Триединство форм организации познавательной деятельности учащихся
Автор: Буздалова Наталья Вадимовна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 17.03.2015
Статья просмотрена: 1149 раз
Библиографическое описание:
Буздалова, Н. В. Триединство форм организации познавательной деятельности учащихся / Н. В. Буздалова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 5-7. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7585/ (дата обращения: 15.11.2024).
В поисках путей более эффективного обучения особую значимость приобретает форма организации познавательной деятельности учащихся на уроке. Анализ педагогической литературы свидетельствует о том, что четкого определения в педагогической науке понятий «форма обучения» или «организационная форма обучения», как и понятия «формы учебной работы», как педагогических категорий пока нет. И. В. Харламов констатирует, что «к сожалению, понятие это не имеет в дидактике достаточно четкого определения», и «многие ученые просто обходят этот вопрос и ограничиваются обыденным представлением о сущности данной категории» [1, 221].
Приведем некоторые из определений:
формы организации обучения (организационные формы) — это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемый в определенном порядке и режиме [2];
форма обучения представляет собой целенаправленную, чётко организованную, содержательно насыщенную и методически оснащенную систему познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся [3];
форма обучения — это внешняя сторона организации учебного процесса, отражающая способ организации деятельности обучающихся, который зависит: количественного охвата обучающихся, характера взаимодействия субъектов обучения, степени самостоятельности обучающихся, специфики педагогической деятельности [4].
В силу разночтений данной категории существуют различные классификации форм обучения. Это формы обучения в целом, формы учебной деятельности учащихся, формы организации текущей работы класса, индивидуальное обучение и воспитание, классно-урочная форма, лекционно-семинарская форма.
Ряд авторов, таких как М. И. Махмутов и С. А. Смирнов указывают на различия терминов, включающих слово «форма»:
- форма обучения (педагогическая технология);
- форма учебной деятельности учащегося;
- форма организации текущей учебной работы класса, группы.
Представляют определенный интерес и современные исследования в данной области, в частности в работе Железнякова О. М. на основе анализа всех имеющихся классификаций и принципа дополнительности сконструирована систематизация различных форм организации обучения [5, с. 182]:
1. Формы организации обучения: традиционные занятия и его типы, нетрадиционные занятия, дополнительные занятия.
Классно-урочная система наряду с уроком и его типов в классическом понимании включает так же различные нестандартные формы проведения уроков (в школе ˗ урок КВН, соревнование, смотр знаний, вопросов и ответов и т. д.), а так же органично дополняется другими формами организации учебно-воспитательного процесса (консультации, домашняя работа, учебные конференции, дополнительные занятия).
2. Формы взаимодействия субъектов процесса обучения: индивидуальная, групповая, парная, единство которых при определённых условиях может трактоваться как коллективная форма (КСО), а может и не быть ею (традиционное обучение);
3. Формы организации познавательной деятельности учащихся: несамостоятельная познавательная деятельность (нСПД), самостоятельная познавательная деятельность (СПД), индивидуально-самостоятельная познавательная деятельность (ИсПД).
Более подробно остановимся на третьей группе форм, так как первые две группы форм довольно полно описаны в дидактической литературе и в той или иной степени используются на практике.
Форма организации познавательной деятельности учащихся ˗ это внешняя сторона организации образовательного процесса, в основе которых лежит степень организации и управления учителем познавательной деятельности учащихся.
Условно несамостоятельную познавательную деятельность и самостоятельную познавательную деятельность выделил П. И. Пидкасистый, рассматривая познавательную деятельность на основе преобладания учебных или самостоятельных действий. Разделения самостоятельной деятельности на деятельность под руководством учителя и полностью самостоятельную деятельность П. И. Пидкасистый не делает. Лишь указывает на то что в зависимости от диапазона рассогласования между целеполаганием (полное совпадение содержания цели деятельности) и целеосуществлением (цель управления этой деятельностью) ученик стимулируется в одних случаях к самостоятельным творческим действиям, в других — к сотрудничеству с учителем. Полное их совпадение является сердцевиной самостоятельной деятельности ученика. [6, с. 127]
Образовательный процесс является диалектичным, и важным является как несамостоятельная, так и самостоятельная формы, поскольку одна без другой не могут существовать. Самостоятельная и несамостоятельная деятельности, являясь противоположными, одновременно и взаимно обуславливают друг друга. Если на уроке, занятии или другом единичном акте обучения используются одновременно и НсПД, и СПД на основе личностного знания (в данном случае учителя как основной фигуры образовательного процесса), то можно говорить о системной дополнительности форм обучения. Но она носит ограниченный характер в силу своей субъективности. Системная дополнительность на основе личностного знания может трансформироваться в объективную, если в качестве третьего элемента будет выступать индивидуально-самостоятельная познавательная деятельность (ИсПД) [5, с. 186].
Само понятие «индивидуально» означает осуществление деятельности отдельными лицами, не коллективно, понятие «самостоятельно» понимается как деятельность без посторонней помощи. То есть учащийся в рамках изучаемого материала ставит перед собой проблему и находит её решение причем всё это он делает добровольно по собственной инициативе. В данном контексте индивидуально-самостоятельная познавательная деятельность сближается с понятием «самообразование» данным М. Г. Кузьминой: «самообразование — это самостоятельная, целеустремленная, побуждаемая внутренними мотивами познавательная деятельность, осуществляемая в целях умственного развития и самосовершенствования личности» [7].
Выделенные ФОПД, характеризуются постоянно происходящими трансформациями: несамостоятельная познавательная деятельность составляет необходимую ступень и условие для подготовки школьника к осуществлению самостоятельной познавательной деятельности и индивидуально-самостоятельной деятельности. И при всем их различии только в единстве ФОПД составляют строение учения и в равной степени необходимы для успешной организации процесса обучения на самых высоких уровнях. В данном случае можно говорить о триединстве форм организации познавательной деятельности, которое можно проследить на глобальном и локальном уровнях.
На глобальном уровне, то есть на протяжении всего обучения. В процессе обучения происходит движение учащихся от незнания к знанию:
- в начальной школе формируются первичные навыки самостоятельного поиска знаний и дометанной формой, в силу особенностей младшего школьника, является НсПД;
- в основной школе осуществляется самостоятельная навигация по освоенным предметным знаниям при решении конкретных задач, доминантной является СПД под руководством учителя
- в старшей школе полученные знания применяются в учебной, проектной и учебно-исследовательской деятельности на предпрофессиональном уровне подготовки и ведущей формой организации познавательной деятельности должна быть ИсПД. В данном случае проявляется принцип преемственности.
На локальном уровне можно выделить следующие подуровни:
- триединство ФОПД в серии уроков;
- триединство ФОПД в рамках одного урока;
- триединство ФОПД на одном из этапов урока.
Рассмотрим более подробно каждый из уровней подуровней. Триединство ФОПД в серии уроков объединенных одной темой. Учитель, проводя урок (будь это традиционный урок или нетрадиционный), включает все три формы организации познавательной деятельно и в зависимости от цели урока определяет место и доминанту каждой из них.
Триединство четко можно проследить в системе, состоящей из трёх уроков:
- урока ознакомления с новым материалом
- урок применения знаний и умений
- урок обобщения и систематизации знаний.
Где на первом уроке учащимся в готовом виде даётся учебный материал, например в виде лекции. На следующем уроке совместно с учителем происходит закрепление материала и решение типовых и творческих задач. И на последнем уроке учащимся предоставляется возможность самостоятельно обобщить материал.
Триединство ФОПД на одном уроке подразумевает сочетание этих форм на одном уроке. В зависимости от содержания материала, цели урока, индивидуальных особенностей учащихся, уровня познавательной самостоятельности учитель могут быть различные сочетания. Эффективность выбора того или иного сочетания необходимо экспериментально подтвердить.
Триединство ФОПД на одном из этапов урока подразумевает одновременное их использование. Сразу встает вопрос на всех ли этапах можно это осуществить? Какие условия должны при этом выполняться?
Триединство ФОПД на одном из этапов урока может быть выражено через систему заданий, с помощью которых обеспечивается целенаправленная познавательная деятельность учащихся на основе сочетания несамостоятельной, самостоятельной, индивидуально-самостоятельной познавательной деятельности. Эта система должна включать следующие компоненты:
1) задания, направленные на усвоение базовых знаний и умений, прописанных в государственном стандарте;
2) задания, представляющие учащимся права выбора уровня и характера заданий, уровня и способа действий, интересующей темы и т. п.
3) задания, ставящие учащегося в ситуацию свободного индивидуального выбора, что приводит к тому, что задание перестает исходить от педагога, а становится процессом и результатом самостоятельной деятельности ученика.
Реализация единства форм организации познавательной деятельности позволяет обеспечить не только их целостность, но и целостность самого урока, а значит, и целостное развитие ребенка на уроке.
Литература:
1. Харламов, Иван Федорович. Педагогика: [учеб. пособие для вузов по пед. спец.]. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2007. — 520 с
2. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: [учеб. для вузов]: в 2 кн. — М.: Владос, 2001. — (Учебник для вузов). — Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — 573 с.
3. Лихачев Б. Т. Педагогика: курс лекций: учеб. пособие для студентов вузов и слушателей ин-тов и фак. повышения квалификации. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2001. — 607 с.
4. Никитина Н. Н. Основы профессионально-педагогической деятельности: [учеб. пособие для студентов сред. проф. образования] / Н. Н. Никитина, Железнякова, О. М.; О. М. Железнякова, М. А. Петухов. — М.: Мастерство, 2002. — (Среднее профессиональное образование). — 281 с.
5. Железнякова О. М. Феномен дополнительности в научно-педагогическом знании: монография. — М.: Флинта: Наука, 2012. — 349 с.
6. Пидкасистый, П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении / П. И. Пидкасистый. — М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
7. Кузьмина М. Г. К вопросу о понятии «самообразование» /М. Г. Кузьмина // Формирование у учащихся стремления к самообразованию. — Волгоград: ВГПИ,1976. — С. 15–18.