Использование информационных технологий при написании исследовательских работ по экономике
Автор: Соболева Нина Леонтьевна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, март 2015)
Дата публикации: 27.02.2015
Статья просмотрена: 293 раза
Библиографическое описание:
Соболева, Н. Л. Использование информационных технологий при написании исследовательских работ по экономике / Н. Л. Соболева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 36-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7465/ (дата обращения: 15.11.2024).
Экономика как предмет необходима сегодняшнему школьнику. Сегодня учитель обязан сформировать экономическую культуру ученика, научить его самостоятельно приобретать, применять, анализировать, объяснять экономические знания.
Владение информационными технологиями сегодня — это «вторая грамотность» любого современного человека.
Информационные технологии уже достаточно давно прочно закрепились во всем мире, и, более того, теперь они неразрывно связаны и со всеми науками, включая, конечно, и экономику.
Ученики нашего лицея активно используют информационные технологии в учебном процессе на уроках, при подготовке домашних заданий, выполнении индивидуальных работ.
При изучении экономических дисциплин в лицее мы объясняем ученикам, что информационные системы важны в любом управлении, будь то банковская, налоговая, бухгалтерская сфера или иная сфера.
Важным аспектом является то, что ежегодно мы посещаем несколько крупных предприятий Республики Коми, работа которых просто невозможна без современных информационных систем. Во время двухнедельной летней практики помимо традиционных вопросов о выручке, себестоимости и структуре компании, старшеклассниками обязательно задаются вопросы о том, насколько эффективно на предприятии используются возможности современной информатики.
Не так давно мы ввели онлайн-конференции с представителями предприятий города, что позволяет ученикам 10–11 классов в режиме реального времени задавать интересующие вопросы о деятельности компании.
Сейчас все больше появляется фирм, на которых большинство процессов становятся компьютеризированы, что сокращает значительно издержки.
По сути, мы хотим, чтобы каждый наш выпускник понимал, что уже нет в мире такой простой специальности, как «экономист». Есть специальность «экономист-информатик». И чем глубже познания во второй подспециальности, тем более будет востребован такой специалист на рынке.
Экономист-информатик должен уметь максимально оптимизировать экономические процессы через информационные технологии и, кроме того, обязательно уметь использовать международные экономические ресурсы, которые сейчас становятся особенно актуальными. Тот же Китай уже несется «впереди планеты всей» ежегодно копируя многие научные достижения, но за значительно меньше деньги. И дело уже далеко не в дешёвой рабочей силе.
Конечно, опыт работы с даже основными объектами, явлениями и процессами, связанными с информационными системами, сразу ни к кому не приходит, но если у выпускника есть понимание того, насколько это важно, он будет стремиться к этому.
Основной задачей в моем преподавании, разумеется, является получение моими учениками углубленных знаний в области экономической теории. Также каждый ученик, выбравший специализацию «экономика», овладевает знаниями и навыками предпринимательства, бизнеса, современными методами конкуренции. Но современное образование невозможно без вычислительной техники и информационных технологий. И если я, как преподаватель экономики, не могу обучить разработке, скажем, баз данных, то я стараюсь дать экономическую оценку необходимости информационных систем в жизни каждого.
В качестве организационной модели использования информационных технологий в образовательном процессе мной используется в основном следующие:
- один компьютер в классе на рабочем месте учителя, подключенный к кабинету проектора;
- компьютер у учащегося дома.
Модель: «Один компьютер в классе на рабочем месте учителя, подключенный к проектору»
В данной модели компьютер является, прежде всего, современной многофункциональной школьной доской. В последнее время происходит снижение уровня наглядности в учебном процессе, что вступает в противоречие с все большим уровнем наглядности в повседневной жизни. Падение уровня использования наглядности в школах вызвано, прежде всего, по причине морального и физического устаревания пособий, имеющихся в школе на данный момент и отсутствия их производства.
При помощи компьютера с проектором решается проблема реализации в учебном процессе принципа наглядности, причем интерактивной наглядности.
В качестве основного программного обеспечения, которое используется для подготовки учебного материала, используется Power Point и Word.
При помощи компьютера с проектором организуется просмотр обучающих видеофильмов.
Модель: компьютер у учащегося дома
Постоянно возрастающие требования к знаниям современного учащегося, недостаток времени, отведенного для занятий с преподавателем в учебном классе, порождают синдром ограниченности знаний. Возрастающий темп жизнедеятельности, совершенствование информационных технологий требует от ученика умения адаптироваться к новым условиям.
Таким образом, перед лицеем в последнее время стала задача управления знаниями ученика и его творческим мышлением и вне стен учебного заведения. Для этого мы применяем несколько моделей дистанционного обучения.
Данная модель предполагает индивидуальную или групповую самостоятельность учащихся в ходе подготовки домашнего задания и самообразования.
В данной модели востребованными являются все виды цифровых учебных ресурсов.
По сути, модель дистанционного обучения представляет собой самостоятельную работу по изучению теоретического материала и выполнению практических заданий, нацеленных на формирование компетенций (теоретические исследования, виртуальные практикумы и лабораторные и т. п.). Обязательной составляющей является система тестов, позволяющая контролировать процесс обучения (текущий и промежуточный контроль) и производить оценивание уровня знаний обучающихся.
Модель сетевого дистанционного обучения [1]
Основными требованиями к обеспечению взаимодействия рассмотренных выше компонентов с помощью среды ДО являются следующие:
1. Основным каналом доставки образовательного контента для учащихся служит Интернет. Помимо дидактических требований при определении состава предоставляемого контента необходимо учитывать скоростные характеристики каналов, которые использует учащийся;
2. Поддержка работы преподавателей, программистов и дизайнеров по подбору и формированию образовательного контента. С точки зрения создания новых электронных образовательных ресурсов (ЭОР), а также поддержки жизненного цикла уже существующих, крайне привлекательна объектно ориентированная технология, предусматривающая использование образовательных объектов;
3. Сетевые взаимодействия обучаемого и преподавателя, где наряду с онлайн-средствами используются эффективные технологии оффлайн-режима, прежде всего, электронная почта и электронные форумы. Доступными и дешевыми даже при низкокачественных каналах связи являются чаты и интернет-пейджеры (ICQ и пр.). Перспективный способ коммуникаций представляют собой видеоконференции, но их организация предъявляет значительно более жесткие требования к качеству телекоммуникаций;
4. Оценивание результатов обучения производится прежде всего с помощью интернет-тестирования, фиксации промежуточных результатов работы учащихся с образовательными ресурсами в сред ДО, а также использования рассмотренных в предыдущем пункте средств коммуникаций для контроля знаний;
5. Учет результатов образовательной деятельности в обязательном порядке ведется в электронной форме с возможностью формирования необходимых печатных отчетов [4, с.38].
Модель смешанного обучения [1]
Основными элементами данной модели являются следующие.
1. Многоканальность доставки образовательного контента учащимся с помощью используемых ИКТ. В качестве средств доставки контента или обеспечения повышения ее эффективности могут выступать:
- локальные носители (CD, DVD и пр.);
- локальная сеть учебного заведения или Интернет;
- компьютеры и презентационное оборудование в совокупности с используемыми в процессе очных занятий презентациями, фрагментами ЭОР, анимацией и пр.;
- принтеры и копировальное оборудование для оперативного тиражирования необходимых печатных материалов.
2. Средства поддержки методической работы преподавателя при обучении в ИКТ-насыщенной среде (электронная библиотека, медиатека, электронный каталог традиционной библиотеки учебного заведения и т.д.).
3. Расширенный набор средств взаимодействия обучаемого с преподавателем:
- традиционное общение в аудитории;
- электронная почта;
- образовательные интернет-форумы;
- трансляция лекций;
- видеоконференции и пр.
Необходимо отметить, что во многих американских вузах участие в лекции, не покидая своей комнаты в кампусе, является достаточно распространенным явлением.
4. Современные средства повышения эффективности оценивания результатов обучения, предполагающие как включение контрольных элементов в рассмотренные в предыдущем пункте взаимодействия, так и широкое использование компьютерного тестирования.
5. Для учета результатов образовательной деятельности, наряду с традиционной «бумажной», используется электронная система учета успеваемости. Особенно актуальным это становится с введением кредитно-модульного обучения [3].
Обучение в кооперативных группах по методу Jigsaw
Преподаватель разбивает учащихся на группы и дает им задание (по электронной почте, вывешивая информацию на сайте и т. п.). В этом задании задается общая тема для изучения (проблемная ситуация, отдельный вопрос темы и пр.). Используя синхронную или асинхронную коммуникацию, обучаемые должны проанализировать (структурировать) полученное задание и разбить на несколько подзаданий (от двух до четырех). Далее они планируют свою работу и определяют, кто за что отвечает (кто какую часть задания готовит).
Дальнейшая работа строится по следующему плану:
1. Общение экспертов. Обучаемые, ответственные за конкретный вопрос, могут на этом этапе наладить контакты по сети со своими «коллегами» из других групп, получивших такое же точно задание. Их совместная задача — обсудить друг с другом стратегию поиска и представления этого материала другим членам группы, обменяться известной информацией по изучаемому вопросу.
2. Поиск и анализ информации. На этом этапе ученики работают индивидуально, собирая и анализируя информацию. Их задача на этом этапе — как можно детальнее познакомиться с вопросом, изучить материал с тем, чтобы это позволило им достичь «экспертного» уровня в этой области.
3. Тренировка экспертов. После сбора и первоначального анализа информации эксперты опять работают вместе. Они представляют собранную информацию друг другу (или третьему лицу, например, приглашенному «независимому» эксперту), подводят итоги проделанной работы, вырабатывают окончательный вариант презентации по данной теме, которую они затем представят другим участникам группы.
4. Общий сбор группы. Каждый из экспертов «возвращается» в установленный срок в свою группу и проводит презентацию. Его задача сводится к тому, что за минимальное время он должен научить своих одноклассников тому, что он узнал сам и представить учебные материалы, которыми он пользовался при подготовке к учебному занятию. В сети подобные мероприятия удобнее всего проводить либо в виде общения учеников в рамках списков рассылки (можно и передавать текстовые материалы, и презентации PowerPoint), либо в виде мультимедийных телеконференций (видеоконференций).
5. Анализ работы. После завершения обмена презентациями и обсуждения всех вопросов, которые были недостаточно ясно отображены в презентациях, учащиеся переходят к обсуждению и оценке работы подгруппы в целом. Отмечается вклад каждого в общее дело, удалось ли работать командой, обсуждается учебный процесс (насколько удобно было общаться друг с другом, все ли было понятно и т. п.).
После завершения работы групп преподаватель оценивает их работу.
Успех работы групп кооперации напрямую зависит от умения преподавателя спланировать работу групп и от умения самих учащихся построить свою учебную деятельность, сочетая индивидуальную работу с работой в парах и группой в целом. Цели такой работы должны быть понятны и доступны учащимся. При этом, учащиеся должны понимать, что это совместная деятельность, но каждый из них имеет в этой деятельности «свое лицо», сохраняет свою индивидуальность [3].
Метод проектов
Метод проектов — это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результатом которой является создание какого-либо продукта или явления.
Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т. е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.
Работа над проектом тщательно планируется преподавателем и обсуждается с учащимися. При этом проводится подробное структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов и сроков представления результатов «общественности», то есть другим учащимся группы, экспертам или, например, «внешним» пользователям Интернет, не имеющим прямого отношения к процессу обучения.
В настоящее время принято выделять семь основных этапов работы над проектом:
1. Организационный;
2. Выбор и обсуждение главной идеи, целей и задач будущего проекта;
3. Обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся;
4. Структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп учащихся, подбор необходимых материалов;
5. Работа над проектом;
6. Подведение итогов, оформление результатов;
7. Презентация проекта.
Формы организации совместной деятельности учащихся над проектом определяются исходя из особенностей тематики, целей совместной деятельности, интересов участников проекта. Главное, что в любом случае это разные виды самостоятельной деятельности учащихся.
Успех проектной деятельности учащихся в большой степени зависит от организации работы внутри группы, от четкого распределения обязанностей и определения форм ответственности за выполняемую часть работы.
Проекты могут быть разной степени сложности. Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания сотрудников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще однако темы проектов относятся к какому-то вопросу, актуальному для практической жизни и требующему творческого мышления и исследовательских навыков. Таким образом достигается естественная интеграция знаний [2].
Таким образом, традиционные образовательные технологии в последние десятилетия перестали полностью обеспечивать потребности общества. Необходимым условием для развития экономики, построения карьеры отдельного индивидуума стала реализация концепции: «образование через всю жизнь», вместо «образование на всю жизнь».
Решить эти проблемы возможно только путем применения инновационных технологий и моделей обучения. Дистанционные образовательные технологии являются достойным ответом на этот вызов времени и позволяют осуществлять обучение практически в любой точке планеты, обеспечивать возможность реализации широкого круга образовательных программ и адаптации к потребностям, временному графику и другим требованиям обучающегося.
Литература:
1. Кревский И. Г. Инновационные модели организации обучения с использованием дистанционных образовательных программ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://portalnew.ispu.ru/system/files/Menedgment-03–2008 c.222–231.pdf
2. Метод проектов в сфере дистанционного обучения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.znanie.org/jornal/n3/st_metod_proektov.html
3. Шевырёв А. В., Романчук М. Н. Формирование и развитие системно-креативного мышления — базовая стратегия образования в XXI веке [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://spkurdyumov.narod.ru/shevirev.htm
4. Шуваева В. В. Дистанционные технологии обучения в системе дополнительного профессионального образования // Управление персоналом. № 3.2005.С.36–39