Требования к дефектологической культуре педагога, работающего с детьми с ОВЗ
Авторы: Барчукова Томара Петровна, Бакеева Наталья Анатольевна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, март 2015)
Дата публикации: 03.03.2015
Статья просмотрена: 2743 раза
Библиографическое описание:
Барчукова, Т. П. Требования к дефектологической культуре педагога, работающего с детьми с ОВЗ / Т. П. Барчукова, Н. А. Бакеева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 179-181. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7538/ (дата обращения: 15.11.2024).
Современные социальные условия предъявляют особые требования к характеру профессиональной деятельности, дефектологической культуре педагога, работающего с детьми с ОВЗ.
Основной целью модернизации системы специального школьного образования является реализация конституционного права на получение доступных форм образования всеми категориями детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В коррекционных школах контингент детей с ОВЗ чрезвычайно неоднороден. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата. Среди детей с ограниченными возможностями здоровья наибольший процент составляют дети с отклонениями в умственном развитии (дети с задержкой психического развития и дети с нарушением интеллекта). У этих детей отмечаются трудности в речевой коммуникации, в контактах с новыми взрослыми и со сверстниками, что в свою очередь, затрудняет процесс их социализации.
Дефектолог не может успешно вести работу по воспитанию, обучению и коррекции недостатков развития аномального ребёнка, не зная сущности и природы того или другого дефекта, поэтому важную роль в «дефектологической культуре» учителя-дефектолога играет его естественнонаучная подготовка.
Исследованиями в области специальной педагогики доказано, что структура и содержание образования в коррекционных классах, имеют известные особенности, а характер усвоения учебного материала данной категории детей, несколько отличается от познавательных возможностей обычного ребенка. Это вызывает у воспитателей и учителей, работающих с умственно-отсталыми детьми, соответствующие сложности в организации педагогического процесса, затрудняет проведение учебно-познавательной деятельности и воспитательной работы с детьми.
Из анализа учебной и научной педагогической литературы понятие «дефектологическая культура» подразумевает овладение педагогом специальными знаниями, умениями и навыками:
- Способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцируемого подходов к лицам с ОВЗ;
- Готовность к организации коррекционно-развивающей среды, и методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в различных сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ;
- Способность к осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в условиях как специальных так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования;
- Готовность к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ОВЗ к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ОВЗ;
- Способность к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии в т. ч. и для осуществления дифференциальной диагностики;
- Способность осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности;
- Готовность к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ их родственникам и педагогом по проблемам семейного обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения;
- Способность использовать диагностические данные и данные медицинской документации для организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ;
- Способность к правильному использованию специальной терминологии в документах, отчетах, научных работах.
Мы понимаем, что по своему профессиональному назначению деятельность педагога-дефектолога — коррекционно-педагогическая. Она включает в себя совокупность алгоритмизированных действий, направленных на предупреждение, исправление, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода отклонения в поведении детей. Основой коррекционных мер является деятельность, направленная на изменение оптимальных психолого-педагогических условий для нормального осуществления процесса социализации ребенка; оказание психолого-педагогической и коррекционной помощи детям; обеспечение мер социально-правовой защиты ребенка.
Особенностью проведения коррекционных занятий является использование дефектологом специальных приемов и методов, обеспечивающих удовлетворение специальных образовательных потребностей детей с ОВЗ, предоставление учащимся дозированной помощи, что позволяет максимально индивидуализировать коррекционный процесс. Уточним, методы в дефектологии — есть способы взаимосвязанной деятельности педагога-дефектолога на ребенка с ограниченными возможностями здоровья, способствующие коррекции в его развитии, накоплению позитивного социального опыта, содействующего социализации и реабилитации ребенка. Важным результатом занятий является перенос формируемых на них умений и навыков в учебную работу ребенка, поэтому необходима связь коррекционных программ специалиста с программным учебным материалом.
Работа учителя- дефектолога, включает в себя три этапа и подчинена алгоритмическим предписаниям:
1. Подготовительный этап — сбор информации о семье, социальном окружении ребенка, на основе которой проводится диагностика его психического состояния.
2. Организационный этап — анализ информации, выявление ресурсов, возможностей ребенка, проблемного поля, разработка индивидуальной программы коррекции.
3. Практический этап — реализация программы коррекции.
Каждый из этапов работы подкреплен реализацией и применением взаимодополняющих друг друга технологий и методов: наблюдения; беседы с детьми, с родителями, психологом, воспитателями, дефектологами, педагогическими работниками; анализа анкет, социологических опросников; изучение информационных источников, анализ статистической отчетности, выполнение нормативной документации; — анализ профессиональной педагогической документации.
При проведении целенаправленных коррекционно- воспитательных занятий необходимо учитывать проект Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ОВЗ, который преследует следующие цели:
- обеспечение государством равенства возможностей для каждого обучающегося с ограниченными возможностями здоровья и создания оптимальных специальных условий для получения качественного начального школьного образования;
- обеспечение государственных гарантий получения начального школьного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
- обеспечение государственных гарантий реализации заданных Стандартом дифференцированных уровней и вариантов начального школьного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно начального школьного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- обеспечения равных возможностей социального развития и освоения начального школьного образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья независимо от характера и степени выраженности данных ограничений, места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
- обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня начального школьного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Результатом таких целенаправленных действий является то, что современный педагог-дефектолог станет теоретически компетентным в вопросах современных технологий. У педагогов-дефектологов появятся знания, которые обеспечат понимание сущности взаимосвязи технологий с другими средствами педагогической деятельности (методами, методиками, приемами и т. д.). Станут ясно представлять, какие виды технологий существуют и какова их структура, как нужно выбрать из всех многочисленных технологий именно ту, которая позволит наиболее эффективно решить конкретную профессиональную задачу. В такой деятельности и заключается «дефектологическая культура» педагога, работающего с детьми с ОВЗ.
Литература:
1. Педагогика и Психология / под ред. А. А. Бодалева, В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластенина. — М.: Институт психотерапии, 2002. — 585с.
2. Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции.
3. Н. Д. Шматко, Л. А. Головчиц, Е. А. Стребелева. Подходы к модернизации системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. — 2009. — С.19–23.
4. Алехина С. В. Организация образовательных условий для детей ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации.// МГПУ — М, 2012.
5. Назарова Н. М. Специальная педагогика, Раздел II. Специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями. Глава 1. Основы дидактики специальной педагогики 1.2. Принципы специального образования// АСАDEMА — М, 2000.
6. Алмазова А. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений, обучающихся по дефектологическим специальностям/ под ред. А. А. Алмазовой.-М.:ВЛАДОС, 2008.-176 с.