Проектная деятельность на уроках математики
Автор: Иксанова Татьяна Александровна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, март 2015)
Дата публикации: 06.03.2015
Статья просмотрена: 2163 раза
Библиографическое описание:
Иксанова, Т. А. Проектная деятельность на уроках математики / Т. А. Иксанова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 117-120. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7521/ (дата обращения: 15.11.2024).
Еще несколько лет назад мало кто из нас владел компьютером. Сейчас же без него невозможно представить себе нашу жизнь, он есть практически в каждом доме, офисе, школе. Общество развивается ускоренными темпами. Эти изменения касаются всех сфер деятельности, в том числе и образования. Школа по сути должна готовить своих учеников к жизни, о которой сама мало что знает. Каким будет мир в середине XXI века, трудно представить не только школьным учителям, но и ученым. В любом случае общество будет заинтересовано в гражданах, которые умеют самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы, умеют работать в коллективе, обладают коммуникативными навыками.
Человек в современном обществе — это человек, не столько вооруженный знаниями, сколько умеющий добывать знания и применять их на практике. Множество разнообразной научной информации в различных областях, ее динамичное изменение делают невозможным в рамках школьной программы изучение всех предметов, в том числе и математики, в полном объеме.
Возникает необходимость выйти за рамки сложившихся традиционных подходов при обучении, работать в режиме, побуждающем к поиску новой информации, самостоятельной продуктивной деятельности, направленной на развитие критического и творческого мышления школьника.
Задача учителя — помочь ученику стать свободной и ответственной личностью. Проектно-исследовательский подход дает новые возможности для решения этой задачи, поскольку этот метод характеризуется высокой степенью самостоятельности, формирует умения работы с информацией, помогает выстроить структуру своей деятельности, учит обобщать и делать выводы. А самое главное помогает учиться не только ученику, но и учителю.
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям ХХI века, как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.
Он возник в США во второй половине 19 в.. Его теоретической основой была «прагматическая педагогика» американского философа-идеалиста Джона Дьюи (1859–1952).
Основные положения его теории:
- истинным и ценным является только то, что дает практический результат;
- ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании окружающего мира (от частного к общему, индуктивным методом);
- усвоение знаний — это стихийный, неуправляемый процесс;
- ребенок может усваивать информацию только благодаря возникшей потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.
Условиями успешности обучения Д. Дьюи считал:
- проблематизацию учебного материала;
- познавательную активность ребенка;
- связь обучения с жизненным опытом ребенка;
- организацию обучения как деятельности (игровой, трудовой).
Таким образом, Д. Дьюи предложил по существу преобразование абстрактного, оторванного от жизни, направленного на простое заучивание теоретических знаний современного ему образования в систему школьного обучения «путём делания», которое обогащает личный опыт ребёнка и состоит в освоении им способа самостоятельного познания окружающего мира.
Идеи Д. Дьюи оказали огромное влияние на систему образования XX века. Они получили дальнейшее развитие в работах его учеников и последователей — американских педагогов Е. Пархерст и В. Кильпатрика. Одним из путей реализации идей Дьюи было обучение по «методу проектов». Этот метод использовался и в России в школьном и вузовском обучении в 20-х годах прошлого столетия (например, в педагогической практике С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко и др.). В 1931 году постановлением ВКП (б) метод проектов был осуждён, поскольку «он не способствовал формированию глубоких теоретических знаний учащихся». До середины 80-х годов он не практиковался в отечественной педагогике.
В настоящее время «метод проектов» переживает второе рождение. Его реализация на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Меняется и психологический климат на уроке, так как учителю приходится перестраивать свою учебно-воспитательную работу. Из авторитетного источника информации он становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся.
Работа над проектами проводится поэтапно. Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жёсткой алгоритмизации действий, но требует следования логике и принципам проектной деятельности, определенным этапам работы.
1. Подготовительный этап — определение темы и целей проекта; подбор рабочей группы;
2. Аналитический этап — определение источников необходимой информации; определение способов сбора и анализа информации; определение способа представления результатов (формы проекта); установление процедур и критериев оценки результатов проекта; распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы;
3. Практический этап — сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т. д.); выявление и обсуждение альтернатив, возникающих в ходе выполнения проекта; выбор оптимального варианта хода проекта; поэтапное выполнение исследовательских задач). Формулирование выводов.
4. Презентационный этап — планирование презентации и подготовка презентационных материалов. Представление (защита) проекта.
5. Контрольный этап — оценка проекта: предполагает оценивание планирования, процесса, деятельности, отношения конечного результата, самооценку, определение уровня знания предмета и выявление успехов и неудач работы над проектом, анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого.
Используя проектную технологию на уроках математики, современное математическое образование наполняется знаниями, умениями и навыками, связанными с личным опытом и потребностями ученика с тем, чтобы он мог осуществлять продуктивную и осознанную деятельность по отношению к объектам реальной действительности.
У учеников повышается мотивация изучения математики. Знания, которые они получают на уроках, применяются не только для решения абстрактных математических заданий типа: «Реши уравнение», или «Упрости выражение», но и для решения практических (контекстных) задач. Учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают, у них появляется чувство ответственности. Кроме того, они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае проявляются творческие способности ребят. Готовясь к защите своего проекта, школьники должны выстроить свое выступление так, чтобы оно было максимально аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи.
Отношение школьников к выполнению домашних заданий (помимо проектных) существенно меняется. Дети уже не боятся совершать ошибки, становятся более изобретательными в способах доказательства и решения задач. Этому способствуют задания проекта, совместная интеллектуальная деятельность рабочих групп, консультации учителя.
Еще одним важным результатом проектной деятельности является активизация процессов социализации школьника. Поиски информации, обращение к старшим, неформальные консультации с учителем благотворно влияют на личностное становление ребенка, его самореализацию и осмысление собственного места в социальном окружении.
На уроках математики в школе проектные технологии применяются для развития следующих компетенций:
1. Разрезать квадрат или прямоугольник с известными сторонами; из частей составить другую фигуру; найти её площадь.
2. По рисунку, схеме, уравнению составлять текстовые задачи.
3. Составление памятки-опоры для одноклассника по определенной теме.
4. Иллюстрация пословиц и поговорок с помощью графиков функций, обоснование иллюстраций свойствами (возрастание, убывание, периодичность и т. д.).
5. Моделирование многогранников и геометрических тел.
Проектная деятельность при правильной ее организации способна наполнить смыслом жизнь и деятельность школьников в ходе выполнения проекта. В проектной деятельности формируется и «откладывается про запас» опыт ребенка «быть личностью»- личностный опыт.
Проект — это особая философия образования. Философия цели и деятельности. Философия результатов и достижений. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен. Он формирует опыт деятельности, и поэтому он незаменим.
В современный учебный процесс внедряются новые методы обучения, которые возрождают достижения экспериментальной педагогики прошедшего столетия, которые построены на принципе саморазвития, активности личности. В первую очередь к такому методу относят проектное обучение. Проектное обучение помогает сформировать так называемый проектировочный стиль мышления, который соединяет в единую систему теоретические и практические составляющие деятельности человека, позволяет раскрыть, развить, реализовать творческий потенциал личности. Но, несмотря на многие плюсы данного метода, в современной школе он не очень распространен. Его только начинают вводить в учебный процесс и, как правило, используют его на факультативных занятиях и во внеурочной деятельности.
Метод учебного проекта — это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.
Умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения. Недаром данный метод относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности.
Литература:
1. Джонс Дж.К. Методы проектирования. М., 1986.
2. Дьюи Дж. Школа будущего — М.: Госиздат, 1926.
3. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ,2003.
4. Пахомова Н. Ю. Методология учебного проекта. /Учитель № 1, 2000г.
5. Чечиль И. Метод проектов //Директор школы. — 1998. — № 3,4.
6. Т. Н. Полякова Метод проектов в школе. Теория и практика применения. Учебное пособие:– Москва, Русское слово — РС, 2011 г — 112 с.
7. М. В. Величко Математика: проектная деятельность учащихся. — Волгоград: Учитель, 2007.
8. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.-3-е изд., испр. и доп.-М.:АРКТИ, 2006.
9. С. Г. Щербакова Формирование проектных умений школьников: практические занятия. — Волгоград: Учитель, 2009.