Проект сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений, оказывающих образовательные услуги детям с нормальным развитием и с ОВЗ «Добротой согреты!»
Авторы: Жигляева Марина Михайловна, Евсеева Светлана Александровна, Щеглова Надежда Владимировна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 21.03.2015
Статья просмотрена: 1349 раз
Библиографическое описание:
Жигляева, М. М. Проект сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений, оказывающих образовательные услуги детям с нормальным развитием и с ОВЗ «Добротой согреты!» / М. М. Жигляева, С. А. Евсеева, Н. В. Щеглова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 86-89. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7621/ (дата обращения: 15.11.2024).
Цель: Обеспечить адекватную образовательную среду в ОУ для формирования толерантных установок у детей, педагогического сообщества и родительской общественности.
Задачи:
1. Создание условий доступной среды и технических средств реабилитации, облегчающих образовательный процесс для воспитанников с ОВЗ.
2. Формирование у родительской общественности готовности признать право ребенка с ОВЗ на получение его образования в среде своих сверстников без ограничений в здоровье.
3. Развитие мотивационной готовности педагогов к ведению новой профессиональной деятельности по формированию толерантности
Освещение проблем толерантности в СМИ, печатных изданиях, веб-сайтах.
Актуальность проекта:
На сегодняшний день одной из приоритетных задач воспитания ребенка с проблемами в развитии является подготовка его к адекватной ориентировке в окружающей среде, независимому, самостоятельному жизнеустройству.
В нашем обществе существует целый ряд проблем, связанных с включением ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ в социум:
- отсутствие доступной среды и технических средств реабилитации, облегчающих образовательный процесс для дошкольников с особыми образовательными потребностями;
- отсутствие знаний, соответствующей подготовки и методик для работы с ребенком, имеющим особые образовательные потребности, в условиях образовательного учреждения;
- неготовность широкой общественности признавать право ребенка с особыми образовательными потребностями на получение образования в среде своих сверстников без ограничений в здоровье;
- нежелание многих родителей обучать своих нормально развивающихся детей вместе с детьми с ОВЗ;
- неадекватное восприятие нормально развивающимися детьми сверстников с ОВЗ;
- трудности социально-психологической адаптации детей с ОВЗ;
- проблема неприятия детей с ОВЗ участниками образовательного процесса.
В связи с этим, одной из центральных задач в развитии любого образовательного учреждения по отношению к детям с особыми потребностями является формирование у детей, педагогов, специалистов, родителей педагогической толерантности, т. е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения; воспитание у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям с ОВЗ.
Работу по формированию толерантности необходимо проводить со всеми участниками образовательного процесса в следующих целевых группах:
- педагоги и специалисты (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, музыкальный руководитель, физинструктор, воспитатель по ИЗО), работающие с детьми;
- родители (законные представители);
- воспитанники.
Совместное обучение с особыми детьми способствует развитию таких необходимых навыков и личностных качеств обучающихся, как: социальная компетентность, толерантность, навыки решения межличностных проблем, уверенность в своих силах, самоуважение. В процессе совместных мероприятий дети учатся обсуждать проблему, слушать и слышать другое мнение, отстаивать свою точку зрения, разрешать конфликты путем переговоров, прислушиваясь к мнению оппонента. В итоге, они учатся признавать право любого человека быть «другим».
Ожидаемые результаты:
1. Изменится структура и содержание образовательного процесса ОУ
1.1. Будет разработана парциальная программа, направленная на формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ «Добротой согреты!»
1.2. Будут внесены изменения и дополнения в основную общеобразовательную программу образовательных учреждений в разделы: содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, содержание коррекционной работы.
2. Увеличится количество детей с ОВЗ, имеющих возможность совместного обучения с нормально развивающимися сверстниками.
3. Повысится число родительской общественности, ежегодно принимающей участие в предлагаемых акциях, мероприятиях толерантности.
4. Будет сформирована готовность у 70 % педагогов к ведению к новой профессиональной
Направление проекта:
- Организация образовательного пространства ОУ
- Информационно-коммуникативные технологии как инструмент взаимодействия с родительской общественностью
- Подготовка педагогических кадров.
Этапы реализации проекта по направлениям:
Направление: Организация образовательного пространства ОУ
Этап проекта |
Мероприятия |
Ожидаемые результаты |
Организационный |
Разработка парциальных программ направленных на формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ |
Разработаны парциальные программы |
Разработка модели совместного сопровождения детей с ОВЗ в образовательном процессе с детьми без ограничений в здоровье |
Разработана модель сопровождения детей |
|
Разработка циклограммы взаимодействия мероприятий разных групп воспитанников: НОД, совместная деятельность педагога с детьми, режимные моменты, праздники, развлечения, совместные игры |
Разработана циклограмма взаимодействия мероприятий разных групп воспитанников: совместная НОД; совместные праздники, развлечения, прогулки и т. д. |
|
Разработка требований к оснащенности образовательной деятельности в ОУ в рамках реализации проекта |
Осуществление материально-технического обеспечения образовательной деятельности, в т. ч. для детей с ОВЗ, инвалидов; оборудование помещений в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования |
|
Реализационный |
Организация и функционирование образовательного процесса в соответствии с разработанной парциальной программой по формированию толерантности |
Обновленный образовательный процесс, представленный в модели взаимодействия детей с ОВЗ с детьми без ограничений в здоровье. |
Аналитический |
Анализ результатов организации образовательного процесса; анализ включенности детей с ОВЗ в совместное обучение; анализ принятия модели толерантного поведения педагогами, родителями. |
Отчет по реализации направления |
Направление: Информационно-коммуникативные технологии как инструмент взаимодействия с родительской общественностью.
Этап проекта |
Мероприятия |
Ожидаемые результаты |
Организационный |
Разработка системы мероприятий по взаимодействию разных категорий семей с помощью ИКТ |
Разработана система взаимодействия |
Реализационный |
Реализация разработанной системы мероприятий по взаимодействию разных категорий семей: Проведение городских акций «Доброта в ладошках», «День толерантности», «Передай добро по кругу», освещение мероприятий в СМИ; совместные праздники и развлечении; публикации материалов акций толерантности в СМИ и научно-методических изданиях. |
Признание родительской общественностью важности данной системы мероприятий по формированию толерантности (повышение количества родителей, принимаемых участие в мероприятиях); привлечение педагогического сообщества к акциям толерантности в своих образовательных учреждениях. |
Аналитический |
Анализ внедрения ИКТ для эффективного взаимодействия с родительской общественностью |
Отчет по реализации направления |
Направление: Подготовка педагогических кадров
Этап проекта |
Мероприятия |
Ожидаемые результаты |
Организационный |
Создание проектных групп для реализации инновационных подходов в образовательном процессе
|
Созданы проектные группы |
Реализационный |
Повышение квалификации и мотивации педагогов для реализации инновационных подходов в образовательном процессе через мастер-классы, практические занятия, психологические тренинги и т. д. |
Готовность педагогов использовать полученные знания |
Проведение городских и областных семинаров для педагогов по использованию инновационных подходов для формирования детской толерантности |
||
Аналитический |
Трансляция педагогического опыта по формированию толерантного отношения между воспитанниками ОУ в СМИ, печатных изданиях, интернет-форумах, городских и областных мероприятиях |
Авторская разработка по данному проекту |
Краткое описание деятельности по проекту:
В развитии ребенка с ограниченными возможностями немаловажную роль играют факторы среды, углубляющие или компенсирующие первичные дефекты развития. К числу социальных факторов отклонений развития у детей относится уровень толерантности, терпимости к «нестандартным детям». Эффективность реабилитационной работы зависит от отношения специалистов и рядовых членов общества к тому, что дети с ограниченными возможностями тоже имеют способности и равные права со здоровыми.
Усилия администрации и педагогических коллективов ОУ, осуществляющих работу по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ, должны быть направлены на преодоление отрицательных социальных установок и стереотипов по отношению к детям с проблемами в развитии. Важное значение имеет предупреждение возникновения психотравмирующих, стрессо- и рискогенных ситуаций в системе межличностных отношений: «ребенок с нарушениями развития — обычные сверстники», «родители ребенка с нарушениями развития — педагог», «родители ребенка с нарушениями развития — родители обычных детей».
Деятельность по проекту будет включать следующие компоненты:
- Мониторинг общественного мнения по проблеме толерантного отношения к детям с отклонениями в развитии. На основе данных будет проведена оценка условий реализации проекта, негативные моменты, риски, степень удовлетворенности участников образовательного процесса. Полученная информация станет основой планирования деятельности ОУ. В образовательные программы учреждений, в качестве части, формируемой участниками ОП, войдет парциальная программа толерантности, разработанная участниками проекта, мероприятия, направленные на формирование позитивного отношения учащихся (воспитанников), педагогов, родителей к детям с ОВЗ.
- В образовательных учреждениях будет реализована модель совместного (интегрированного) обучения детей с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. Интегрированное (совместное) обучение детей с отклонениями в развитии позволит повысить уровень их социокультурной адаптации: сформировать положительное отношение к сверстникам, выработать навыки адекватного социального поведения, более полно реализовать потенциал развития и обучения. По отношению же к нормально развивающимся детям и подросткам интеграция будет способствовать их гуманистическому воспитанию (терпимости к физическим и психическим недостаткам, чувству взаимопомощи и стремлению к сотрудничеству).
- В рамках организационной деятельности в качестве подобных мероприятий станет проведение праздников, конкурсов, социальных акций, позволяющих привлечь внимание к проблеме интегрированного образования, реализация социальных проектов, направленных на формирование толерантного отношения к лицам с особыми нуждами. Ежегодной планируется проведение акции «Добротой согреты» в рамках празднования международного Дня толерантности. Кроме того, будет организована работа с педагогами по повышению их мотивации к ведению нового вида профессиональной деятельности.
- Информационная деятельность предполагает пополнение материалов по данной проблеме на стендах, в информационных уголках, на электроном сайте учреждения (в качестве специальной рубрики), подготовку публикаций в СМИ и научно-методических изданиях, выступления на родительских собраниях, позволяющие влиять на отношение к нетипичным детям.
Особое место в проекте будет выделено работе с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ. Ожидания родителей по поводу будущего развития и жизни их сына или дочери могут оказаться нереализованными не только в связи с его заболеванием, но и в силу препятствий социального характера. Социальное окружение семьи может как способствовать, так и противодействовать стрессам и кризисам в жизни семьи. Для правильного воспитания и наиболее благоприятного развития больного ребенка очень важна адекватная адаптация семьи к его состоянию. Система психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии, будет включать взаимосвязанные направления: диагностику, консультирование, психокоррекцию.
По итогам реализации проекта будут разработаны методические рекомендации по проведению работы по воспитанию толерантности к людям с ОВЗ.