Роль органа студенческого самоуправления в осуществлении Федерального закона «Об образовании в РФ» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, март 2015)

Дата публикации: 05.03.2015

Статья просмотрена: 398 раз

Библиографическое описание:

Товкань, В. А. Роль органа студенческого самоуправления в осуществлении Федерального закона «Об образовании в РФ» / В. А. Товкань. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 246-247. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7506/ (дата обращения: 19.12.2024).

ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», согласно которому «образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения…, где воспитание рассматривается как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося, а обучение — как целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся».

Это говорит о том, что студент, получая профессиональные навыки, в дальнейшем должен быть готовым не только к работе в узкопрофессиональном понимании, но и успешно включиться в различные виды деятельности, обладать мировоззренческим потенциалом, быть готовым к профессиональному, интеллектуальному и социальному творчеству.

Сформировавшись как социально активная личность, студент по окончании вуза будет конкурентоспособен на рынке труда. Социализация же невозможна без включения личности в различную общественную созидательную деятельность. В связи с этим одной из главных целей современного студенческого самоуправления становится подготовка инициативной, самостоятельной, ответственной гражданина, способного участвовать в управлении государством, реализовывать в полной мере свое право избирать и быть избранным в различные органы государственного управления и местного самоуправления.

В трактовке закона «Об образовании в РФ» появляется больше прав и возможностей для студенческих организаций (советов обучающихся профсоюзных организаций) — теперь с ними надо согласовывать практически все документы, касающиеся студентов вуза, а сами организации считаются органами управления вуза.

Студенческий совет в новой редакции статьи 26 Федерального закона определяется как «представительный орган обучающихся, создаваемый для представления интересов обучающихся, — это законодательное закрепление и раскрытие статуса студенческого совета и определение главной цели студенческого совета». Таким образом, он определяется не как общественное объединение, а в виде элемента структуры управления высшим учебным заведением с четким определением полномочий органа студенческого самоуправления органом управления высшего учебного заведения (ученым советом) при сохранении выборности самого органа студенческого самоуправления всеми студентами вуза, без какой-либо привязки к членству в общественных организациях. Функциями студенческого самоуправления является так же выработка предложений по совершенствованию учебного процесса, работы образовательного учреждения в целом, речь идет не только о самоуправлении студентов, но и о соуправлении, то есть тесном взаимодействие двух сторон — администрации образовательного учреждения и студенчества в лице органа студенческого самоуправления — в управлении образовательным учреждением, с целью более полного и эффективного выполнения задач, стоящих перед образовательным учреждением.

В законе не учтен тот аспект деятельности органов студенческого самоуправления, что они могут быть созданы в иных организационно-правовых формах (общественная организация, общественное движение, орган общественной самодеятельности). Но при выстраивании отношений с администрацией вуза общественная организация может использовать только алгоритм договорных отношений, а это значит, влияние на участие в управлении вузом будет зависеть от таких договоренностей. Другое дело, когда орган студенческого самоуправления прописан в уставе самого вуза как элемент структуры управления вузом с соответствующими правами и обязанностями. Здесь права на участие в управлении вузом у органа студенческого самоуправления могут быть более конкретными и реальными.

В связи с этим, устанавливается необходимость (или возможность) в уставе высшего учебного заведения указывать компетенцию, порядок формирования и организации деятельности органов самоуправления обучающихся, в частности студенческого совета.

Таким образом, согласно ФЗ «Об Образовании»:

Статья 30 часть 3 «При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся…»

Статья 45 часть 6 «Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом, который принимается с учетом мнения советов обучающихся…»

Статья 39 часть 3 «Размер платы за пользование жилым помещением и коммунальные услуги в общежитии для обучающихся определяется локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения советов обучающихся…»

Статья 36 часть 8 «Государственная академическая стипендия студентам, государственная социальная стипендия студентам, государственные стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам выплачиваются в размерах, определяемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом мнения совета обучающихся этой организации…»

Статья 36 часть 15 «…Материальная поддержка обучающимся выплачивается в размерах и в порядке, которые определяются локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения советов обучающихся …»

Статья 43 часть 7 «При выборе меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна учитывать тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предыдущее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, а также мнение советов обучающихся …»

Таким образом, законопроект направлен на повышение эффективности функционирования отечественной системы образования, защиту прав обучающихся, развитие и поддержку всех форм студенческого самоуправления.

Для нормативного урегулирования деятельности Студенческих советов и с целью методического обеспечения их деятельности, Федеральным агентством по делам молодежи Министерства образования утверждается «Положение о совете обучающихся в образовательном учреждении (филиале) высшего профессионального образования».

Конечно, в каждом высшем учебном заведении есть своя специфика организации как учебной, так и внеучебной работы, есть особенности организации управления и структуры самого учебного заведения, своя история развития студенческого самоуправления. Этот положение о совете обучающихся в образовательном учреждении (филиале) высшего профессионального образования не догма, но это методическая помощь в функционировании и создании студенческих советов.

Основные термины (генерируются автоматически): студенческое самоуправление, образовательное учреждение, высшее учебное заведение, студенческий совет, совет обучающихся, высшее профессиональное образование, общественная организация, РФ, управление вузом.

Похожие статьи

Участие органов прокуратуры в правотворческой деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации

Развитие общих компетенций в ходе освоения дисциплины «Экологические основы природопользования» в учреждениях среднего профессионального образования

Совершенствование правовых механизмов в законодательстве об исполнительном производстве Российской Федерации

Развитие профессионального образования государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013–2020 годы»

Формирование культуры безопасности обучающихся через внеурочную деятельность по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»

Управление образовательным учреждением в условиях изменения законодательства Российской Федерации в сфере образования

Роль органов местного самоуправления в развитии субъектов малого предпринимательства

К вопросу об участии субъектов Российской Федерации в регулировании статуса выборных лиц местного самоуправления

Особенности организации внеурочной деятельности как проявление профессиональных компетенций учителя начальных классов

Взаимодействие норм Общей и Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации при реализации уголовного наказания

Похожие статьи

Участие органов прокуратуры в правотворческой деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации

Развитие общих компетенций в ходе освоения дисциплины «Экологические основы природопользования» в учреждениях среднего профессионального образования

Совершенствование правовых механизмов в законодательстве об исполнительном производстве Российской Федерации

Развитие профессионального образования государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013–2020 годы»

Формирование культуры безопасности обучающихся через внеурочную деятельность по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»

Управление образовательным учреждением в условиях изменения законодательства Российской Федерации в сфере образования

Роль органов местного самоуправления в развитии субъектов малого предпринимательства

К вопросу об участии субъектов Российской Федерации в регулировании статуса выборных лиц местного самоуправления

Особенности организации внеурочной деятельности как проявление профессиональных компетенций учителя начальных классов

Взаимодействие норм Общей и Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации при реализации уголовного наказания