Современные образовательные технологии личностно-ориентированного подхода в образовании
Автор: Склярова Юлия Николаевна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, март 2015)
Дата публикации: 10.03.2015
Статья просмотрена: 13224 раза
Библиографическое описание:
Склярова, Ю. Н. Современные образовательные технологии личностно-ориентированного подхода в образовании / Ю. Н. Склярова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 33-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7532/ (дата обращения: 19.12.2024).
Динамическое развитие российского общества требует формирования ярко индивидуальной, прагматичной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме.
В связи с этим наиболее актуальным стратегическим направлением развития системы образования в России на сегодняшний день является личностно-ориентированное образование.
Я полностью разделяю общепризнанную оценку личностно-ориентированного обучения как ведущей тенденции в современном образовании. Сегодня важной является не только сумма усвоения информации, но и способность человека действовать самостоятельно в различных проблемных ситуациях. А преподаваемые мной предметы как никакие другие призваны обеспечить новые подходы в образовании в связи с его модернизацией. Именно они в наибольшем объеме способны отразить социально-педагогическую суть изменений в российском образовании — обеспечение наибольшей личностной направленности и вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации.
Специфические особенности гуманитарных дисциплин, которые необходимо учитывать в своей работе: во-первых, гуманитарный предмет, в отличие от естественно -научного, не может быть усвоен на уровне значений; здесь недостаточно просто знания. Существенным критерием усвоения является смысл, отношение, которые вырабатываются через диалог, внутреннюю полемику с другим субъектом; во-вторых, гуманитарному предмету свойственны задачи на выявление дополнительного смысла слова в художественном произведении, способов выражения авторской позиции, на выражение собственной точки зрения на факт, проблему, ситуацию.
Эти особенности обуславливают специфику учебной деятельности в процессе их усвоения.
Если при изучении естественно-научного предмета необходимо понять смысл, постигнуть его как сущность, то в данном случае этот смысл должен быть выработан, сотворен; знание, обращенное к внутреннему миру человека, способно воздействовать на него, одухотворять, преображать его моральные, идейные, мировоззренческие ориентиры, способствовать развитию в человеке всех его человеческих качеств.
Вышеизложенное требует от каждого преподавателя общественных дисциплин четкого осознания того, что именно его предметы призваны помочь каждому учащемуся осмыслить самого себя, обрести “человеческое измерение” природных и социальных процессов. Они должны способствовать формированию способа мышления и действия человека, знающего общество и понимающего других людей, умеющего жить в современном мире с его многообразием культур и образов жизни, преодолевающего собственный эгоизм и осознающего последствия своей деятельности.
Реализовать эти задачи лучше всего способен личностно-ориентированный подход как особого рода педагогический процесс со специфическими целями, содержанием, технологиями, который ориентирован на развитие и саморазвитие собственно личностных свойств индивида.
Личностно-ориентированный подход предусматривает пристальное внимание к таким составляющим учебного процесса как содержание обучения, педагогическую задачу или модель личностно-ориентированной учебной ситуации, специальные технологии.
Понятно, что личностно-ориентированный подход не может менять структуру базового учебного плана и образовательных стандартов. Новизна проявляется в интерпретации и композиции содержания образования. Важно обеспечить в учебной деятельности приоритет внутриличностного содержания образования, формируемого в процессе прохождения индивидуальных образовательных технологий, а также приоритет продуктивного компонента содержания образования над репродуктивным. Руководством в практической деятельности по данному вопросу является ст.14 Закона РФ “Об образовании”, где говорится: “…содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, должно учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений”
Центральным понятием личностно-ориентированного подхода как педагогического процесса является личностно-ориентированная учебная ситуация. Она создается целенаправленно и ставит ученика в новые условия, изменяющие привычный ход его жизнедеятельности, требующие от него новую модель поведения, чему предшествует рефлексия, осмысление, переосмысление созданной ситуации. В основу создаваемых личностно утверждающих ситуаций входят: нравственный выбор, самостоятельная постановка цели, препятствия, требующие волевых проявлений, переживание радости собственного открытия, значимость для других людей, самоанализ и самооценка учащимся своих достижений, отказ от своих прежних воззрений и принятие новых ценностей.
Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность обучаемого, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.
При реализации такого подхода процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учетом механизмов познания, мыслительных и поведенческих особенностей учащихся, а отношения «учитель-ученик» строятся на принципах сотрудничества и свободы выбора.
Если в традиционной философии образования социально-педагогические модели развития личности описывались в виде извне задаваемых образцов, эталонов познания (познавательной деятельности), то личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого ученика, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании. Тем самым признается, что в образовании происходит не просто интериоризация обучаемым заданных педагогических воздействий, а “встреча” задаваемого и субъектного опыта, своеобразное “окультуривание” последнего, его обогащение, приращение, преобразование, что и составляет “вектор” индивидуального развития.
Система личностно-ориентированного обучения на несколько порядков опережает знаниевую модель образования. Перед каждым педагогом стоит задача — организовать процесс обучения так, чтобы он обладал системой функций, адекватных структуре личности, и одновременно с усвоением знаний и умений формировал и личность в целом.
Признаки традиционных технологий обучения:
- трансляция готового учебного содержания.
- изложение нового материала — монолог учителя.
- диалог между учащимися нормативно исключен; низкий уровень общения у учащихся.
- основные функции педагога — информирующая, контролирующая и оценивающая.
- единообразие в содержании и формах ученической деятельности.
- ориентация на формирование личности с заданными свойствами.
- надзор вместо управления.
Особенности личностно-ориентированных технологий
ЦЕЛЬ — создание условий для проявления познавательной активности обучаемых.
СРЕДСТВА достижения педагогом этой цели:
- использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт обучаемых;
- создание атмосферы заинтересованности каждого учащегося в работе коллектива;
- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;
- использование дидактического материала, позволяющего учащемуся выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
- оценка деятельности учащегося не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения;
- поощрение учащегося за нахождение своего способа выполнения задания, анализ способа работы других обучаемых в ходе урока, выбор и оценку наиболее рациональных;
- создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому учащемуся проявлять инициативу, самостоятельность, изобретательность в способах выполнения задания;
- предоставление возможности для естественного самовыражения учащегося.
Основные подходы личностно-ориентированного образования
Разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного учащемуся. Различия основного количества учащихся по уровню обучаемости сводится, прежде всего ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала. Уровневая дифференциация осуществляется путем деления учащихся (учебной группы, коллектива) для раздельного обучения на разных уровнях (базовом и вариативном).
Дифференцированный подход — выделение групп обучаемых на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения.
Индивидуальный подход — распределение учащихся по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности.
Субъектно-личностный подход — отношение к каждому учащемуся как к уникальности, несхожести, неповторимости.
Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода
Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода, по мнению профессора Бондарской Е. В., составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как: диалогичность, деятельностно-творческий характер, направленность на поддержку индивидуального развития обучаемого; предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.
Учитывая эти требования, можно определить перечень педагогических технологий, построенных на личностно-ориентированном подходе:
- технология саморазвивающего обучения (Селевко Г. К.);
- педагогика сотрудничества («проникающая технология»);
- адаптивная система обучения;
- гуманно-личностная технология Амонашвили Ш. А.;
- технология полного усвоения знаний;
- игровые технологии;
- технологии развивающего обучения;
- проблемное обучение;
- технологии разноуровневого обучения;
- технология исследовательского обучения;
- технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов);
- коллективный способ обучения;
- технологии модульного обучения.
Наиболее часто применяются такие технологии, основанные на личностно-ориентированном подходе как:
- педагогика сотрудничества;
- технология полного усвоения знаний;
- адаптивная система обучения;
- технология исследовательского обучения;
- технология игрового обучения;
- технология модульного обучения;
- технология разноуровневого обучения;
- дифференциация и индивидуализация обучения.
Целевые ориентиры технологий, основанных на педагогике сотрудничества, заключаются в переходе от педагогики требований к педагогике отношений, в гуманно-личностном подходе к ребенку, а также в единстве обучения и воспитания.
Для технологии полного усвоения знаний характерно то, что уровень знаний единый, а время, методы, формы и условия труда для каждого учащегося различны.
Адаптивная система обучения — обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению самостоятельно добывать знания (работа в парах сменного состава).
Технология исследовательского обучения — поиск новых познавательных ориентиров (занятия по естественно-научному циклу дисциплин) в лабораторных исследованиях.
Технология игрового обучения — готовые игры с прилагаемым учебно-дидактическим материалом: “выборы в России”…
Технология модульного обучения — самостоятельное достижение цели учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модуль — это функциональный узел, программа обучения, индивидуализированная по выполняемой деятельности.
Технология разноуровневого обучения — для учащегося отводится определенное время, которое соответствует его личным возможностям для усвоения учебной программы.
Более подробно следует остановиться на дифференциации и индивидуализации обучения, т. к. именно эти подходы составляют методическую основу многих личностно-ориентированных технологий обучения и воспитания.
Как считают Л. Н. Буйлова и Н. В. Кленова, дифференциация может осуществляться по разным основаниям, но наиболее часто применяются две основные формы:
1. Внутренняя дифференциация, основанная на различии индивидуальных уровней освоения учебного материала (темп, способности и другие); она может осуществляться в традиционной форме учета индивидуальных особенностей или в форме системы уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов.
2. Внешняя дифференциация, то есть создание на основе определенных качеств (интересов, склонностей и т. д.) относительно стабильных групп учащихся.
Индивидуализация означает максимальное раскрытие возможностей каждого обучаемого и создание условий для его персонифицированного развития. Таким образом, можно говорить о том, что реализация личностно-ориентированных технологий заключается в создании особой воспитательно-образовательной среды, ориентированной не только на получение обучаемым определенных знаний и умений, но и осуществляющей педагогическую поддержку, позволяющую приобретать социальный опыт, коммуникативные навыки, удовлетворять индивидуальные познавательные потребности, а главное — саморазвиваться и самореализовываться.
Современный этап развития образования характеризуется возрастающей творческой активностью педагога. Мы являемся свидетелями своеобразного «взрыва» педагогических идей, находок, решений сложнейших задач воспитания личности. Тот факт, что в центре внимания педагога оказался учащийся, его внутренний мир, требует от каждого преподавателя высокого уровня педагогического мастерства, ведь «недостаток ребенка — это его достоинство, не раскрытое учителем».
Литература:
1. Буйлова Л. Н., Клёнова Н. В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. — М.: АРКТИ, 2005.
2. Гизбург Ф. Заповеди педагогического общения//Воспитание школьников, 2003 — № 4.
3. Дейч Б. А. Личностно ориентированные технологии в дополнительном образовании детей: Материалы сайта Института молодёжной политики и социальной работы НГПУ, 2011.
4. Иванченко И. Д. Занятия в системе дополнительного образования детей. — Ростов-на-Дону, 2007.
5. Капустин Н. К. Педагогические технологии адаптивной школы. — М., Академия, 2001.
6. Степанов Е. Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. Творческий центр «Сфера» — М., 2002.
7. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. — М., 1996.
8. Эффективный учитель/авт.-сост. О. М. Ольшевская. — Минск: Красико-Принт, 2010.
9. http://festival.1september.ru