Наглядное моделирование как эффективное средство развития речи детей | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Панфиленко, Г. И. Наглядное моделирование как эффективное средство развития речи детей / Г. И. Панфиленко, Л. В. Кудрина, Н. П. Кислинская, Г. Е. Лагоша. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 74-77. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7514/ (дата обращения: 16.11.2024).

Актуальность изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования. Речь — это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Развитие связной речи — высшей формы мыслительной деятельности — определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, Ф. А. Сохин и др.). Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция речи.

Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников — явление очень редкое. Сложившаяся реальная ситуация усугубляется ежегодным ростом количества детей с ОНР в группах компенсирующей направленности. Увеличение количества, сложность и отягощенность речевой симптоматики контингента воспитанников заставляет педагогов находиться в постоянном творческом поиске адекватных, актуальных, эффективных методов и приёмов работы с детьми, соответствующих современным условиям и стандартам образования.

Наглядность — один из основных дидактических принципов коррекционной педагогики. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Практика и поиск новых путей повышения результативности работы по развитию речи дошкольников, позволяют определить в качестве средства оптимизации этого процесса — метод наглядного моделирования.

Актуальность использования этого метода в работе с дошкольниками состоит в том, что:

во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОВЗ характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью.

Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь — записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»;

в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Дошкольник лишен возможности записать, сделать таблицу, отметить что-либо. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти — вербальный. Опорные схемы — это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С, Хализева Л. М. и др.). Учёные также отмечают, что использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Использование наглядного моделирования в коррекционном процессе отвечает одному из основных принципов коррекционной педагогики — принципу обходного пути. Опираясь на первично сохранное зрительное восприятие и сформированное к старшему дошкольному возрасту наглядно-образное мышление, мы формируем речь в обход ведущих, но нарушенных функций речеслухового и речедвигательного анализаторов. Кроме этого, активное использование наглядного моделирования как метода обучения формирует и совершенствует саму умственную способность наглядного моделирования, которая обнаруживается при решении широкого круга как речевых, так и интеллектуальных задач.

Следовательно, технология наглядного моделирования требует соблюдения следующих принципов обучения:

-          Развивающий и воспитывающий характер обучения;

-          Научность содержания и методов образовательного процесса;

-          Систематичность и последовательность;

-          Сознательность, творческая активность и самостоятельность;

-          Наглядность;

-          Доступность;

-          Рациональное сочетание коллективных и индивидуальных форм работы.

Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с повышением доли самостоятельного участия дошкольников в этом процессе. Отсюда, можно выделить следующие этапы наглядного моделирования:

-          Усвоение и анализ сенсорного материала;

-          Перевод его на знаково-символический язык;

-          Работа с моделью.

Эти этапы развития навыков наглядного моделирования решают следующие дидактические задачи:

-          Знакомство с графическим способом представления информации.

-          Формирование навыка дешифровки модели.

-          Формирование навыка самостоятельного моделирования.

-          Формирование самостоятельности, общительности, умения оперирования языковыми символами поможет ребёнку в его учебе в школе. Так, знаково-символическая деятельность используется в школе постоянно. Каждый учебный предмет имеет свою систему знаков и символов. С их помощью ученик кодирует изучаемую информацию. Моделирование занимает важное место в учебной деятельности младшего школьника. Это необходимый компонент умения учиться, а правильная речь — один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения.

Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет более целенаправленно развивать речь детей, обогащать их активный словарь, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ. В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации — моделью. В качестве условных заместителей выступают символы разнообразного характера: геометрические фигуры; символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);

силуэтные и предметные картинки; планы и условные обозначения, используемые в них.

На начальных этапах работы по внедрению моделей или символов предполагается подкрепление их наглядным материалом (картинками, предметами, стилизованными изображениями реальных предметов или их частей, так называемыми «пиктограммами»), обеспечивающим опору на наглядно-образное мышление. Это соответствует начальным этапам обучения мыслительным операциям — анализу, классификации. На последующих этапах можно использовать более сложные мыслительные операции — обобщение, абстракции, наглядные модели опираются как на образное, так и на словесно-логическое мышление, т. е. слово, речевой образец.

В старшей и подготовительной группе способы наглядного моделирования включают:

-          обозначение предметов при помощи разнообразных заместителей,

-          использование и создание разных видов условно-схематического изображения реальных предметов и объектов;

-          умение считывать и создавать графическое изображение признаков объектов, относящихся к тому или иному классу, виду, роду (транспорт, растения, животные и т. д.);

-          умение ориентироваться в пространстве по его схематическому изображению;

-          умение создавать план реального пространства (план комнаты, участка детского сада, улицы и пр.);

-          умение использовать пространственно- временную модель при пересказе и составлении рассказов;

-          самостоятельное создание моделей по собственному замыслу.

Использование заместителей, символов, моделей в разных видах деятельности — источник развития умственных способностей и творчества в дошкольном детстве. Так как в данном возрасте развитие воображения и образного мышления являются главными направлениями умственного развития, то целесообразно было остановиться на развитии воображения и формировании способности к наглядному моделированию в разных видах деятельности: при ознакомлении с художественной литературой; при ознакомлении детей с природой, на занятиях по рисованию. Эти виды деятельности привлекают детей, соответствуют их возрасту.

В настоящее время в связи с введением ФГОС рядом исследователей наглядное моделирование рассматривается как одно из универсальных учебных действий. Использование наглядных моделей в коррекционном процессе само по себе не является инновацией, однако развитие наглядного моделирования как самостоятельной интеллектуальной способности в рамках речевой деятельности является более современным подходом в образовании.

Приведённые данные позволяют сделать вывод о том, что наглядное моделирование является актуальным современным эффективным методом коррекционно-развивающего обучения, воздействующим не только на отдельный недостаток — речевое недоразвитие, но и на всю познавательную деятельность и личность воспитанника в целом. Поэтому представляется такая возможность не только использовать наглядное моделирование как метод или приём для коррекции речи, но и совершенствовать его как общую интеллектуальную способность.

 

Литература:

 

1.         Давьшова Т. Г., Ввозная В. М. Использование опорных схем в работе с детьми. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения 2008 № 1

2.         Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. — М., 1985

3.         Кудрова Т. И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи. Логопед в детском саду 2007 № 4

4.         Малетина Н. С., Пономарева Л. В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР. Дошкольное воспитание.2004.№ 6.

5.         Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. / Под ред. Т. В. Волосовец. — М., 2007

6.         Расторгуева Н. И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи. Логопед 2002 № 2 с.50–53

7.         Смышляева Т. Н. Корчуганова Е. Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников. Логопед 2005 № 1 с. 7–12

8.         Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит — СПб., 1997

9.         Сапогова Е. Е., «Операция моделирования как условия развития воображения у дошкольников».

10.     Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

Основные термины (генерируются автоматически): наглядное моделирование, вид деятельности, модель, ребенок, связная речь, детский сад, использование заместителей, коррекционная педагогика, коррекционный процесс, наглядно-образное мышление.

Похожие статьи

Моделирование, как основа развития связной речи детей дошкольного возраста

Компьютерные технологии как инструментарий обучения физике на лабораторной работе

Наглядное моделирование как средство развития связной речи у младших школьников с ОНР

Система ТРИЗ как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Метафорические карты как эффективное средство коррекционной работы со страхами у детей старшего дошкольного возраста

Групповое мыследеятельностное взаимодействие как одно из условий развития креативности перспективных детей

Математические игры как инструмент обучения и развития интеллекта

Использование стратегий и приемов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы

Арт-терапия как метод преодоления коммуникативных трудностей подростков

Модель позиционного чтения на уроках окружающего мира в начальной школе

Похожие статьи

Моделирование, как основа развития связной речи детей дошкольного возраста

Компьютерные технологии как инструментарий обучения физике на лабораторной работе

Наглядное моделирование как средство развития связной речи у младших школьников с ОНР

Система ТРИЗ как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Метафорические карты как эффективное средство коррекционной работы со страхами у детей старшего дошкольного возраста

Групповое мыследеятельностное взаимодействие как одно из условий развития креативности перспективных детей

Математические игры как инструмент обучения и развития интеллекта

Использование стратегий и приемов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы

Арт-терапия как метод преодоления коммуникативных трудностей подростков

Модель позиционного чтения на уроках окружающего мира в начальной школе