Проект для детей подготовительной к школе группы «Крылатые соседи» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Томилова, Н. В. Проект для детей подготовительной к школе группы «Крылатые соседи» / Н. В. Томилова, А. З. Харисова, Л. Н. Мельникова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 128-130. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7608/ (дата обращения: 15.11.2024).

Мотивационный этап.

К сожалению, в современном мире родители мало общаются с детьми, гуляют с ними, разговаривают о природе, животных, птицах. Очень много времени дети проводят за компьютерами, планшетами и другими современными гаджетами, это снижает потребность в речевом общении дошкольников и приводит к неумению связно выражать свои мысли, скудности активного словаря, аграмматизмам в речи. В процессе совместной и индивидуальной деятельности с детьми было выявлено, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Часто дети путают перелётных и зимующих птиц. У многих детей не сформировано чувство заботы о птицах. Тем не менее, эта тема заинтересовала детей, они захотели узнать больше нового о пернатых друзьях. Данная тема благодатна для: воспитания гуманно-ценностного отношения к природе, развития всех компонентов речи. Создание речевых ситуаций, будет побуждать детей употреблять определённое слово или словосочетание, или предложение по теме. На празднике «Здравствуй, птица» посвященному Международному дню птиц дети продемонстрируют знания и расскажут: что знают о птицах? Какие они? Как узнать птицу? Как разделить птиц на перелетных и зимующих? Какое значение имеют птицы в жизни человека? Поэтому мы предложили детям и родителям принять участие в проекте «Крылатые соседи».

Участники проекта: воспитатели, учитель-логопед, родители и дети подготовительной группы.

Тип проекта: практико-ориентированный, коллективный

Продолжительность проекта: долгосрочный, октябрь 2014 г. — апрель 2015г.

Цель: повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития старших дошкольников. Расширение знаний детей о птицах родного края, их образе жизни.

Задачи:

-        уточнить представления о птицах нашего края, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц: внешние признаки птиц, особенности внешнего строения, позволяющие летать;

-        расширять, активизировать словарный запас по теме; автоматизировать звуки в самостоятельной речи детей;

-        развивать наблюдательность, познавательную активность детей;

-        воспитать бережное отношение к пернатым друзьям, приучать заботиться о птицах ближайшего окружения.

Ожидаемый результат:

1.      Знания детей о птицах расширились. Дети научились отличать перелётных птиц от зимующих, умеют их классифицировать.

2.      На протяжении реализации проекта «Крылатые соседи» у детей сформировался активный словарь по данной теме. Дошкольники умеют описывать и рассказывать о внешнем виде птиц, их повадках, места обитания. Пользуются грамматически правильной речью.

3.      Дети научились правильно подкармливать птиц, знают, как заботиться о пернатых. Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.

4.      У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки, культура межличностного общения. Дошкольники стремились поделиться полученной информации.

Продукт проектной деятельности:

В результате реализации проекта в группе созданы условия для педагогического процесса:

1.      Коллажи: «Зимующие птицы», «Перелетные птицы»;

-        картотека загадок о птицах;

-        настольные игры: «Раздели птиц на перелетных и зимующих», «Что за птица?» «Лишняя картинка», «Составь картинку из частей»;

-        коллекция перьев птиц; декоративных фигурок птиц из различных материалов;

-        кормушки для птиц;

-        подборка литературы по теме.

2.      Сценарий праздника «Здравствуй, птица»во всемирный день птиц.

Этапы реализации проекта «Крылатые соседи».

1.                 Подготовительный этап.

-        подборка методической литературы и материала для реализации проекта;

-        разработка перспективного плана мероприятий с детьми;

-        определили цель и задачи проекта;

-        создание картотеки загадок о птицах;

-        разработка конспектов мероприятий совместной образовательной деятельности педагога с детьми; сценария праздника «Здравствуй, птица»;

-        подборка дидактических игр по теме для детей;

-        подготовка оборудования для реализации данного проекта.

2.                 Основной этап.

Реализация перспективного плана мероприятий с детьми в течение учебного года.

Планирование деятельности по реализации проекта «Крылатые соседи»

Наименование мероприятия

Цели, задачи

Ответственные

Сроки

1

Разучивание стихов, загадок, потешек, пальчиковых и подвижных игр, пословиц, поговорок о птицах.

Способствовать развитию речи, расширению словаря. Развитие мелкой и общей моторики, психических процессов.

Воспитатели, учитель-логопед

В течение учебного года 2014–2015г.

2

Беседа воспитателя с детьми о перелетных птицах

Познакомить детей с перелетными птицами, закрепить их названия, внешний вид, строение

Воспитатели, учитель-логопед

Сентябрь

3

Непосредственная образовательная деятельность. Составление описания журавля по предметным картинкам с опорой на план.

Учить составлять описательный рассказ; развивать индивидуальные способности детей в творческой речевой деятельности.

Воспитатели

Октябрь

4

Игровая деятельность. Дидактические игры: «Что за птица?»; «Раздели птиц на перелетных и зимующих»;

«Лишняя картинка»;

«Угадай по описанию»;

«Составь картинку из частей»; «Один-много»;

«Назови ласково»;

«Счет птиц»; «Чей хвост?»; «Узнай по голосу»; «Что едят птицы».

Создание условий для ознакомления детей с птицами. Активизация словаря по теме. Развитие грамматического стоя речи, фонематического восприятия.

Учитель-логопед, воспитатели

в течение учебного года 2014–2015г.

5

Изготовление коллажа «Перелётные птицы»

Создание условий для педагогического процесса.

Воспитатели

Октябрь

6

Викторина «Крылатые соседи»

Выявление уровня знаний детей по теме.

Закрепление представлений о птицах.

Учитель-логопед

Ноябрь

7

КТД: старшие — младшим. «Вечер загадок»

Проявление творческой активности старших дошкольников в общении с малышами.

Учитель-логопед, воспитатели

Декабрь

8

Изготовление кормушек, подкормка птиц

Воспитание доброго отношение к соседям на планете, охране окружающей среды. Учить заботиться о птицах.

Воспитатели

Декабрь — январь

9

Изготовление коллажа «Зимующие птицы»

Создание условий для педагогического процесса.

Воспитатели

Январь

10

Турнир ораторов

«Зимующие птицы»

Формирование навыков публичного выступления, расширение знаний о зимующих птицах, развитие монологической речи старших дошкольников.

Воспитатели, учитель-логопед

Январь

11

Непосредственная образовательная деятельность. Составление описаний зимующих птиц по индивидуальным картинкам.

 Продолжать учить составлять описательный рассказ; расширять и активизировать словарь по теме. Закрепить представление о зимующих птицах.

Воспитатели

Февраль

12

Выставки:

-   книг о птицах;

-   декоративных фигурок птиц из различных материалов «Волшебный птичий хоровод»;

-   детских рисунков «Птичьи посиделки»

Расширение кругозора детей в ознакомлении с птицами.

Способствовать творчеству в изобразительной деятельности детей по данной теме.

Воспитатели, учитель-логопед

Февраль

13

Звездный час «Азбука птиц»

Совместное мероприятие детей, педагогов и родителей

Систематизировать знания детей о птицах.

Воспитатели, учитель-логопед

 

Март

14

Всемирный день птиц.

Праздник «Здравствуй, птица».

 

Формирование положительного взаимодействия родителей и детей.

Учить детей проявлять заботу о птицах.

Учитель-логопед,

воспитатели, родители

Апрель

15

Непосредственная образовательная деятельность. Составление описания грача.

Совершенствование навыков описательного рассказ.

Воспитатели

Апрель

16

Слушание аудиозаписей «Птичьи голоса»

Развитие слухового внимания, слухового восприятия.

Воспитатели, учитель-логопед

Март — май 2015г.

17

Чтение художественной литературы по теме

Приобщение детей к чтению художественной литературы. Расширение представлений о птицах, активизация познавательного интереса.

Воспитатели, родители

в течение учебного года

2014–2015г.

 

  1. Заключительный этап.    

-        анализ проектной деятельности и оценка результатов эффективности применения данного проекта;

-        защита проекта в форме презентации на педагогическом совете;

-        распространение опыта работы по теме.

Основные термины (генерируются автоматически): птица, ребенок, воспитатель, непосредственная образовательная деятельность, описательный рассказ, педагогический процесс, реализация проекта, создание условий, активный словарь, проектная деятельность.