Пейзажная картина как средство развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста
Автор: Фаззалова Алина Леонидовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, март 2015)
Дата публикации: 10.03.2015
Статья просмотрена: 2417 раз
Библиографическое описание:
Фаззалова, А. Л. Пейзажная картина как средство развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста / А. Л. Фаззалова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 86-88. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7481/ (дата обращения: 15.11.2024).
Успешность обучения в школе зависит от многих факторов. Важнейшим из них является задача развития связной речи детей, которую современная дошкольная педагогика и методика развития речи относят к числу приоритетных.
Воспроизведение текстовых учебных материалов, адекватное восприятие, умение излагать свои рассуждения, давать развернутые ответы на вопросы — все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной, а именно связной монологической речи. Данная задача не только одна из наиболее значимых, но и сложных в речевом развитии и воспитании детей дошкольного возраста, требующая особого внимания.
Обратимся к Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. В данном документе в содержании образовательной области «Речевое развитие» выделены основные задачи, одной из которых является «развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи» [6]. В связи с этим считаем, что данная проблема чрезвычайно актуальна.
В психолого-педагогических исследованиях под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание, а именно ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание [1]. В свою очередь, С. Л. Рубинштейн считал, что связность — это адекватность речевого оформления говорящего или пишущего с точки зрения для слушателя или читателя [4].
Проблемой развития связной монологической речи занимались ученые из разных областей, а именно педагогики (Ф. А. Сохин, Е. М. Струнина, Е. А. Флерина), психологии (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин), лингвистики (Л. Н. Гвоздев, Н. А. Пленкин). Этот же вопрос интересовал и педагогов начальной школы (И. П. Севбо, Т. А. Ладыженская, Г. В. Колшанский). Связано это с тем, что большинство из них, придерживаются следующей позиции: к моменту поступления в школу не все дети способны научиться пересказывать, описывать предметы или явления, строить связный текст.
Отсюда стоит отметить следующее: что именно по тому, как ребенок дошкольного возраста строит свое высказывание, насколько живо, образно и интересно он способен рассказывать, сочинять, можно оценивать уровень его речевого, умственного, эстетического и эмоционального развития, владения родным языком.
Как известно, монологическая речь — это речь одного лица, выражающего свои мысли. Монолог представляет собой такую форму речи, которую строит один человек, устанавливающий свою композицию и структуру.
Анализируя труды ученых, можно сказать, что существует множество трактовок и подходов к рассмотрению проблемы связной монологической речи.
В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов.
Исследователи отмечают тот факт, что развитие в улучшении речевых навыков и овладение литературным языком являются необходимыми элементами образованности в дальнейшем. Прежде всего, это определено социальной значимостью и ролью в формировании личности. Ведь именно в связной речи проявляется главная функция языка и речи — коммуникативная.
Развитие связной монологической речи детей определено индивидуальными особенностями социально-личностного и психофизиологического развития, а также неповторимостью и своеобразностью, которые проявляются в многообразии форм познания.
Ведущим средством в речевом развитии детей дошкольного возраста, способствующим формированию навыка рассказа и пересказа, являются различные виды искусства, и в частности, пейзажная картина.
Для того, чтобы изучить данное средство развития речи, следует знать значение термина «пейзаж». В энциклопедическом словаре Ф. Брокгауза и И. Ефрона, дается такой вид определения: «пейзаж — это род живописи, занимающийся изображением видов природы с передачей настроения, навеваемого их созерцанием» [2]. Если говорить еще проще — это изображение природы, а именно ее характерных особенностей.
Сущность и значимость данного средства в развитии речи дошкольников, рассматривается в исследованиях О. С. Ушаковой [5], Л. С. Выготского [3] и А. В. Запорожца. Именно они придавали огромное значение использованию пейзажной живописи для развития связной монологической речи дошкольников.
Педагогами сделан акцент на особенности произведений пейзажной живописи. Данная мысль заключалась в том, что при их помощи ребенок дошкольного возраста способен воспринимать как образы, изображенные на картине, так и средства художественной деятельности, в свою очередь, обращая внимание на окружающую красоту природы.
Художественный пейзаж способен доставлять какие-либо эмоции, вдохновлять на творчество; помогает развивать воображение, эстетический вкус, ассоциативное и образное мышление, что является немаловажным в развитии дошкольников.
Пейзажная живопись может не только соответствовать возрастным особенностям детей дошкольного возраста, но и доступна для детского восприятия, а также особенна по своему содержанию, а именно композиции.
Главное место в картине занимает первый план, помогающий распознать основную идею произведения, которую хотел передать художник. В свою очередь, большую роль играет цветовое и объективное соотношение. Так как именно пейзаж является самым ярким, по сравнению с другими жанрами живописи, он способен передать те чувства, эмоции, то настроение, ощущаемое автором произведения.
В работе с пейзажной картиной перед педагогом ставится основная задача: пробудить у детей интерес к пейзажной живописи, расширяя при этом их представления о природе в целом, и обогащая тем самым словарь детей.
В этом случае используется особый вид высказывания — рассказы описания. Данный вид рассказа очень сложен для детей, так как на пейзажных картинах отсутствуют живые объекты, или же они играют не первостепенную роль. Основными элементами таких рассказов выступают объекты природы.
Рассмотрев и проанализировав различные подходы по использованию пейзажной живописи в развитии связной монологической речи, нами были определены основные требования к выбору соответствующего жанра произведений. Картина обязательно должна быть высокохудожественной, при этом доступной для детского взгляда по изображению и содержанию, быть интересной, понятной и предполагающей воспитательное значение, проявляющей положительное, сочувственное отношение ко всему живому и неживому в окружающем мире.
Существует основная методика рассматривания и описания репродукций художественной живописи, разработанная Н. М. Зубаревой. Согласно данной методике дети должны не просто увидеть всю прелесть изображенного, но и активизировать свой словарь для передачи своих впечатлений, мыслей. Как отмечает исследователь, обязательным условием рассматривания пейзажной картины, является сочетание с наблюдениями в природе, а также восприятие художественной литературы, которая богата своим познавательным материалом, описывающим природу [1]. Например: рассказы В.Бианки, М. М. Пришвина, Е. Чарушина, служащие речевым образцом.
В работе с дошкольниками по формированию умений составлять описательные рассказы, могут быть использованы такие репродукции картин, как: «Грачи прилетели» А. Саврасов, «Аленушка» В. Васнецов, «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес» И. Шишкин, «Золотая осень», «Март» И. Левитан и многие другие интересные композиции.
Н. М. Зубаревой предложен оригинальный прием рассматривания картины, заключающийся в повышении эмоционального восприятия в сопровождении музыки [1]. В этом случае предполагается прослушивание не только высокохудожественных произведений, но и простых по содержанию мелодий. Например, различные звуки природы.
Еще одним действующим приемом является рассматривание не одной картины, а двух, причем разных художников, но на одну и ту же тему. Это позволяет и помогает дошкольнику увидеть различные приемы выражения замысла разных авторов.
В методике развития связной монологической речи прописывается большое количество приемов по использованию пейзажных репродукций: вопросы, образец, речевые творческие задания, пояснения, игровые приемы, беседа, обобщение и многое другое. Именно от того, какими методами и приемами будет пользоваться педагог, зависит действенность работы с пейзажной живописью.
Таким образом, можно сделать вывод, что пейзажная картина является эффективным средством развития связной монологической речи, так как живопись раскрывает перед детьми всю красоту, все тонкости окружающего мира, природы. Благодаря этому, ребенок дошкольного возраста способен научиться составлять связный последовательный описательный рассказ с опорой на свои впечатления и ощущения.
Литература:
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — М.: Издательство центр «Академия», 2002. — 400с.
2. Брокгауз, Ф, Ефрон, И. Иллюстрированный энциклопедический словарь [Текст] — М.: Эксмо, 2007. — 960с.
3. Выготский, Л. С. Психология искусства [Текст] / Л.С Выготский. — М.: Искусство, 1997. — 573с.
4. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. — М.: Издательство «Питер», 2002. — 720с.
5. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие для воспитателей дошк. обр. учреждений [Текст] / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. — М.: Владос, 2004. — 288с.
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html