Обновление ресурсов дополнительного образования для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
Автор: Паршутина Светлана Владимировна
Рубрика: 14. Социальная работа
Опубликовано в
Дата публикации: 06.03.2015
Статья просмотрена: 695 раз
Библиографическое описание:
Паршутина, С. В. Обновление ресурсов дополнительного образования для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья / С. В. Паршутина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 305-307. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7559/ (дата обращения: 15.11.2024).
Расширение спектра педагогических услуг в сфере дополнительного образования открывает новые возможности в плане социализации личности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Специфика педагогической деятельности заключается в нестандартном подходе к воспитанникам, использованию новых здоровьесберегающих технологий. Выполняя наряду с другими компенсаторные и абилитационные функции, образовательно-воспитательный процесс предоставляет ребенку с особыми потребностями максимум возможностей для развития его потенциальных творческих способностей с учетом интересов и желаний, получение допрофессионального образования, оказывающего огромное влияние на его дальнейшую судьбу. Для детей создаются все необходимые условия для развития личности. Для детей работают объединения по интересам, организуется содержательный досуг, педагогический процесс сопровождают опытные педагоги, методисты, педагоги-психологи, учителя-логопеды. Учитывая социальный заказ и потребности детей, родителей, разработаны дополнительные образовательные программы, направленные в первую очередь, на поддержку эмоционального здоровья, оптимизм, на то, чтобы полученные знания, умения, навыки пригодились детям-инвалидам в дальнейшей жизни.
Социальная ситуация на сегодняшний день такова, что не возможно не говорить о проблемах детей с ограниченными возможностями здоровья, их дальнейшей социализации в обществе. Тем более, что по данным социологических исследований, наблюдается ежегодный рост количества детей данной категории. Особенно актуальны проблемы развития, адаптации, обучения и воспитания детей с особыми потребностями.
В нашем учреждении дополнительного образования МБОДО «ДДТ» накоплен большой опыт работы с детьми с ОВЗ. Проблемой обучения и воспитания детей данной категории Дом детского творчества занимается более двадцати лет. С детьми работают опытные педагоги. Занятия для детей проходят как на базе отдела по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, так и на дому. Педагоги работают с большим энтузиазмом и увлечением. Можно сказать, делают невозможное. Большой популярностью пользуются объединения художественно-эстетического направления (декоративно-прикладного творчества, вокального пения, хореографические объединения). Актуальны объединения физкультурно-спортивного направления (оздоровительная физкультура, секция настольного тенниса). Большое внимание уделяется оздоровительной работе, которая заключается в нестандартном подходе к воспитанникам. Разработаны и реализованы на практике нетрадиционные формы работы с детьми-инвалидами (комплексы коррекционно-оздоровительных упражнений, работа с различными тренажёрами, упражнения на укрепление мелкой моторики рук, использование игровых мягких модулей, реабилитационного оборудования.)
На сегодняшний день существует ряд проблем по работе с детьми с ОВЗ, детьми находящихся в трудной жизненной ситуации:
- проблема кадрового потенциала;
(Нет достаточно обученных и подготовленных педагогических работников для работы с детьми данной категории. Приходится наставникам делиться положительным эффективным опытом работы на местах, учить новых педагогов продуктивным методам и формам работы. Большинство учебных заведений не готовят специалистов непосредственно для работы с детьми с ОВЗ в соответствии со спецификой дополнительного образования.);
- проблема работа с семьями воспитанников с ОВЗ (не каждая семья идёт на деловой контакт с педагогом, заинтересованности выполнять рекомендаций педагогов, отсутствие времени для дополнительных занятий с детьми);
- проблемы комплектования детей с ОВЗ (нет доступа к информационному банку (списка детей-инвалидов), персональным данным);
- проблема особенности контингента детей с ОВЗ (много детей необучаемых, с тяжёлыми формами заболеваний, ДЦП, малоподвижностью и т. д.).
Вышеназванные проблемы педагогический коллектив ДДТ старается решить, но есть проблемы, которые требуют соответствующих условий и средств. Сейчас перед нами стоит задача — обновить ресурсы учреждения (материально-техническую базу, обучить персонал эффективным методикам педагогической работы, использовать информационно-компьютерные технологии, в том числе, использовать дистанционное обучение для детей-инвалидов. Дистанционное обучение организовано (исходя из наших возможностей) по двум направлениям:
1. В режиме ОНЛАЙН через веб-камеру, Skype (посредством диалога педагога с воспитанником через Интернет).
2. Самостоятельное обучение воспитанников (через подробную информацию, поэтапные занятия, с подробным описанием способов работы, предложены фотоматериалы, технологические карты, образцы, аудио-, видеоматериалов, систему тестов, позволяющих закреплять уровень полученных знаний).
Преимущества такого обучения:
- дети могут заниматься в удобное время, на любом расстоянии от образовательного учреждения (а это важно, так как дети-инвалиды часто находятся в реабилитационных лечебных центрах, санаториях, не могут посещать образовательные учреждения по состоянию здоровья);
- дети получают возможность общаться через Интернет.
Но есть проблемы и трудности в обучении. Многим детям необходим «живой» контакт с педагогом, так как у детей-инвалидов и так ограничен круг общения. А педагог может настроить ребёнка на положительный эмоциональный лад, может успокоить, скорректировать занятие под настроение и индивидуальную возможность своего воспитанника. Другая проблема в недостаточности материально-технического оснащения и программном обеспечении дистанционного обучения.
Время требует пересмотреть ресурсы учреждения, наметить стратегию развития в соответствии с новыми образовательными стандартами. Это сложно, но мы пытаемся преодолеть трудности, изучить новые возможности и применить их на практике. Изучая опыт работы с детьми-инвалидами в России, за рубежом (через Интернет, литературу), участвуя в заочных общероссийских и международных конференциях, мы для себя находим интересные формы и методы педагогической деятельности, разрабатываем новые проекты и программы. В программе развития учреждения «Навстречу жизни» очень подробно изложена стратегия педагогической работы, направленной на развитие и социализацию личности ребёнка с ОВЗ. Каждому педагогу приходится очень внимательно, основываясь на своём педагогическом опыте, продумывать свою стратегию в плане создания максимально-благоприятных условий для обучения, для налаживания контакта с ребёнком. Интересный и плодотворный опыт работы наших педагогов мы стараемся обобщить, выпустить сборник, с которым могут ознакомиться наши молодые педагоги, работающие по данному направлению. В рамках методических объединений, семинаров обмениваемся опытом работы, изучаем проблемы и методы их преодоления, рассматриваем новые проекты и образовательные программы. В современных условиях дополнительного образования большое значение придаётся качеству образования. Под качеством образования понимается интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реально достигнутых результатов нормативно задуманным. В нашем учреждении имеется своя система отслеживания результативности, системы контроля и сравнения с ожидаемым результатом, но все методы оценки качества образования направлены на индивидуальный подход. Особенно это важно учитывать в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В педагогическом плане качество образования можно рассматривать с двух позиций:
- во-первых, как степень соответствия образовательной системы установленным требованиям и качеству предоставляемых учреждением образовательных услуг;
- во-вторых, как результативность образовательного процесса не только в плане усвоения воспитанниками определенного объема знаний, но и развитием его личности, познавательных и творческих способностей.
Решение проблемы повышения качества образования воспитанников, связано с грамотной и плановой организацией учебно-воспитательного процесса. Основными показателями эффективности управления качеством образования воспитанников являются системность управления педагогическим процессом, целенаправленность на результат, оперативность и инновационность. Очень важно создать благоприятные условия, обеспечивающие оптимальное личностное развитие каждого ребёнка.
В условиях учреждения дополнительного образования есть возможность быстро сориентироваться и скорректировать образовательные программы, исходя из возможностей и потребностей ребёнка, учесть индивидуальный образовательный маршрут. Большинство программ содержит в себе профессиональную ориентацию. Мы не только учим детей какому-то виду рукоделия, но и стараемся, чтобы данное ремесло пригодилось ребёнку в дальнейшей жизни. Это в частности, занятия художественным вязанием, лепкой из глины, рисованием, шитьём, изготовлением сувениров, занятия музыкальным и литературным творчеством.
Очень важно создать для ребёнка «ситуацию успеха», помочь реализовать творческие способности, получить мотивацию к дальнейшей работе. Организуются ярмарки-продажи школьных компаний, концертные программы, театральные постановки, выставки детских работ, где дети могут не только выставить свою продукцию, но и продать её. Это помогает детям-инвалидам в дальнейшей жизни иметь дополнительный заработок, а иногда определиться профессионально. Наши выпускники становятся педагогами, хореографами, учатся в духовной семинарии, в колледжах культуры и искусства, поступают в высшие учебные заведения. Таким образом, учитывая все возможности и ресурсы учреждения, необходимо пересмотреть их с целью обновления и в дальнейшем совершенствовать педагогический процесс для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Литература:
1. Проблема качества как приоритетная задача развития системы дополнительного образования детей: материалы межрегиональной научно-практической конференции, 17–18 апреля 2012 г. В 3-ч. Ч.III/сост. А. И. Григорьева, Т. В. Дьячкова.-Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2013.-100 с. Илл.
2. Творчество открывает возможности: Учебно-методическое пособие/составитель Т. В. Дьячкова.-Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2013.-154 с. Илл.
3. Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы. — М.: ВЛАДОС, 2001.