Специфика формирования у младшего школьника активной деятельностной позиции
Автор: Виноградова Ирина Ивановна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 01.04.2015
Статья просмотрена: 811 раз
Библиографическое описание:
Виноградова, И. И. Специфика формирования у младшего школьника активной деятельностной позиции / И. И. Виноградова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7615/ (дата обращения: 15.11.2024).
Методологической основой ФГОС НОО является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности. Современный выпускник должен не просто владеть суммой знаний, а уметь организовывать собственную учебную и внеучебную деятельность. Следовательно задача педагога заключается в развитии ребенка, чтобы он: мог и хотел добывать, а не получать знания, мог приобрести умения и навыки, раскрыл и развил свои природные задатки и способности, нашел поддержку и понимание у сверстников и взрослых, стремился к самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию.
— Каким образом включить ученика в образовательный процесс?
— Как помочь его самоопределению?
Только при помощи действия.
Деятельностный аспект содержания обучения в деятельностной модели обучения выражается в том, что содержание обучения есть деятельность в связи с решением проблемы и деятельность коммуникации как овладение социальной нормой. Всякая деятельность человека, даже если она индивидуальна по своим внешним формам и проявлениям, по своей сущности всегда коллективна, социальна. Об этом говорил еще К. Маркс: «Даже и тогда, когда я занимаюсь научной и т. п. деятельностью, даже и тогда я занят общественной деятельностью, потому что я действую как человек. Мне не только дан, в качестве общественного продукта, материал для моей деятельности — даже и сам язык, на котором работает мыслитель, — но и мое собственное бытие есть общественная деятельность... Мое всеобщее сознание есть лишь теоретическая форма того, живой формой чего является реальная коллективность» [1].
Г. И. Щукина в книге «Роль деятельности в учебном процессе» пишет, что в процессе учения, в своей познавательной деятельности школьник не может выступать только объектом. Учение всецело зависит от его деятельной, активной позиции, а учебная деятельность в целом, если она строится на основе межсубъектных отношений учителя и учащихся, всегда дает более плодотворные результаты. Поэтому формирование деятельной позиции школьника в познании — главная задача всего учебного процесса. Обучение, при котором ученик действует всегда только по указаниям учителя, не имеет ценных внутренних побуждений, не является для учителя субъектом учебной деятельности, нерациональное обучение; на него зря затрачены время, сила и энергия учителя.
Исследования, проведённые Г. И. Щукиной, позволили выделить приёмы, которые содействуют активизации познавательной деятельности учащихся, в которых ученик должен: защищать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, использовать приобретенные знания;
задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться с их помощью в процесс познания;
рецензировать ответы товарищей, сочинения, другие творческие работы, вносить коррективы, давать советы;
делиться своими знаниями с другими;
помогать товарищам при затруднениях, объяснять им непонятное;
выполнять задання-максимум, рассчитанные на чтение дополнительной литературы, первоисточников, на длительные наблюдения (роста растений, повадок животных, выращивания кристаллов и др.);
побуждать учащихся находить не единственное решение, а несколько самостоятельно предпринятых;
практиковать свободный выбор заданий, преимущественно поисковых, творческих;
создавать ситуации самопроверки, анализа собственных познавательных и практических действий;
разнообразить деятельность, включать в познание элементы труда, игры, художественной, общественной и других видов деятельности;
создавать заинтересованность коллективной деятельностью, па основе которой и происходит формирование активной позиции
членов коллектива.
Формирования у младшего школьника активной деятельностной позиции включает в себя следующие этапы:
1) мотивация (самоопределение) к учебной деятельности;
2) актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;
3) выявление места и причины затруднения;
4) построение проекта выхода из затруднения;
5) реализация построенного проекта;
6) первичное закрепление с проговариванием во внешней речи;
7) самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;
8) включение в систему знаний и повторение;
9) рефлексия учебной деятельности.
Надпредметные умения обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса и обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка. Межпредметные связи способствуют формированию надпредметных понятий.
Учащиеся получают умения, которые могут использовать в любой сфере своей жизни, а именно:
находить информацию
выделять главное
создавать алгоритм
анализировать, сравнивать, обобщать
выражать свои мысли
давать адекватную самооценку
устанавливать и решать проблему
быть ответственным
уметь творить
уметь сотрудничать
отстаивать свою точку зрения
Для формирования у младшего школьника активной деятельностной позиции используются формы взаимодействия в ходе учебной деятельности:
- «Учитель-ученик» (используется для постановки проблемы).
- Индивидуальная работа (выполнение дифференцированных заданий по пройденному материалу и творческие работы).
- Работа в паре — «ученик-ученик» (самоконтроль и самооценка).
- Групповая работа (процесс поиска способа решения учебной задачи). Активная работа в малых и больших группах — важнейшее надпредметное умение
Межгрупповое взаимодействие (при общении, введении общих закономерностей, формулировании фундаментальных для данного возраста детей оснований, необходимых для последующего этапа работы и аргументированного их изложения, самостоятельный поиск, решение творческих задач, обобщение полученных результатов).
- «Ученик-родители» (обсуждение той или иной задачи дома).
Среди множества путей активизации познавательной деятельности школьников одним из наиболее эффективных является организация дидактических игр, так ка игра у детей вызывает только положительные эмоции.
Интегрированные уроки помогают учащемся переносить, полученные знания с одного предмета на другие
Внеурочная деятельность также способствует формированию активной деятельностной позиции у младших школьников –это посещение кружков, участие в проведении тематических классных часов, в конкурсах, олимпиадах, в творческих и исследовательских проектах.
Особое место занимает проектная и исследовательская деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение увидеть и решить проблему, а также направлено на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности в ходе проектов.
Творческая деятельностьформирует у школьников самостоятельное, критическое мышление, умение работать с информацией. Учащиеся учатся размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы, принимать самостоятельные аргументированные решения, работать в команде.
Ребенок включен в активный познавательный процесс, осуществляет сбор необходимой информации, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный и жизненный опыт. Данная работа адаптируется к особенностям каждого учебного предмета, охватывает несколько сфер знаний и может быть представлена как совокупность учебных задач межпредметного характера, объединенных общей темой.
В рамках духовно-нравственного воспитания используются различные формы и методы, которые включают:
- Экскурсии, целевые прогулки, туристические поездки — это наиболее простые формы работы, которые используются на протяжении всех четырех лет обучения в школе. В этих мероприятиях активно участвуют родители, вместе с детьми они с удовольствием посещают экскурсии и особенно выезжают загород.
- Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей). Например выставка поделок из природного материала «Краски осени», выставка новогодних игрушек, выставка рисунков.
- Организация праздников.
Одна из задач духовно-нравственного воспитания — воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции.
Развитие гражданской активности учащихся является одной из важнейших задач современного образовательно-воспитательного процесса. Главная цель формирования гражданской активности учащихся связана с формированием гражданина, личности, способной полноценно жить в новом демократическом обществе и быть максимально полезным этому обществу.
Приоритетным в системе формирования гражданской активности во внеклассной деятельности выступают занятия, праздники, утренники, посвященные знаменательным датам, мероприятия по народному творчеству, коллективные творческие дела, которые сплачивают детей и взрослых. У детей идёт активное развитие речи, а именно умение выражать свои мысли, слушать собеседника, пользоваться знаками. Всё это является важнейшими надпредметными умениями. Формируется семантическая способность.
Для получения социальной практики, необходимо приобщить детей к общественно-полезной социально-значимой деятельности. Важно, чтобы она осуществлялась при условии тесного взаимодействия и делового сотрудничества со взрослыми. Примерами такого сотрудничества являются совместные акции социальной направленности, в частности помощь пожилым людям, ветеранам ВОВ, участникам боевых действий, ветеранам труда.
Один из способов участия в общественной жизни путем практического решения насущных социальных проблем — социальный проект. В основе социального проекта лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. Ее реализация будет способствовать улучшению социальной ситуации в конкретном социуме.
При этих условиях формируются коммуникативные способности, а именно умение вступать в диалог, раскованность, вопросы о смысле проделываемой работы, персонификация себя, как знающего, умеющего, способного к решению непростых заданий и успешно с ними справляющегося.
Литература:
1. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. — М., 1956, с. 590.
2. Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: кн. для учителя / Г. И. Щукина. М.: Просвещение, 1986.