Методы и способы общения с родителями | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Клевцова, М. Н. Методы и способы общения с родителями / М. Н. Клевцова, С. Ф. Ходеева, А. С. Семерез, Е. Ю. Белоусова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 72-74. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7464/ (дата обращения: 16.11.2024).

Одной из важных сторон в многогранной работе воспитателя (как и дошкольного учреждения в целом) является установление контакта, доверия с семьёй каждого ребёнка. Взаимосвязь с родителями помогает найти правильный подход к конкретному ребёнку, определяет успех воспитания, так как и семья, и детский сад заинтересованы в одном — полноценном развитии детей.

Чтобы лучше узнать каждую семью, установить необходимое взаимопонимание, педагоги используют разнообразные формы работы с родителями. Их можно разделить на две группы: индивидуальная форма работы и работа с коллективом родителей.

Индивидуальное общение осуществляется посредством:

бесед;

консультаций;

посещение семьи;

приглашение отдельных родителей в детский сад;

просьб и поручений;

оформление индивидуальных памяток и папок — передвижек.

Беседы с родителями и другими членами семьи проводятся обычно утром, во время приёма или вечером, когда детей берут домой. Такие встречи — беседы кратковременны, но имеют немалое значение для создания у близких хорошего настроения, чувства доверия к воспитателю.

Утром воспитатель интересуется самочувствием ребёнка, как он провёл ночь, может кратко информировать родителей о том интересном, что ждёт детей сегодня: прогулка в парк (сквер), музыкальное занятие и др. Вечером можно сообщить о том, как прошёл у ребёнка день в детском саду, чем он занимался, как проявил себя, на что обратить внимание, посоветовать, как заняться с ребёнком дома вечером.

Беседы с родителями хотя и непродолжительны во времени, должны быть содержательными, полезными для них. Этому способствует подготовленность воспитателя, его доброжелательный тон. Не следует прибегать к жалобам на ребёнка, так как они могут быть расценены как некомпетентность. В случае, если родители не выполняют каких –то правил, то беседовать с ними об этом предпочтительно в отсутствие ребёнка (чтобы не подорвать авторитет родителей). Беседовать с родителями могут также и заведующая, и медицинский или музыкальный работники.

Консультации для родителей проводятся тогда, когда назревает необходимость более обстоятельного разговора с ними, чтобы проанализировать какие — то промахи и ошибки, которые они допускают в воспитании ребёнка, дать квалифицированные советы и рекомендации. Например, воспитатель, убедившись в том, что причиной капризов ребёнка является неправильное воспитание в семье, приглашает маму или папу на консультацию с целью разъяснить причины капризов и пути их преодоления. Консультации для родителей могут проводить воспитатель, врач, заведующий учреждением, логопед, юрист. Инициатива проведения консультации может принадлежать и воспитателю, и родителям.

Посещение семьи воспитателем — один из действенных путей изучения семьи воспитанника, установление тесного контакта с родителями, оказание конкретной помощи. Путём личных наблюдений, вопросов, обращённых к родителям, другим членам семьи и ребёнку, в ходе беседы, которая проходит в доброжелательном тоне, воспитатель получает необходимые ему представления и сведения, способствующие лучшему узнаванию ребёнка, его семьи, более эффективному осуществлению процесса воспитания. Основная цель посещения семьи воспитателем — увидеть условия, в которых воспитывается ребёнок, и оказать необходимую помощь родителям.

Отдельных родителей можно и нужно приглашать в детский сад для того, чтобы показать возможности детей, пути педагогического воздействия на ребёнка. Например, в семье ребёнка излишне опекают, считают неспособным к самообслуживанию. Наблюдая его в группе, родители увидят, как он сам одевается на прогулку, выполняет обязанности дежурного, затем и дома будут продолжать воспитывать самостоятельность.

Одним из положительных методов индивидуальной работы с родителями являются отдельные поручения и просьбы (сшить одежду для кукол, помочь оформить помещение к празднику, починить игрушку или домик на участке и др.). Такие поручения также приближают родителей к жизни детского сада.

Учитывая трудности, с которыми сталкиваются родители, педагог составляет памятки, в которых лаконично изложены советы и рекомендации на определённую тему, например: как воспитывать у ребёнка волевые черты характера, трудолюбие, вежливость; как использовать дома книгу и т. д. Материал может быть оформлен в отдельной папке или как папка — передвижка.

Коллективное общение с семьёй включает в себе:

общие и групповые собрания родителей;

конференции;

лектории;

вечера для родителей (а также кружки);

проведение Дней открытых дверей;

организацию родительских школ и университетов и др.

Общие собрания родителей проводятся два — три раза в год, групповые — один раз в квартал. Внимание родителей обычно сосредотачивается на определённой проблеме, которая раскрывается в основном докладе (20–25 мин.) и обсуждается в выступлениях собравшихся. С сообщением выступает воспитатель (или заведующий, врач, музыкальный работник). Выбор темы собрания определяется задачами воспитания детей, стоящими перед детским садом и семьёй, анализом уровня их развития и воспитанности, состояния семейного воспитания. При выборе темы учитываются также и пожелания родителей.

На первых после лета собраниях в группах воспитатели отчитываются о состоянии воспитательно-образовательной работы с детьми за прошедший год, сообщают о задачах, которые будут решаться в текущем году и потребуют совместных усилий педагогов и членов семьи. На этих собраниях отчитывается о своей работе родительский актив, избирается новый его состав.

Первое собрание родителей, чьи дети вновь поступили в дошкольное учреждение, проводится по особому плану: заведующая знакомит их с помещением и оборудованием учреждения, представляет его работников. Воспитатели кратко рассказывают о программе воспитания, знакомят с формами и методами воспитания детей данного возраста. Родителей знакомят с правилами, которые они должны будут соблюдать в соответствии с требованиями и режимом детского сада. Любая встреча родителей и воспитателей делается оживлённой, если сопровождается показом детских рисунков, поделок, экскурсий по детскому саду.

На групповые консультации можно приглашать тех родителей, которые не умеют или не уделяют достаточного внимания занятиям с детьми дома. Заведующий, врач, логопед, музыкальный руководитель также консультирует родителей по вопросам, относящимся к их компетентности.

Вечера для родителей, проводимые в детском саду, носят тематический характер, например: «Книга в жизни ребёнка», «Ребёнок и природа», «Музыка и дети». Своеобразие этой формы работы в том, что после краткого сообщения собравшимся предлагается посмотреть художественные выступления детей, сотрудников учреждения, самих родителей.

Заслуживает внимания проведение «открытых дней», когда группа родителей наблюдает занятия, игровую, трудовую, самостоятельную деятельность детей, прогулки, кормление и др. Родители имеют возможность увидеть, какими приёмами пользуется воспитатель в воспитании и обучении детей, как они занимаются, трудятся, ведут себя в коллективе. Можно праздновать «Дни рождения» с чаепитием и приглашением родителей. В детском саду могут организовываться кружки по обучению шитью детской одежды, вязанию, приготовлению блюд, разучиванию детских песен, изготовлению игрушек — самоделок и т. д.

Оправдывают себя и такие формы работы с семьёй, как устный журнал, встреча за круглым столом, в которой могут принимать участие педагоги, врач, юрист.

Несомненно, наибольшую убедительность и действенность общения с родителями приобретает при использовании комплекса наглядных средств: показа работы воспитателя с детьми, оформление выставок, стендов, фотовитрин и др.

Большую пользу оказывают родителям кинофильмы на темы воспитания, которые нередко служат началом обсуждения, диспута по волнующим матерей и отцов вопросам. Звукозаписывающая техника используется для демонстрации речи детей, исполняемых ими песен, стихов, рассказов, а также для знакомства с музыкальными произведениями из детского репертуара.

Воспитатели оформляют тематические выставки, знакомящие с творческими работами детей. В холлах, коридорах, на лестничных площадках размещают витрины и стенды на общие педагогические и медицинские темы, разъясняющие основные задачи воспитания, рассказывающие о жизни данного коллектива, о работе родительского комитета детского сада или группы. В приёмном помещении каждой группы создаётся «уголок для родителей». В нём помещается информация о суточном режиме данной группы, меню, перечень занятий на неделю, различные рекомендации. Периодически родителей знакомят с изменением массы тела и роста ребёнка, сообщают о профилактике различных заболеваний, сообщают о подготовке к праздникам. В приёмных комнатах устраивают также выставки детских работ, различные фотовитрины и др.

Чтобы наглядный материал был активно воспринят родителями, нужно привлекать к нему их внимание.

Умелый подбор различных методов и форм общения с родителями позволяет повышать педагогическую культуру, а также оказывать конкретную помощь семьям в воспитании детей. Единение родителей и педагогов даёт возможность растить здоровых, полноценно развитых детей.

 

Литература:

 

1.                  Воспитателю о работе с семьёй (под редакцией Н. Ф. Виноградовой. — Москва, «Просвещение», 1989).

2.                  О воспитании дошкольников в семье (составители Т. А. Маркова, А. Ф. Островская, «Академия педагогических наук РСФСР», — Москва, 1963).

3.                  Дошкольная педагогика (под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина, — Москва «Просвещение», 1986).

4.                  Статьи из журналов «Дошкольное воспитание» разных лет.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, родитель, воспитатель, посещение семьи, член семьи, доброжелательный тон, дошкольное учреждение, музыкальный работник, ребенок дома, форма работы.