ИКТ в работе социального педагога с пожилыми людьми | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2015)

Дата публикации: 06.04.2015

Статья просмотрена: 760 раз

Библиографическое описание:

Коконова, Е. А. ИКТ в работе социального педагога с пожилыми людьми / Е. А. Коконова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 275-277. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/5853/ (дата обращения: 15.11.2024).

В современное время, время глобальной модернизации, сложно представить нашу жизнь без использования информационно — коммуникативных технологий в бытовой среде, в профессиональной деятельности. Телефоны, телевизоры, фотоаппараты, видеокамеры, компьютеры, планшеты стали необходимыми вещами в жизни каждого из нас.

Овладение ИКТ не вызывает трудностей у детей, подростков, взрослых. Все с удовольствием принимают новые информационно — коммуникативные технологии и пользуются ими, но есть категория людей, которой мне бы хотелось уделить особое внимание, это люди «третьего» возраста — пожилые.

Данная категория людей очень интересна и своеобразна. Вступая в пенсионный возраст, многие заканчивают свою профессиональную деятельность. У них появляется достаточно много свободного времени для творчества, самообразования, путешествий, увлечений, но при этом значительно сужается круг общения, появляется чувство одиночества, ненужности, потому что человек не знает, каким образом и где можно поделиться своим опытом, пообщаться, познакомиться с новыми людьми и овладеть новыми знаниями, умениями и навыками. Вот для решения таких проблем и существуют комплексные центры социального обслуживания населения.

В одном из таких центров г. Красноярска я работаю в должности социальный педагог. Информационно — коммуникативные технологии в моей деятельности — это просто неотъемлемая часть. Оформление документации, поиск всевозможных вспомогательных материалов в интернете для занятий, консультации моих коллег в режиме онлайн, составление презентаций, фотоматериалов, видеороликов — без этого я уже не представляю свою работу.

Я не только сама стараюсь овладеть и активно использовать эти современные технологии в своей деятельности, но и работаю над тем, чтобы люди, которые посещают наш центр, знали, что такое ИКТ, освоили их и, самое главное, пользовались ими.

Отмечаю, что у клиентов есть огромное желание освоить ИКТ. Но с учетом возрастных данных возникают сложности: боязнь техники, страшно сломать ПК, нажать не на ту клавишу, показаться глупым, неуверенным. У пожилых людей возникает комплекс неполноценности, неуверенность в себе из-за рассеянности внимания, памяти. Все это очень мешает клиентам, и мне, как специалисту, приходится приободрять, уговаривать, помогать и объяснять один и тот же материал несколько раз.

Каким же образом мы работаем над проблемой освоения ИКТ людьми «третьего» возраста?

На занятиях я активно практикую метод виртуальной экскурсии. Мы «путешествуем», не выходя из стен центра, совершаем видеоэкскурсии, используя телевизор, музыкальное сопровождение, а также подбор фотоматериала, который приготовили я и мои подопечные самостоятельно.

Отсюда вытекают новые задачи работы: освоение цифрового фотоаппарата, режимы фото и видеосъемки, ракурс для съемки фотографии, редактирование фотографий, оформление их в коллаж. Вместе с клиентами мы гуляем по улицам г. Красноярска, посещаем различные мероприятия, рассматриваем достопримечательности города. В непринужденной беседе, с помощью советов создаются фотоснимки, которые потом с гордостью показываются родным и близким. После того, как нами был собран фото и видеоматериал, мы оформляем его. Кто-то оставляет фотографии и печатает их, а кто-то желает сделать фото наиболее интересным. Тут мы начинаем работать с самым простым программным обеспечением Microsoft Office Picture Manager. Перед началом работы мною даются пошаговые инструкции по её выполнению. С помощью программы Pinnacle Studio мы монтируем видеоролики. Тут возникает много сложностей: обрезка видео, работа со звуком, наложение титров, эффектов. Это занимает не один день работы. Также раздаются пошаговые инструкции, проводятся индивидуальные консультации, оказывается помощь.

Ценность моей деятельности в овладении ИКТ — то, что многие люди нашли в этом свое хобби, увлечение, материалами которого делятся со мной для проведения виртуальных экскурсий. Они не боятся фотоаппарата. После освоения простейшей модели камеры, у них возникает желание взять в руки профессиональный фотоаппарат. В путешествии, на культурных и спортивных мероприятиях, на отдыхе они берут камеру с собой, снимают яркие моменты, делятся ими в социальных сетях, с родными, друзьями, участвуют в фотоконкурсах, фотовыставках, что дает некое самоутверждение, повышает жизненный тонус клиента и его эмоциональный фон. А для меня, как для специалиста, это важно.

Самым актуальным запросом от клиентов является овладение компьютером, работа со съемными носителями и программным обеспечением: интернет, Office, скайп, программы для создания фотоколлажа, видеороликов, 2ГИС и т. д. Для этого у нас в центре есть необходимое оборудование (компьютерный кабинет, ноутбуки, программное обеспечение) Всех желающих освоить ПК мы диагностируем для выявления уровеня знаний в области компьютерной грамотности. По итогам диагностики создаются группы: «Компьютер с нуля» и «Уверенный пользователь».

«Компьютер с нуля». В данной группе освоение компьютера идет с самого начала. Рассказывается строение, возможности компьютера и ноутбука, разучивается раскладка клавиатуры, строение и разновидности компьютерной мыши, работа с ней. Осваивается Microsoft Office Word: набирание текста, его форматирование и редактирование. Оформление страниц с текстом, работа в таблице, создание презентаций с использованием изображения. На базовом этапе навыки работы с компьютером отрабатываются до автоматизма. Далее мы переходим к освоению программы — справочника с картой города (2 ГИС). На мой взгляд, для пожилых людей, эта программа очень нужна, т. к. город быстро строится, меняются названия остановок, маршруты и т. д. В данном справочнике можно найти интересующий пункт или маршрут автобуса в городе, не выходя из дома. Для клиентов эта программа была настоящим открытием и вызвала массу положительных откликов, и проблем в ее освоении особо не возникало. Далее мы работаем с интернетом. Рассказываю о разновидностях браузеров, о сайтах, о ссылках. Практикуем выходы на значимые сайты для пенсионеров: веб-регистратура (запись в поликлинику), оплата коммунальных платежей, сайты социальных служб. Клиенты создают свой почтовый ящик, и я уже могу их консультировать в режиме переписки по интернет — почте, чем мы активно и пользуемся, если возникают трудности или вопросы. Для общения с родными, друзьями и близкими осваивается социальная сеть «Одноклассники».

На начальном этапе в освоении компьютера клиенты сталкиваются с трудностями: страх перед техникой, о котором я говорила выше, отличие программного обеспечения компьютера центра от личного ПК, сложность в усвоении новой информации. Для устранения данных трудностей даются домашние задания, где клиент самостоятельно отрабатывает навык работы с компьютером. Если возникает трудность или вопрос на каком-то этапе, то мы разбираем его уже на занятиях в группе. Иногда на занятия для группы «Компьютер с нуля» привлекаю клиентов из группы «Уверенный пользователь». Это дает дополнительный стимул для новичков, в том, что освоить компьютер возможно.

«Уверенный пользователь». В данной группе мы осваиваем программы посложнее: Мicrosoft Excel, фотошоп, Pinnacle Studio, а также онлайн-программы для нарезки музыки, для скачивания фильмов и музыки, для создания коллажей. Учимся изменять формат изображений, документов. Активно осваиваем скайп. Участники данной группы смело участвуют в городских конкурсах и олимпиадах по компьютерной грамотности, свободно «гуляют» по просторам интернета.

Для повышения уровня знаний ИКТ клиентами наш центр участвует в реализации проекта Красноярского городского совета ветеранов войны и труда «Компьютер для ветеранов».

В заключение добавлю, что пожилые люди довольно успешно осваивают ИКТ. Это происходит медленно, но, самое главное, что, уходя с занятий, клиенты в повседневной жизни применяют знания и навыки, полученные в центре. И, не побоюсь сказать, шагают наравне со временем. ИКТ для пожилых людей — это способ общения, получения информации, досуга и хобби.

Основные термины (генерируются автоматически): клиент, Компьютер, группа, занятие, ИКТ, категория людей, компьютерная грамотность, красноярск, моя деятельность, освоение компьютера, пожилое, программное обеспечение, профессиональная деятельность, работа, центр.

Похожие статьи

Роль педагога-психолога в работе с неблагополучными семьями

Воспитание толерантности к дошкольникам с ОВЗ в условиях детского сада

Роль социального педагога в организации профилактики девиантного поведения в подростковой среде

Роль учителя ОБЖ в профилактике вредных привычек

Взаимодействие педагога-психолога с педагогами ДОУ и современными родителями в процессе работы как гуманистическое просвещение в рамках дошкольной организации

Консультативная работа психолога с эмоционально неустойчивыми учениками

Педагогические возможности сказки в работе с детьми с ОНР

Педагогизация семьи как фактор формирования нравственной воспитанности у старшеклассников с ОВЗ

Развитие фонематического восприятия в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР через знакомство со сказкой

Роль дополнительного образования в формировании социально активной личности

Похожие статьи

Роль педагога-психолога в работе с неблагополучными семьями

Воспитание толерантности к дошкольникам с ОВЗ в условиях детского сада

Роль социального педагога в организации профилактики девиантного поведения в подростковой среде

Роль учителя ОБЖ в профилактике вредных привычек

Взаимодействие педагога-психолога с педагогами ДОУ и современными родителями в процессе работы как гуманистическое просвещение в рамках дошкольной организации

Консультативная работа психолога с эмоционально неустойчивыми учениками

Педагогические возможности сказки в работе с детьми с ОНР

Педагогизация семьи как фактор формирования нравственной воспитанности у старшеклассников с ОВЗ

Развитие фонематического восприятия в системе коррекционной работы с дошкольниками с ОНР через знакомство со сказкой

Роль дополнительного образования в формировании социально активной личности