Проект для детей подготовительной к школе группы «Крылатые соседи»
Авторы: Томилова Наталия Валериевна, Харисова Альфия Зуфаровна, Мельникова Любовь Николаевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 21.03.2015
Статья просмотрена: 3758 раз
Библиографическое описание:
Томилова, Н. В. Проект для детей подготовительной к школе группы «Крылатые соседи» / Н. В. Томилова, А. З. Харисова, Л. Н. Мельникова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 128-130. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7608/ (дата обращения: 15.11.2024).
Мотивационный этап.
К сожалению, в современном мире родители мало общаются с детьми, гуляют с ними, разговаривают о природе, животных, птицах. Очень много времени дети проводят за компьютерами, планшетами и другими современными гаджетами, это снижает потребность в речевом общении дошкольников и приводит к неумению связно выражать свои мысли, скудности активного словаря, аграмматизмам в речи. В процессе совместной и индивидуальной деятельности с детьми было выявлено, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Часто дети путают перелётных и зимующих птиц. У многих детей не сформировано чувство заботы о птицах. Тем не менее, эта тема заинтересовала детей, они захотели узнать больше нового о пернатых друзьях. Данная тема благодатна для: воспитания гуманно-ценностного отношения к природе, развития всех компонентов речи. Создание речевых ситуаций, будет побуждать детей употреблять определённое слово или словосочетание, или предложение по теме. На празднике «Здравствуй, птица» посвященному Международному дню птиц дети продемонстрируют знания и расскажут: что знают о птицах? Какие они? Как узнать птицу? Как разделить птиц на перелетных и зимующих? Какое значение имеют птицы в жизни человека? Поэтому мы предложили детям и родителям принять участие в проекте «Крылатые соседи».
Участники проекта: воспитатели, учитель-логопед, родители и дети подготовительной группы.
Тип проекта: практико-ориентированный, коллективный
Продолжительность проекта: долгосрочный, октябрь 2014 г. — апрель 2015г.
Цель: повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития старших дошкольников. Расширение знаний детей о птицах родного края, их образе жизни.
Задачи:
- уточнить представления о птицах нашего края, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц: внешние признаки птиц, особенности внешнего строения, позволяющие летать;
- расширять, активизировать словарный запас по теме; автоматизировать звуки в самостоятельной речи детей;
- развивать наблюдательность, познавательную активность детей;
- воспитать бережное отношение к пернатым друзьям, приучать заботиться о птицах ближайшего окружения.
Ожидаемый результат:
1. Знания детей о птицах расширились. Дети научились отличать перелётных птиц от зимующих, умеют их классифицировать.
2. На протяжении реализации проекта «Крылатые соседи» у детей сформировался активный словарь по данной теме. Дошкольники умеют описывать и рассказывать о внешнем виде птиц, их повадках, места обитания. Пользуются грамматически правильной речью.
3. Дети научились правильно подкармливать птиц, знают, как заботиться о пернатых. Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.
4. У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки, культура межличностного общения. Дошкольники стремились поделиться полученной информации.
Продукт проектной деятельности:
В результате реализации проекта в группе созданы условия для педагогического процесса:
1. Коллажи: «Зимующие птицы», «Перелетные птицы»;
- картотека загадок о птицах;
- настольные игры: «Раздели птиц на перелетных и зимующих», «Что за птица?» «Лишняя картинка», «Составь картинку из частей»;
- коллекция перьев птиц; декоративных фигурок птиц из различных материалов;
- кормушки для птиц;
- подборка литературы по теме.
2. Сценарий праздника «Здравствуй, птица»во всемирный день птиц.
Этапы реализации проекта «Крылатые соседи».
1. Подготовительный этап.
- подборка методической литературы и материала для реализации проекта;
- разработка перспективного плана мероприятий с детьми;
- определили цель и задачи проекта;
- создание картотеки загадок о птицах;
- разработка конспектов мероприятий совместной образовательной деятельности педагога с детьми; сценария праздника «Здравствуй, птица»;
- подборка дидактических игр по теме для детей;
- подготовка оборудования для реализации данного проекта.
2. Основной этап.
Реализация перспективного плана мероприятий с детьми в течение учебного года.
Планирование деятельности по реализации проекта «Крылатые соседи»
№ |
Наименование мероприятия |
Цели, задачи |
Ответственные |
Сроки |
1 |
Разучивание стихов, загадок, потешек, пальчиковых и подвижных игр, пословиц, поговорок о птицах. |
Способствовать развитию речи, расширению словаря. Развитие мелкой и общей моторики, психических процессов. |
Воспитатели, учитель-логопед |
В течение учебного года 2014–2015г. |
2 |
Беседа воспитателя с детьми о перелетных птицах |
Познакомить детей с перелетными птицами, закрепить их названия, внешний вид, строение |
Воспитатели, учитель-логопед |
Сентябрь |
3 |
Непосредственная образовательная деятельность. Составление описания журавля по предметным картинкам с опорой на план. |
Учить составлять описательный рассказ; развивать индивидуальные способности детей в творческой речевой деятельности. |
Воспитатели |
Октябрь |
4 |
Игровая деятельность. Дидактические игры: «Что за птица?»; «Раздели птиц на перелетных и зимующих»; «Лишняя картинка»; «Угадай по описанию»; «Составь картинку из частей»; «Один-много»; «Назови ласково»; «Счет птиц»; «Чей хвост?»; «Узнай по голосу»; «Что едят птицы». |
Создание условий для ознакомления детей с птицами. Активизация словаря по теме. Развитие грамматического стоя речи, фонематического восприятия. |
Учитель-логопед, воспитатели |
в течение учебного года 2014–2015г. |
5 |
Изготовление коллажа «Перелётные птицы» |
Создание условий для педагогического процесса. |
Воспитатели |
Октябрь |
6 |
Викторина «Крылатые соседи» |
Выявление уровня знаний детей по теме. Закрепление представлений о птицах. |
Учитель-логопед |
Ноябрь |
7 |
КТД: старшие — младшим. «Вечер загадок» |
Проявление творческой активности старших дошкольников в общении с малышами. |
Учитель-логопед, воспитатели |
Декабрь |
8 |
Изготовление кормушек, подкормка птиц |
Воспитание доброго отношение к соседям на планете, охране окружающей среды. Учить заботиться о птицах. |
Воспитатели |
Декабрь — январь |
9 |
Изготовление коллажа «Зимующие птицы» |
Создание условий для педагогического процесса. |
Воспитатели |
Январь |
10 |
Турнир ораторов «Зимующие птицы» |
Формирование навыков публичного выступления, расширение знаний о зимующих птицах, развитие монологической речи старших дошкольников. |
Воспитатели, учитель-логопед |
Январь |
11 |
Непосредственная образовательная деятельность. Составление описаний зимующих птиц по индивидуальным картинкам. |
Продолжать учить составлять описательный рассказ; расширять и активизировать словарь по теме. Закрепить представление о зимующих птицах. |
Воспитатели |
Февраль |
12 |
Выставки: - книг о птицах; - декоративных фигурок птиц из различных материалов «Волшебный птичий хоровод»; - детских рисунков «Птичьи посиделки» |
Расширение кругозора детей в ознакомлении с птицами. Способствовать творчеству в изобразительной деятельности детей по данной теме. |
Воспитатели, учитель-логопед |
Февраль |
13 |
Звездный час «Азбука птиц» Совместное мероприятие детей, педагогов и родителей |
Систематизировать знания детей о птицах. |
Воспитатели, учитель-логопед
|
Март |
14 |
Всемирный день птиц. Праздник «Здравствуй, птица».
|
Формирование положительного взаимодействия родителей и детей. Учить детей проявлять заботу о птицах. |
Учитель-логопед, воспитатели, родители |
Апрель |
15 |
Непосредственная образовательная деятельность. Составление описания грача. |
Совершенствование навыков описательного рассказ. |
Воспитатели |
Апрель |
16 |
Слушание аудиозаписей «Птичьи голоса» |
Развитие слухового внимания, слухового восприятия. |
Воспитатели, учитель-логопед |
Март — май 2015г. |
17 |
Чтение художественной литературы по теме |
Приобщение детей к чтению художественной литературы. Расширение представлений о птицах, активизация познавательного интереса. |
Воспитатели, родители |
в течение учебного года 2014–2015г. |
- Заключительный этап.
- анализ проектной деятельности и оценка результатов эффективности применения данного проекта;
- защита проекта в форме презентации на педагогическом совете;
- распространение опыта работы по теме.