Интеграция совместного участия учителей, учеников и родителей в современном непрерывном учебно-воспитательном процессе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, март 2015)

Дата публикации: 04.03.2015

Статья просмотрена: 114 раз

Библиографическое описание:

Татьянина, И. А. Интеграция совместного участия учителей, учеников и родителей в современном непрерывном учебно-воспитательном процессе / И. А. Татьянина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 144-146. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7472/ (дата обращения: 20.12.2024).

Свои уроки мы, учителя, преподаем своим ученикам каждый день из года в год. Ребята переходят из класса в класс, покидают школу, ищут свое счастье во взрослой жизни. Вместе с ними взрослеем, постоянно развиваемся и мы... Ученики ведут нас за собой, постоянно вынуждая находить новые способы взаимодействия с ними. Плотность информационного потока, насыщенность событий в жизни современного подростка таковы, что каждый педагог мечтает о непрерывном образовательном пространстве для своих воспитанников.

В этой статье я решила рассказать о достаточно, на мой взгляд, универсальном средстве, эффективно интегрирующем реализацию самых разных методов и форм организации педагогического процесса. Я хочу рассказать о моем опыте внедрения в учебно-воспитательную работу такого инструмента дистанционного взаимодействия, как личный сайт учителя.

Прежде, чем приступить к изложению вопроса практической реализации сформулированной выше задачи, немного расскажу о результатах. Необходимость создания сайта для использования в своей педагогической деятельности возникла у меня в 2008 году. Первоначально сайт состоял всего лишь из трех страниц: «Главная», «Ученикам», «Новости науки». В настоящее время сайт включает в себя 13 страниц, каждая из которых добавлялась «по просьбе пользователей». Например, сразу возникла необходимость обратной связи и я добавила страницу «Напиши письмо учителю», которая тут же активно «заработала». Вопросы, обсуждаемые с учениками разных параллелей существенно отличались, поэтому пришлось создавать отдельные странички «Ученикам 7-х классов», «Ученикам 8-х классов» и т. д. По просьбе родителей возникла страничка «Родителям» и «Олимпиады для всех». Из общего ажиотажа появилась страница «Информация об учителе». Про другие странички я расскажу чуть позже. Для оптимизации использования моего сайта в учебно-воспитательном процессе я разработала «Памятку», которую раздала всем ученикам и отдельно их родителям на родительском собрании. В результате, уже к концу первой четверти того, самого первого года существования сайта, он стал неотъемлемым соучастником взаимодействия «Учитель-Ученик», «Учитель-Родители», «Родители-Ученик».

А теперь, давайте рассмотрим варианты использования личного сайта учителя не только при обучении, но и при организации воспитательной работы. Начну я с рассмотрения аспекта использования сайта в процессе обучения для обеспечения помощи моим учащимся в организации их самостоятельной учебной деятельности.

1)     Помощь учителя в расширении и углублении знаний по изучаемому предмету. На своем сайте я с первых дней его создания разместила прямую ссылку на Единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов — проект, удостоенный премии Правительства Российской Федерации в области образования за 2008 год. Кроме того, при изучении конкретных тем, я заранее нахожу в этой ЕЦОР соответствующие теме урока иллюстрации (видеоролики, анимационные модели и пр.) и выкладываю на страницах моего сайта для каждого класса адресные ссылки на них.

2)     Помощь учителя в наиболее эффективном выполнении домашнего задания. На страницах, соответствующих работе с учениками разных параллелей («Учащимся 7-х классов», «Учащимся 8-х классов» и т. п.) есть раздел «Домашнее задание», в котором размещается домашнее задание по каждому уроку за неделю. Это удобно и для тех ребят, кто отсутствовал на уроках (болел, находился в отъезде) и для родителей при контроле домашнего задания. В отличие от соответствующей информации в электронном журнале нашей школы при этом, у меня есть возможность размещать методические рекомендации по организации своей самостоятельной работы дома. Кроме того, у учителя при этом есть возможность разместить образцы оформления лабораторных работ, рефератов, презентаций и пр.

3)     Помощь учителя в обеспечении учащихся необходимыми учебными пособиями. На моем сайте есть раздел «Скачать задачники, учебники и тесты», где разместила ссылки либо на закачанные мною на «Яндекс Диск» электронные задачники и учебники, по которым мы работаем, либо прямые ссылки на учебники в Интернете.

4)     Организация дополнительной внеурочной работы по предмету. На сайте я размещаю постоянно обновляющуюся информацию о различных олимпиадах, конкурсах и конференциях для учащихся. Размещаю для своих учеников задания для дополнительной работы по моему предмету (естественно, на дополнительную оценку). Это может быть блок задач, которые нужно решить к определенному сроку, и перечень тем для рефератов, и задания на умение работать с абсолютно новой информацией: например, я не просто даю ребятам ссылку на какой-либо учебный текст или видео, а предлагаю ответить письменно на ряд вопросов по этому содержанию. Свои ответы ученики мне могут лично сдать в школе, или отправить через средства «Обратной связи» на моем сайте на странице «Напиши письмо учителю».

Конечно, методические возможности использования инструмента личного сайта учителя в организации непрерывного учебного процесса. не ограничиваются приведенными выше примерами. Но большинство педагогов на настоящий момент как правило являются еще и классными руководителями. Поэтому, я предлагаю далее рассмотреть технологию дистанционного взаимодействия посредством использования личного сайта учителя в организации воспитательной работы в классе.

В методических рекомендациях по реализации Концепции воспитательной деятельности ОУ нашей области приоритетное значение в организации деятельности приобретают те компоненты, которые создают атмосферу сотрудничества и психологической защищенности всех субъектов учебно-воспитательной деятельности. Рассмотрим основные методы и приемы воспитательной работы в контексте использования сайта учителя, как одного из инструментов реализации данного метода:

а) методы формирования сознания личности: помимо традиционных вариантов (беседа, рассказ, пример и т. д.) подразумевающих непосредственное взаимодействие учитель-ученик, учитель может «остроактуальную» информацию выложить на сайте и попросить ребят письменно, например, в тетради для классного часа выразить свое мнение по затронутому вопросу;

б)         методы стимулирования: в этом аспекте, сайт можно использовать, конечно, преимущественно для поощрения учащихся и их родителей (например, на специальной странице сайта объявлять благодарности, сообщать с согласия ребят об их личных достижениях и т. д.);

в)         методы коррекции и контроля деятельности: я, например, всегда после проведения какого-либо мероприятия, на соответствующей странице сайта, на которой я обычно размещаю план наших мероприятий на предстоящую четверть, обязательно в колонке «Комментарии» делюсь своими впечатлениями и делаю выводы-рекомендации о том, как в дальнейшем учесть «плюсы» и «минусы» организации и проведения прошедшего мероприятия.

Согласно Концепции воспитательной работы нашей области, основным механизмом решения педагогических задач являются средства воспитания. Очевидно, что личный сайт учителя, таким образом, является универсальным современным средством, позволяющим интегрировать между собой самые разнообразные методы, формы и приемы эффективной организации учебно — воспитательного процесса. Рассмотрим примеры использования разнообразных форм работы с учащимися посредством сайта из моего опыта работы

1)        КТД. Стало доброй традицией в нашем классе в канун праздников открывать на сайте новую тематическую страницу. Дизайн страницы разрабатывается творческой группой учащихся после того, как собран необходимый материал в ходе предварительной подготовки. Например, для страницы, посвященной Дню Победы, предварительная подготовка может включать в себя;

-         подготовить в небольшой рассказ о ВОВ;

-         подготовить рассказ о Воронеже в годы ВОВ;

-         подготовить подборку песен военных лет;

-         подготовить фотоальбом с фотографиями, посвященными празднику;

-         подготовить интересный для самих учащихся обзор сайтов с информацией, посвященной празднику.

2)        Работа с родителями. Каждое родительское собрание я провожу с использованием презентации, иллюстрирующей мое выступление (содержащей, например, информацию новостях нашего класса, объявления, фотографии проведенных мероприятий, диаграммы итогов успеваемости класса в предыдущей четверти и т. д). Для тех родителей, кто по каким-либо причинам не смог посетить собрание или если родители хотят скачать эту информацию на свой компьютер, я после собрания выкладываю презентацию на сайте. Там же размещаю фотографии с прошедшего родительского собрания (это уже стало нашей традицией). В результате посещаемость собрания не только не снизилась, но и, напротив, значительно повысилась (на 85 %). Кроме того, через страницу сайта «Написать письмо учителю» родители часто задают мне различные вопросы, обращаются с просьбой, сообщают информацию.

3)        Работа с учащимися во время летних каникул. В начале каникул, на страницах сайта я размещаю обращение к учащимся проводить летний отдых активно, больше гулять на свежем воздухе, общаться с друзьями, навестить пожилых родственников (и, может быть, в чем-то им помочь); предлагаю подборку отличных игр на улице (с учетом возрастной категории учеников); предлагаю вниманию ребят рецепты приготовления несложных блюд, которыми они могут порадовать своих родителей, пришедших вечером с работы. Кроме того, обязательно напоминаю основные правила безопасности в общественных местах, вблизи водоемов, основные правила путешественников, психологические приемы избежания неприятных или опасных для здоровья ситуаций в общении с посторонними людьми. Одним словом, даю много полезных советов и рекомендаций по организации здорового летнего отдыха моих учеников. В середине лета, когда уже накопилось много впечатлений, предлагаю ребятам присылать свои фотографии, которые размещаю на своем сайте. Начинаю я, обычно, с того, что предлагаю вниманию ребят свои фотографии «Как я отдыхаю летом.»... Особенный всплеск активности ребят начался после того, как я разместила на сайте фотографии из семейного палаточного лагеря «Искорка».

В заключение, я хотела бы коснуться еще одной уникальной возможности, которую предлагает использование сайта в воспитательной работе: непрерывная связь с выпускниками. Личный сайт учителя позволяет поддерживать живую обратную связь с теми, кому, собственно, мы и преподаем наши уроки, уроки жизни. Лично я через сайт, например, приглашаю моих выпускников на проводимые нами мероприятия, задаю им актуальные для ребят моего класса вопросы. Мои бывшие ученики, таким образом, помогают мне воспитывать моих ребят и своим собственным жизненным опытом. Образовательное пространство, таким образом, расширяется. И стоит ли после этого задавать себе вопрос «А так ли уж важно мне проводить столько времени за компьютером, работая над сайтом?» Так ли уж важен мой труд для моих учеников? Процитирую ответ моей выпускницы 2003 года Насти С.: «За что можно быть благодарным учителям?

Я иногда встречаю своих учителей на улице, и кое-то из них до сих пор меня узнает. Я, в свою очередь, помню всех. И тогда начинают всплывать воспоминания об уроках и всяких историях, с ними связанных. Сейчас, спустя годы, сказать «спасибо» хочется всем. Потому что, каждый из них по-своему, стал не просто учителем для той маленькой девочки, которой я была лет 10 назад. Каждый научил чему-то и дал понять что-то.

Во-первых, конечно, Татъяниной Ирине Александровне за

-          мегагуманное отношение к детям;

-          готовность понимать и слышать детские проблемы, которые взрослому могут казаться ерундой;

-          «желание жить, а не существовать», которое передается всем живым существам в радиусе километра от неё;

-          всевозможные игры- мероприятия, которые учили нас работать вместе;

-          море удовольствия, полученного в процессе обучения;

-          знания... Нет, даже не за знания — не в них главный плюс — за правильное формирование моего склада ума, который в будущем очень помог найти себя и научиться тому, чему хотелось (даже не смотря на то, что многое из этого бесконечно далеко от физики);

-          то, что она одна на свете такая.

Я благодарна многим из своих учителей за МУДРОСТЬ. Спасибо Вам, дорогие мои учителя, за то, что вы помнили, что детей нужно воспринимать как равных, потому что больше тебя они ещё, скорее всего, знать не могут, но мудрее тебя они вполне уже могут быть. Вы воспитывали нас любовью!»

Основные термины (генерируются автоматически): воспитательная работа, мой сайт, сайт, ученик, учитель, домашнее задание, класс, личной сайт учителя, личный сайт учителя, Помощь учителя, родитель, страница, учащийся.

Похожие статьи

Ведущие принципы комплексного применения традиционных и электронных средств обучения в современном учебно-воспитательном процессе

Интеграция национальной культуры в учебно-воспитательном процессе

Оптимизация педагогического общения как условие социально-психологической адаптации студентов техникума в учебном воспитательном процессе

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в учебно- воспитательном процессе

Личностно ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе — ключевое направление всех прогрессивных педагогических технологий

Теоретические аспекты организации методического сопровождения педагогов ДОО в формировании ценностного отношения к национальной культуре дошкольников в многоэтническом пространстве

Интернет-ресурс как эффективное средство взаимодействия участников образовательного процесса (педагогов и родителей (законных представителей), воспитанников) в условиях дошкольной образовательной организации

Взаимодействие семьи и ДОУ в духовно-нравственном воспитании детей (из опыта работы)

Комплексный подход к личности глухого ребенка в организованном учебно-воспитательном процессе

Взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса в развитии художественно-творческих способностей дошкольников, через организацию проектной деятельности «Музыкальные картины. Времена года»

Похожие статьи

Ведущие принципы комплексного применения традиционных и электронных средств обучения в современном учебно-воспитательном процессе

Интеграция национальной культуры в учебно-воспитательном процессе

Оптимизация педагогического общения как условие социально-психологической адаптации студентов техникума в учебном воспитательном процессе

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в учебно- воспитательном процессе

Личностно ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе — ключевое направление всех прогрессивных педагогических технологий

Теоретические аспекты организации методического сопровождения педагогов ДОО в формировании ценностного отношения к национальной культуре дошкольников в многоэтническом пространстве

Интернет-ресурс как эффективное средство взаимодействия участников образовательного процесса (педагогов и родителей (законных представителей), воспитанников) в условиях дошкольной образовательной организации

Взаимодействие семьи и ДОУ в духовно-нравственном воспитании детей (из опыта работы)

Комплексный подход к личности глухого ребенка в организованном учебно-воспитательном процессе

Взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса в развитии художественно-творческих способностей дошкольников, через организацию проектной деятельности «Музыкальные картины. Времена года»