Технический вуз: профессионально-ориентированное обучение иностранному языку
Автор: Абдрахманова Толкын Муратбековна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 06.04.2015
Статья просмотрена: 428 раз
Библиографическое описание:
Абдрахманова, Т. М. Технический вуз: профессионально-ориентированное обучение иностранному языку / Т. М. Абдрахманова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 245-247. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7553/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье рассматривается профессионально-ориентированное обучение иностранному языку (ПОИЯ) в высшей технической школе. Приводится пример ПОИЯ в Восточно-Казахстанском государственном техническом университете.
Ключевые слова: иностранный язык, профессионально-ориенированное обучение иностранному языку, профессиональная направленность, международные квалификационные качества.
Без знания иностранного языка в настоящее время становится вряд ли возможным построить карьерный рост. Иностранный язык в настоящее время становится атрибутом любой профессии в различных сферах производственной деятельности. Поэтому теоретическая разработка модели обучения основам профессионального общения на иностранном языке и технологическое ее решение очень важна для обучения в неязыковом вузе [1]. Таким образом, профессионально-ориентированное обучение иностранному языку в техническом вузе представляет собой дополнительное обучение, связанное уже со спецификой будущей профессии. Другими словами, в практике обучения иностранному языку доминирует принцип профессиональной направленности, который последовательно реализуется в отборе учебного материала для занятий и приема обучения, формирующих профессионально-значимые для будущего специалиста действия и операции [2].
Как отметил в своем послании народу Президент Н. А. Назарбаев, важнейшей задачей образования является обеспечение выпускников школ международными квалификационными качествами, развитие их лингвистического сознания, в основе которого — овладение государственным, родным и иностранными языками. Перед нами стоит вопрос о результативности обучения языкам и повышения уровня языковой подготовки студентов. Стремительное вхождение Казахстана в мировое сообщество: инновационно-индустриальная экономика, информатизация общества, гармонизация образовательного пространства и внедрение международных стандартов коренным образом изменяют сознание и поведение человека. Социально — историческая перестройка общества и общественная форма сознания и ориентация на ценности общей человеческой культуры актуализировали проект Президента «Триединство языков, как социально — историческую необходимость, как конкурентоспособность нации, как культурный императив времени, и утвердили приоритет трех языков в Республике Казахстан»: казахский — русский — английский.
Данная статья посвящена процессу профессионально-ориентированного обучения иностранному языку, а именно немецкому языку в Восточно-Казахстанском государственном техническом университете имени Д. Серикбаева. Цель статьи — описание профессионально ориентированного немецкого языка. Для достижения цели выполняются следующие задачи:
- раскрыть понятие ПОИЯ (профессионально-ориентированный иностранный язык);
- описать необходимость введения ПОИЯ в процесс обучения;
- описать процесс профессионально-ориентированного обучения немецкому языку в Восточно-Казахстанском государственном техническом университете имени Д. Серикбаева.
По мнению многих ученых, определенного термина ПОИЯ не существует (Кропчева Т. В. Покушалова Л. В.). Кропчева Т. В. полагает, что есть необходимость обратиться к 60-м годам, когда зарождался английский язык для профессиональных целей. В это время рядом английских ученых-методистов (J. Weaver, J. Wells, P. Stravens) была выдвинута теория, согласно которой английский язык варьируется в зависимости от содержания передаваемой информации [3]. Для оптимизации процесса обучения профессионально-ориентированному языку английские методисты обратились к потребности обучаемых, их целям перед обучением.
Теория профессионально-ориентированного обучения иностранному языку была исследована рядом российских и казахстанских ученых (Ляховицкий М. В., Покушалова Л. В., Алексеева Л. Е., Дмитриева Е. В., Сарсембаева А. А., Саматанова А. Р., Горбань Е. Е.), которые дают различные толкования понятию ПОИЯ: «обучение ПОИЯ — это обучение профессионально–ориентированному общению в рамках конкретной специальности с использованием иностранного языка для специальных целей (LSP)»., «Профессионально-ориентированное обучение предусматривает профессиональную направленность не только содержания учебных материалов, но и деятельности, формирующей профессиональные умения», «профессионально-ориентированное обучение это процесс преподавания иностранного языка в неязыковом вузе, ориентированного на чтение литературы по специальности, изучение профессиональной лексики и терминологии, а в последнее время и на общение в сфере профессиональной деятельности».
Необходимость введения в процесс обучения профессионально-ориентированному иностранному языку вытекает из того, что конкурентоспособность современного специалиста на рынке труда определяется не только его высокой квалификацией в профессиональной сфере, но и готовностью решать профессиональные задачи в условиях иноязычной коммуникации. Обучение иностранному языку занимает особое место в подготовке будущего специалиста, являясь органической частью процесса формирования его профессиональной компетентности.
Иностранный язык (ИЯ) становится средством повышения уровня знаний в рамках своей специальности и формирования профессиональной направленности студента. Сегодня иностранный язык из специальности все больше превращается в язык для специальности. Таким образом, в условиях, когда, с одной стороны, знания только иностранного языка стали недостаточными для широкого круга специалистов, а с другой современному профессионалу не обойтись без владения определенным уровнем языка, требуется конкретизация и актуализация цели профессионально-ориентированного иноязычного обучения. Цель, которая учитывала бы направленность на формирование способности к профессиональному общению в поликультурном пространстве и фокусировала бы внимание именно на профессионально-деловой составляющей иноязычного обучения специалиста.
Обучение профессионально-ориентированному иностранному языку на кафедре иностранных языков ВКГТУ им. Д. Серикбаева ведется согласно Концепции развития кафедры иностранных языков в целях повышения качества подготовки по иностранному языку бакалавров, магистрантов и докторантов от Протокол N 1 от 27.10.2011г. Концепция разработана на основе Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании»; ГОСО РК 5.04.019–2011 Бакалавриат. Магистратура. Докторантура; Концепции развития иноязычного образования Республики Казахстан (КазУМОиМЯ им.Абылай хана), Общеевропейских компетенций владения иностранным языком: Europarat. Rat für kulturelle Zusammenarbeit: Gemeinsamer europäischer Referenzrahmen für Sprachen: lernen, lehren, beurteilen (Strassburg, 2001). Согласно ГОСО РК 5.04.019 –2011(Бакалавриат) дисциплина «Иностранный язык» входит в цикл ООД и на данную дисциплину определяется 6 кредитов (270 часов), кроме этого в обязательный компонент цикла БД включается «Профессионально-ориентированный иностранный язык» в объеме не менее 2 кредитов (90 часов). За 90 часов необходимо дать студентам определенный минимум компетенций. Целью обучения немецкому (профессиональному) языку является совершенствование лингвистической, коммуникативной и социокультурной компетенций, приобретенных на предыдущих этапах изучения иностранного языка, и формирование на данной основе иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции студентов-бакалавров, необходимой для делового и профессионального общения. Задачи изучения дисциплины:
- Развитие и совершенствование уровня сформированности лингвистической компетенции.
- Развитие и совершенствование коммуникативной компетенции по видам речевой деятельности.
- Дальнейшее формирование социокультурной компетенции на основе аутентичного содержания учебных материалов.
- Формирование иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции в процессе работы с текстами оригинальной научно-технической литературы с употреблением структур профессионально ориентированной лексики, включающей анализ и обсуждение научно-технической проблемы по направлению специальности.
В процессе обучения профессионально-ориентированному немецкому языку мной используются аутентичные тексты по специальности. Работа с текстами предполагает полное усвоение содержания, овладение лексикой, терминологией. На основе данных текстов студентам предлагаются мини-проекты, которые они реализуют в своих лабораториях, вне аудитории, т. е. используя накопленный опыт и лексику, они исследуют или описывают определенные технологии или объекты. Так, например, студентам группы механиков (факультет Машиностроения и транспорт) было предложено снять видео на немецком языке с собственной озвучкой по теме Строение и работа двигателя (мотора). Перед данным проектом студенты работали над подобным текстом и учили специальную терминологию. Группа студентов, изучающих водные ресурсы (Архитектурно-строительный факультет), снимали видео на немецком языке с собственной озвучкой о реках Ульба и Иртыш, протекающих через наш город. Помимо этого, на каждом занятии им предлагаются групповые работы на разные темы по специальности, для которых они могут пригласить всю группу на свою лабораторию.
Обучение профессионально-ориентированному немецкому языку проводится с использованием разных методик, что дает преподавателю и студентам оказаться в максимально приближенных к специальности ситуациях.
Таким образом, в обучении профессиональному владению языком целесообразно введение когнитивно-деятельностного подхода, когда иностранный язык рассматривается не только как средство общения, но и как средство получения новых знаний, в том числе и о своей профессии. Профессионально — ориентированное обучение предусматривает профессиональную направленность не только содержания учебных материалов, но и практической деятельности, включающей в себя формирование профессиональных навыков. Мы должны научить студентов таким умениям, как реферирование, аннотирование, составление рецензий, написание резюме, заявлений на работу и т. д. Профессиональная направленность ставит задачу научить будущего специалиста использовать знание иностранного языка как средства, необходимого при выполнении своих профессиональных задач.
Литература:
1. Бурцева Э. В. Учебный проект как средство мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыкового вуза: Автореф. дис.… канд.пед.наук.-Улан-Удэ, 2002.-25с.
2. Мурадова Н. Т. Обучение профессионально-ориентированному общению на иностранном языке студентов неязыковых вузов / Н. Т. Мурадова, С. А. Эрданова // Молодой ученый. — 2013. — № 11. — С. 822–824.
3. Кропчева Т. В. О принципах и методах обучения профессионально-ориентированному иностранному языку на неязыковых факультетах университета http://utmn.ru/docs/9542.pdf (20.11.2014 г.)
Ключевые слова
профессиональная направленность, иностранный язык, профессионально-ориенированное обучение иностранному языку, международные квалификационные качества., международные квалификационные качестваПохожие статьи
Условия оптимизации профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам на неязыковых факультетах вузов
В статье рассматривается профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам на неязыковых факультета вузов. Автор подчеркивает, что профессионально-ориентированное обучение становится важной частью профессиональной деятельности будущих специ...
К вопросу о реализации возможностей дистанционного обучения в техническом вузе
В статье рассматриваются возможности и перспективы использования информационных технологий в вузе. Представляется описание форм дистанционного обучения иностранному языку в техническом вузе.
Обучение профессионально-ориентированному общению на иностранном языке студентов неязыковых вузов
В статье рассматриваются особенности обучения профессионально-ориентированному общению на иностранном языке студентов неязыковых вузов.
Качество подготовки бакалавров в системе инклюзивного образования
В статье рассматриваются вопросы организации профессионального обучения студентов с инвалидностью в системе инклюзивного образования; конкретизированы виды самостоятельной работы, способствующие развитию профессиональных компетенций у студентов.
Целевой компонент управления обучением деловому иностранному языку в магистратуре многопрофильного вуза
Статья посвящена рассмотрению целевого компонента управления процессом обучения иностранному языку в магистратуре. Подчеркивается необходимость постановки более узких, конкретных целей в соответствии с потребностями магистрантов в изучении иностранно...
Категория «содержание обучения» в системе преподавания профессионально ориентированного иностранного языка и культуры
В статье рассматривается понятие «содержание обучения» профессионально ориентированному иностранному языку и культуре. Проведен сравнительный анализ и описаны различные подходы к отбору содержания обучения иностранных языков.
Соревновательные задания на занятиях по английскому языку в техническом вузе и их роль в формировании мотивации к изучению языка
В статье рассматривается соревновательность заданий, ориентированных на развитие фонетики и навыков аудирования в рамках занятия по английскому языку в техническом вузе и влияние соревновательности на мотивацию.
Методические аспекты подготовки бакалавров в сфере безопасности туризма в педагогических вузах
Статья посвящена проблемам подготовки бакалавров в сфере безопасности туризма в педагогических вузах. В статье приводится характеристика государственного образовательного стандарта, рассматривается специфика педагогического вуза в подготовке бакалавр...
Учет требований профессионального стандарта в образовательном процессе при изучении профессионального цикла по специальности 15.02.08 как условие подготовки конкурентоспособного специалиста
Данная статья посвящена особенностям учета требований профессионального стандарта в образовательном процессе в преподавании профессионального цикла по специальности 15.02.08, как условие подготовки конкурентоспособного специалиста.
Использование метода кейсов при обучении иностранному языку в рамках профессиональной языковой подготовки в неязыковом вузе
Статья затрагивает вопрос профессиональной подготовки специалистов. С этой точки зрения иностранный язык позиционируется, как одна из приоритетных дисциплин. Метод кейсов рассматривается как эффективное средство обучения профессиональному иностранном...
Похожие статьи
Условия оптимизации профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам на неязыковых факультетах вузов
В статье рассматривается профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам на неязыковых факультета вузов. Автор подчеркивает, что профессионально-ориентированное обучение становится важной частью профессиональной деятельности будущих специ...
К вопросу о реализации возможностей дистанционного обучения в техническом вузе
В статье рассматриваются возможности и перспективы использования информационных технологий в вузе. Представляется описание форм дистанционного обучения иностранному языку в техническом вузе.
Обучение профессионально-ориентированному общению на иностранном языке студентов неязыковых вузов
В статье рассматриваются особенности обучения профессионально-ориентированному общению на иностранном языке студентов неязыковых вузов.
Качество подготовки бакалавров в системе инклюзивного образования
В статье рассматриваются вопросы организации профессионального обучения студентов с инвалидностью в системе инклюзивного образования; конкретизированы виды самостоятельной работы, способствующие развитию профессиональных компетенций у студентов.
Целевой компонент управления обучением деловому иностранному языку в магистратуре многопрофильного вуза
Статья посвящена рассмотрению целевого компонента управления процессом обучения иностранному языку в магистратуре. Подчеркивается необходимость постановки более узких, конкретных целей в соответствии с потребностями магистрантов в изучении иностранно...
Категория «содержание обучения» в системе преподавания профессионально ориентированного иностранного языка и культуры
В статье рассматривается понятие «содержание обучения» профессионально ориентированному иностранному языку и культуре. Проведен сравнительный анализ и описаны различные подходы к отбору содержания обучения иностранных языков.
Соревновательные задания на занятиях по английскому языку в техническом вузе и их роль в формировании мотивации к изучению языка
В статье рассматривается соревновательность заданий, ориентированных на развитие фонетики и навыков аудирования в рамках занятия по английскому языку в техническом вузе и влияние соревновательности на мотивацию.
Методические аспекты подготовки бакалавров в сфере безопасности туризма в педагогических вузах
Статья посвящена проблемам подготовки бакалавров в сфере безопасности туризма в педагогических вузах. В статье приводится характеристика государственного образовательного стандарта, рассматривается специфика педагогического вуза в подготовке бакалавр...
Учет требований профессионального стандарта в образовательном процессе при изучении профессионального цикла по специальности 15.02.08 как условие подготовки конкурентоспособного специалиста
Данная статья посвящена особенностям учета требований профессионального стандарта в образовательном процессе в преподавании профессионального цикла по специальности 15.02.08, как условие подготовки конкурентоспособного специалиста.
Использование метода кейсов при обучении иностранному языку в рамках профессиональной языковой подготовки в неязыковом вузе
Статья затрагивает вопрос профессиональной подготовки специалистов. С этой точки зрения иностранный язык позиционируется, как одна из приоритетных дисциплин. Метод кейсов рассматривается как эффективное средство обучения профессиональному иностранном...