Концептуальный подход проведения профессиональной ориентационной работы в школе
Автор: Левенец Светлана Сергеевна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 11.03.2015
Статья просмотрена: 276 раз
Библиографическое описание:
Левенец, С. С. Концептуальный подход проведения профессиональной ориентационной работы в школе / С. С. Левенец. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 256-258. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7572/ (дата обращения: 15.11.2024).
Профессиональная ориентационная работа в школе является важной социальной функцией, основная цель которой — подготовка школьников к будущей жизни вне школы. Главная роль в выполнении этой социальной функции отводится педагогу, который должен быть соответствующим образом подготовлен.
Анализ литературы по данной проблеме и анализ собственного педагогического опыта привели нас к выводу о том, что подготовка педагогов к проведению профессиональной ориентационной работы должна осуществляться на основе концептуального подхода. Концепция (от лат. conceptio — восприятие) — это система взглядов на те или иные явления; способ рассмотрения каких-либо явлений, понимание чего-либо, общий замысел [1]. Рассмотрение проблемы во всей ее совокупности, а также реализация целей и задач подготовки педагога к профессиональной ориентационной работе с этой же позиции, способны сделать эту подготовку целенаправленной и эффективной. Нами был разработан тематический план в помощь преподавателям средних школ для решения этой проблемы (Приложение № 1).
Концептуальный подход к подготовке педагогов для проведения ими профессиональной ориентационной работы заключается в:
- рассмотрении проблемы профориентации в школе, ее формы;
- рассмотрении характеристики деятельности педагогов в процессе профессиональной ориентационной работы;
- определении путей и средств подготовки педагогов к проведению профессиональной ориентационной работы в школе;
Сначала необходимо установить исходный уровень готовности педагогов к проведению этой работы, для чего используются следующие шаги:
1. Выявление минимума теоретических знаний и умений в профессиональной ориентационной работе.
2. Разработка форм проверки и параметров оценки уровня сформированности выявленных знаний и умений.
Исходный уровень сформированности знаний и специальных умений в профессиональной ориентационной работе у педагогов недостаточно высок. Специальное обучение студентов педагогических высших учебных заведений профессиональной ориентационной работе не проводится.
Некоторые представления у педагогов в данной области имеются из методических совещаний, семинаров, процесса внеклассной работы, средств массовой информации, а также из работы с методической литературой.
В качестве критериев успешности педагога в профессиональной ориентационной деятельности нами была взята за основу методика, предложенная Е. А. Фёдоровой [2], позволяющая выявить с максимальной достоверностью важнейшие показатели деятельности педагога. В соответствии с выбранными нами критериями определяется уровень подготовленности педагогов к проведению профессиональной ориентационной работы.
Результаты определения заносятся в таблицу
№ |
Содержание деятельности педагога |
Кол-во баллов |
1 |
Изучение личности учащегося (его способностей, наклонностей, свойств характера, состояния здоровья). |
|
2 |
Знание форм и владение приёмами профессиональной информации. |
|
3 |
Знание основ профессиографии и умение работать с нею. |
|
4 |
Умение проводить методически правильно профессиональные ориентационные уроки. |
|
5 |
Умение проводить профессиональные консультации. |
|
6 |
Умение проводить профессиональную ориентационную работу с родителями. |
|
7 |
Умение проводить совместную работу с профессиональными училищами, лицеями и промышленными предприятиями. |
|
8 |
Умение проводить профессиональную ориентационную работу на гендерной основе. |
|
Баллы определяются в диапазоне 0–5.
Корректировка подготовленности проводится с учетом результатов диагностирования.
Приложение № 1
Тематический план профессиональной ориентационной работы педагогов в старших классах средней общеобразовательной школы
Пояснительная записка
Подготовка подрастающего поколения к общественно полезному труду — важнейшая функция учебно-воспитательного процесса в средней школе. Выполнением этой функции школа вносит существенный вклад в формирование человеческого фактора.
Одна из трудностей, переживаемых в настоящее время теорией и практикой трудового воспитания, состоит в противоречии между расширяющимся объемом политехнических знаний и умений и слабой разработанностью адекватных этим знаниям и умениям форм и методов профессиональной ориентационной работы.
Важной проблемой трудового воспитания является непрестижность рабочих профессий, неуважительное отношение к труду рабочего, непопулярность среди школьников учебы в профессиональных училищах, лицеях.
Профессиональная ориентационная работа в школе, проводимая бессистемно от случая к случаю, не решает проблемы. Педагоги, не получившие в вузах специальной подготовки к профессиональной ориентационной работе, не всегда имеют о ней полное представление. Требуется специально организованная система профессиональной ориентационной работы в школе, соединенная с участием в ней специально подготовленных педагогов, и только тогда эта работа может быть эффективной.
Целью данного тематического плана является подготовка учителей-предметников и классных руководителей к проведению профессиональной ориентационной работы в старших классах средней общеобразовательной школы.
Задачи:
- раскрыть сущность профессиональной ориентационной работы в средней школе;
- познакомить педагогов с формами и методами профессиональной ориентационной работы, стимулировать их к её выполнению;
- показать роль непрерывного профессионального образования в системе: средняя общеобразовательная школа — начальное профессиональное образование.
Содержание плана рассчитано на 15 часов.
№ |
Содержание работы, цели |
Форма работы |
Кол. час. |
Вид контроля |
Исполнители |
1 |
Цели и задачи профориентационной работы в школе. |
Доклад на педсовете |
2 |
«Круглый стол» |
Директор школы |
2 |
Изучение способностей и наклонностей учащихся как основа профессиональной ориентации |
Доклад на педсовете |
1 |
Обсуждение, тестирование |
Психолог школы |
3 |
Анализ состояния здоровья учащихся старших классов как составляющая их профессионального самоопределения. |
Выступление на педсовете |
1 |
|
Школьный врач |
4 |
Пути реализации гендерного подхода в профориентационной работе. |
Доклад на педсовете |
2 |
Анкетирование |
Социальный педагог школы |
5 |
Формы профориентационной работы в школе. |
|
2 |
Выступление преподавателей |
Завуч по воспитательной работе |
6 |
Возможности предметов поли технического цикла в проведении профориентационной работы. |
Доклад на педсовете |
2 |
Выступление преподавателей предметников |
Преподаватели предметники |
7 |
Работа классного руководителя с родителями с целью координации профориентационной направленности учащихся |
Доклад на педсовете |
2 |
Выступление классных руководителей |
Классные руководители старших классов |
8 |
Непрерывное профессиональное образование, его цели, задачи, содержание |
Выступление на педсовете |
2 |
Обсуждение за «круглым столом» |
Представители проф. училищ |
9 |
Анализ трудоустройства выпускников школы |
Доклад на педсовете |
1 |
|
Завуч по воспитательной работе |
Литература:
1. Большой словарь иностранных слов. М.: Юнвес. 2004. 771С.
2. Федорова Е. А. Как подготовиться к аттестации. — Новгород, Изд-во РЦРО. 1995.-120С.