Здоровьесберегающий урок в начальной школе. Из опыта работы
Автор: Андреева Анастасия Геннадьевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 10.03.2015
Статья просмотрена: 783 раза
Библиографическое описание:
Андреева, А. Г. Здоровьесберегающий урок в начальной школе. Из опыта работы / А. Г. Андреева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 147-149. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7574/ (дата обращения: 19.12.2024).
«Здоровье — самая большая ценность». С этим мудрым утверждением согласиться каждый. В последнее время перед нашим обществом всё очевиднее раскрывается неблагополучная картина ухудшения состояния здоровья детей. Эту отрицательную тенденцию подтверждают данные Всероссийской диспансеризации: 32,1 % детей признаны здоровыми (I группа здоровья), 51,7 % имеют функциональные отклонения (II группа здоровья), 16,1 % — хронические заболевания (III-IV-V группы здоровья) [6]. Согласно материалам, полученным разными специалистами в последние годы, практически здоровыми можно признать не более 10 % российских школьников. Из этой статистики ясно, что здоровье детей в школе ухудшается. На это влияют комплекс причин: переутомление, гиподинамия, стресс. Ведь вся жизнь ребёнка подчиняется школе.
Период обучения в школе требует от ученика максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Какую бы работу ни выполнял школьник, будь то умственная работа по усвоению новых знаний, статическая нагрузка при вынужденной «сидячей» позе за партой, или психологическая нагрузка общения в коллективе сверстников, организм, а точнее, каждая из его систем должна отреагировать своим напряжением. Чем большее напряжение будет «выдавать» каждая система организма, тем больше ресурсов она израсходует. Возможности детского организма далеко не безграничны, длительное напряжение и, как следствие, утомление и переутомление могут стоить организму ребёнка здоровья. В этой ситуации необходимо предупредить негативные изменения состояния здоровья школьников с момента начала обучения детей в начальной школе. Сохранение укрепление здоровья наших детей одно из перспективных направлений школы и учителю важно владеть здоровьесберегающими технологиями. Под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребёнка, воздействующие на здоровье.
Применяя на своих уроках здоровьесберегающие технологии, я стремлюсь реализовать следующие цели: создание условий для сохранения здоровья учеников за период обучения в начальной школе и формирование у них мотивации к ведению здорового образа жизни. Достижению этих целей служат организационно-педагогические и психолого-педагогические технологии.
Для начала отмечу, что организационно-педагогические технологии являются частью здоровьесберегающиих технологий. Здоровьсберегающий урок не может быть проведён без создания оптимальных санитарно-гигиенических условий, регламентированных СанПиНами: соблюдение воздушно-теплового режима, светового режима, чистоты в помещении, правильного размещения обучающихся при посадке. Об этом говориться в нормативных документах СанПин 2.4.1.3049–13 (с изменениями от 04.04.2014) «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Организационно-педагогические технологии позволяют учителю строить работу на уроке различными средствами.
Для того чтобы предупредить утомление учеников, неизбежно возникающее от статической нагрузки, в течение всего урока я чередую различные виды деятельности, смена которых должна быть не позже чем через 7–10 минут с длительностью не более 10 минут. Так же чередую смену различных видов преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа.
Физкультминутки, пальчиковая гимнастика, динамические паузы, дыхательная гимнастика, зрительная гимнастика, массаж активных точек на 20-ой и 35-ой минутах урока являются обязательными элементами урока, позволяют повысить работоспособность и «отодвинуть» утомление. Выполняем пальчиковую гимнастику с помощью мелких предметов: камней, орехов, карандашей, катушек. У ребят есть массажные коврики. Во время проведения физкультминуток ребята встают стопами на массажные коврики. Следует отметить наличие 2–3-х эмоциональных разрядок на уроке. Это могут быть шутки, картинки с юмористическим или познавательным сюжетом, поговорки, афоризмы, музыкальные минутки, четверостишия.
Активно использую игровые технологии. В игре и через игровое общение у ребёнка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на его здоровье. Часто на своих уроках совмещаю выполнение учебных заданий с физическими упражнениями. Предлагаю, например, посчитать предметы или числовые выражения, а потом выполнить наклоны (приседания и другие движения) такое количество раз, какое число ребята получили в результате счёта или вычислений. «Сколько ёлочек зелёных, столько сделаем наклонов». Во время фронтального опроса использую игры с мячом, с платочками, с куклами и с другими предметами. Такие игры оживляют урок и снимают физическое напряжение школьников.
На протяжении урока создаю условия для активного включения в работу всех ребят. Ученики пробуют себя в роли: учителя, исследователя, учатся взаимодействию в парах, в группах. Такая работа открывает прекрасную возможность отработать у ребят навыки общения и социализации. На уроках сочетаю технологию здоровьесбережения с активными методами обучения. Приведу пример «занимательного маршрута», который не оставляет ребят равнодушными. Ученики делятся на 4 группы (количество групп может варьироваться). «Путешественники» двигаются согласно полученным картам, на которых указан маршрут. Участники переходят от стола к столу, выполняя задания. Время выполнения каждого задания 5–6 минут. Задания записаны на листах и размещены на 4-х столах. Каждая группа решает задание, пишет или рисует свой ответ в маршрутном листе. После делает следующее задание уже за другим столом. Путь от стола до стола усложняется препятствиями, через которые надо перешагивать, перепрыгивать или перелезать.
На уроках часто предоставляю ученикам возможность самим выбрать для себя варианты заданий для отработки знаний и умений по изучаемым темам. Вместе обсуждаем выбор заданий. Стратегия выбора делает ребят активными участниками учебного процесса, поощряет их к сотрудничеству. Они учатся лучше контролировать себя, в учебной деятельности поступают спокойно и ответственно.
Здоровьесбережение, безусловно, зависит от объёма и уровня сложности домашнего задания. Подготавливая варианты домашнего задания, я обязательно соизмеряю объём и сложность материала с возможностями учеников. Ребятам предоставляется выбор посильных заданий.
Психолого-педагогические технологии в моей практике представлены средствами, которые эффективно решают задачи психического здоровья школьников в учебной деятельности.
Урок начинаю с создания положительного настроя. Высказываю добрые пожелания детям, даю установки на успешную работу: «У вас получится …», «Вы справитесь …», «Улыбнитесь друг другу», «Скажите друг другу добрые слова». Обозначить ожидания от урока, настроение, а иногда и страхи детей в начале или в конце урока помогают цветные сигнальные карточки. На обратной стороне карточки ученики могут написать, нарисовать свои мысли или чувства, возникшие у них перед началом урока. В конце урока убираем карточки, где отражены отрицательные эмоции и чувства. Сигнальные карточки наглядно показывают настроение всего класса. Например, большое количество «огоньков» в многоэтажном доме будет свидетельствовать об успешности урока, а закрытые окошечки о проблемах. Методы «лестница успеха», «светофор» помогают учащимся оценить свою работу в конце урока.
В общении с учениками делаю упор на позитив. Позитивность заметно снижает уровень тревоги. Перед контролем я делаю проекцию позитивного ожидания. Вместо сухих фраз: «Это очень важная контрольная работа. Будете внимательны», следует сказать так: «Это очень важная работа, я знаю, что вы сумеете справиться с заданиями и найти верные решения». Слова «Ты должен решить эту задачу», давят на ученика. Сказанное так: «Давай посмотрим, получится ли у тебя сегодня решить задачу», повлияет на ученика совсем иначе. В речи следует избегать шаблонных выражений: «Эта задача очень трудная», желательно заменить слово «трудная» на словосочетание «требует размышлений». Такая позиция преподавателя по отношению к ученику способствует возникновению у него ощущения, что его ценят, поддерживают, уважают, считают способным. Только так можно сформировать у ребёнка внутреннюю мотивацию к обучению и избавить от излишнего напряжения и стресса.
Рефлексия — необходимое умение для школьника, которое нужно последовательно прививать. Её цели — стимулировать внутреннюю мотивацию учащихся. Подтолкнуть ребят к размышлениям и самооценке помогают наводящие вопросы. Классические сетования: «Ты опять забыл? Ты снова не сделал?» — лучше заменить такими вопросами: «Что тебе надо в следующий раз сделать, чтобы вспомнить? Как надо правильно поступить, чтобы эта ситуация не повторилась?» Как показывает мой опыт, сами дети почти во всех случаях прекрасно знают, как им правильно поступить, как надо исправить ситуацию в лучшую сторону. Вопросы такого вида дают ребёнку ощущение уверенности в собственных силах, помогают развитию такого замечательного качества личности как ответственность. У школьника возникает осознание того, что он самостоятельно может справиться с разными ситуациями в школе и вне её стен.
Поддерживаю комфортный психологический климат на уроке. Создаю атмосферу доверия и заботы, побуждаю желание ученика поделиться своими чувствами и переживаниями, выразить свою точку зрения. Учу ребят высказать свои мысли так, чтобы их услышали собеседники. Слова: «я расстроился», «я обиделся» несут в себе сознательный, личностный смысл и с большим успехом заменяют осуждающие, наталкивающие на конфликт выражения: «ты меня обидел», «из-за тебя у меня ничего не вышло».
Я совершенно убеждена в том, что многих конфликтов можно избежать, если действовать не с помощью критики и принуждения, а через правильно выстроенный диалог с учеником. Например, сравним фразы «Ты вспыльчивый» и «Тебе надо поработать над тем, как контролировать свой характер». Первая фраза вызывает у ребёнка желание защищаться от вас, а вторая подводит его на путь изменения отрицательной черты характера. Такой стиль общения положительно влияет на психологическое самочувствие ученика, его душевный комфорт, уменьшает риск неадекватных поведенческих реакций.
Важно, применяя описанные методы и приёмы в рамках здоровьесберегающей технологии, учитывать то состояние физического, функционального и психического здоровья, в котором учащийся находится в данный момент. Я уверенна в том, что если педагог, организуя учебный процесс на уроках, будет уделять большое внимание здоровью учащихся, то это будет служить продвижением к формированию здоровой, гармонически развитой личности младшего школьника.
Литература:
1. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1–4 классы М.: ВАКО, 2004.
2. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.:АРКТИ, 2003.
3. Менчинская Е. А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е. А. Менчинская. — М.: Вентана-Граф, 2008.
4. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребёнком. Как? М.: АСТ, 2008.
5. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребёнком. Так? М.: АСТ, 2008.
6. http://demoscope.ru/ Доклад о состоянии здоровья детей в РФ: По итогам Всероссийской диспансеризации 2002 года.