из семей родителей-инвалидов. Все эти данные затем составляют социальный паспорт училища и банк данных различных категорий семей и детей. 50 % всего переменного личного состава являются детьми, оставшимися без попечения родителей или детьми из неполных малообеспеченных, неблагополучных семей. Именно эта категория подростков требует особого внимания и подхода. В связи со сложившимися жизненными трудностями у данной категории суворовцев адаптация проходит наиболее остро. Поэтому большое значение в училище уделяется профилактике правонарушений и решении конфликтных вопросов. А возникают спорные вопросы вследствие непонимания и асоциального поведения подростков, а также в силу индивидуальных особенностей характера несовершеннолетних. Так как училище является общеобразовательным учреждением с изучением воинской дисциплины, поэтому жесткое соблюдение распорядка дня и дисциплины являются основополагающими, как в учебное, так и внеурочное время. Обязательным инструментом в борьбе против вредных привычек и нарушений дисциплины являются профилактические мероприятия. Приглашаются представители органов государственной власти, общественных организаций, государственных учреждений для проведения бесед, показа видеоматериалов. Еженедельно проводятся спортивные мероприятия, направленные на здоровье сбережение.
Большую социальную значимость для суворовца играет целенаправленное общение с семьей. Это обусловлено тем, что подросток находясь на полном государственном обеспечении, на полном пансионате редко видится с родственниками, однако нуждается в общении с близкими людьми, а именно семьей. Воспитатели, педагоги-психологи, отдел воспитательной работы являются связующим звеньями между суворовцем его родителями, законными представителями. Главное условие взаимодействия училища и семьи — полное представление о функциях и содержании деятельности друг друга. Чтобы эти субъекты могли понимать друг друга и представлять образ воспитательных возможностей друг друга, могли устанавливать реальные действия взаимопомощи, отдавать себе отчет, зачем это делается и четко представлять задачи воспитания, средства и конечный результат. Зачастую семья передает эстафету воспитания училищу, тем самым, самоустраняясь от процесса воспитания подростка, как личности. Между тем, в личностном формировании ребенка должны участвовать обе стороны, при полном взаимопонимании и взаимопомощи друг другу.
В решении данных вопросов в Казанском СВУ помогает программа социализации подростков. Исходя из совместно решаемых проблем, можно назвать и общие формы работы: совместные консультации, проводимые на основании данных социально-психолого-педагогической диагностики как отдельных суворовцев, так и взводов, рот в целом, проведение психолого-педагогических практикумов с воспитанниками и их родителями, где обсуждаются вопросы нравственного развития детей, отклонения в поведении, их причины и пути преодоления, способы коррекции, совместные семинары для суворовцев, родителей, воспитателей училища, совместное проведение родительских собраний, разработка методических рекомендаций по осуществлению воспитательной и социальной деятельности. Без этого невозможно достичь полноценного успеха в воспитании детей, разрешения возникающих проблем или их предупреждение.
Эффективность условий для нормального развития личности суворовца, формирование его индивидуальности и сплочения коллектива взвода будет зависеть от реализации принципа комплексности в подходе к решению проблем воспитанника, его семьи и коллектива.
Можно выделить три уровня социализации подростка по результатам его деятельности. В первую очередь, это приобретение суворовцем социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие суворовца с преподавателями, воспитателями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Во-вторых, получение суворовцем опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие суворовцев между собой на уровне взвода, роты, училища, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Самым сложным уровнем является получение суворовцем опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды училища, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества. Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие суворовца с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
В выборе методов и форм работы Казанское СВУ ориентируется на продуктивное использование потенциала сложившейся системы воспитательной работы в училище, направленной на формирование потребности личности в высоконравственном поведении и воспитание социально активного, широко образованного гражданина.