Методическая разработка профилактики и коррекции детей с девиантным поведением во внеурочной деятельности
Автор: Евсюткина Полина Александровна
Рубрика: 14. Социальная работа
Опубликовано в
Дата публикации: 04.04.2015
Статья просмотрена: 4767 раз
Библиографическое описание:
Евсюткина, П. А. Методическая разработка профилактики и коррекции детей с девиантным поведением во внеурочной деятельности / П. А. Евсюткина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 303-305. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7624/ (дата обращения: 15.11.2024).
Необходимо предъявлять к ребенку твердые, непререкаемые требования общества, вооружать нормами поведения, чтобы он знал, что можно и чего нельзя, что похвально и что наказуемо.
А. С. Макаренко
Основная задача образования — дать каждому ребенку, с учетом его психофизических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти свое место в жизни, а также развить свои потенциальные способности.
В микрорайоне любой школы есть семьи, которые мы называем неблагополучными. Количество школьников, которых выделяют как учащихся с девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения. Девиантное поведение в целом можно обозначить как систему поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся на фоне несбалансированности психических процессов, в виде отсутствия нравственного и эстетического контроля за собственным поведением.
Девиантное (от англ. deviation — отклонение) поведение — это общее название для различных нарушений правил поведения. Девиантным обычно называют поведение школьников, вызванное неспецифическими (т. е. не врожденными) факторами. Сюда относятся нарушения дисциплины, хулиганские поступки. Они чаше всего обусловлены ситуацией, детской готовностью их совершить или психическими расстройствами.
У детей с нарушением интеллекта девиантное поведение встречается чаще, чем у нормально развивающихся школьников. Особенности психического развития умственно отсталых школьников затрудняют усвоение нравственных понятий, развитие и установление нравственно приемлемых отношений, что и ведет впоследствии к возникновению трудностей в поведении.
Один из способов преодоления отклоняющегося поведения — индивидуальный подход к ребенку. Индивидуальный подход предполагает умение опираться в воспитательной работе на то положительное, что имеется в личности каждого, даже самого трудного ученика, в частности, на его интересы и склонности (любовь к чтению, спорту, музыке, рисованию, природе, животным), на его здоровые нравственные тенденции, на доброжелательное отношение к товарищам, даже на его чувство юмора.
Необходимо способствовать поощрению альтернативных форм поведения, создавать атмосферу, которая бы вызвала сочувствие к чужой боли, стремиться в сложных конфликтных ситуациях, ослабить напряжение с помощью шутки, юмора, не давая ему вылиться во враждебные взаимоотношения с людьми. Для этого предлагается использовать несколько упражнений по коррекции девиантного поведения.
Упражнение «Лишний стул»
Цель игры — настройка группы на откровенность.
Группа сидит в круге. Ведущий встает, убирает стул, на котором сидел, и объясняет условия игры: меняются местами все. К кому относится высказанное предложение. Тот, кому не досталось места, становится водящим и получает возможность предложить группе следующее условие.
Начать ведущий может с таких предложений, которые заведомо оставляют всех на своих местах, например: «Сейчас поменяются местами те, кто никогда не опаздывал на занятия».
Продолжительность игры 10–15 минут.
Упражнение «Знакомство»
Цель игры — усилить развитие группового единства.
Ведущий по заранее приготовленной инструкции читает или пересказывает вопросы, помогающие членам группы больше узнать друг о друге. Перед началом игры стоит сделать акцент на том, что каждый должен отвечать на вопросы, внимательно слушать товарищей, осознавая важность и уникальность каждого присутствующего.
Продолжительность игры 30–40 минут.
Примерные вопросы для ведущего:
Ваша любимая музыкальная группа, исполнитель?
Чем бы вам хотелось заниматься через пять лет?
Ваш любимый цвет и почему?
Ваше любимое время года и почему?
Расскажите о лучшем дне в своей жизни.
На какое животное вы похожи и почему?
Каково ваше самое раннее детское воспоминание и почему?
Если бы у вас было 100 тысяч рублей, что бы вы с ними сделали?
Какое неприятное событие в вашей жизни произвело на вас самое сильное впечатление?
Есть ли у вас хобби? Расскажите о нем.
Какой стиль одежды вы предпочитаете и почему?
Назовите, пожалуйста, одну причину, по которой вам хочется находиться в группе, и одну причину, по которой не хочется быть здесь.
Ваш любимый фильм?
Человек, о котором я узнал сегодня больше всего, это…
Человек в этой группе, с которым я бы мог провести много времени на необитаемом острове, это… Почему?
Самый жизнелюбивый человек в этой группе — это…
Человек в этой группе, о котором мне хотелось узнать побольше, это…
Что я жду от занятий?
Завершение занятия. Группа может придумать свой ритуал завершения занятия.
Упражнение «Добрые слова»
Цель игры — создание в группе дружелюбного, эмоционально теплого настроения.
Какой-либо предмет (игрушка, сувенир, мяч, и т. п.) передается по кругу с добавлением дружеских слов, приветствий, комплементов.
Упражнение «Драгоценные качества»
Материалы: бумага и карандаши для составления списков; кожаные ремешки, проволока и другие материалы для изготовления браслетов и ожерелий; бусинки разных размеров, форм, цветов и материалов.
Участники группы составляют список из пяти качеств, которые им в себе нравятся. Затем они выбирают по одной бусинке на каждое из этих выбранных качеств. Каждую бусинку надо выбирать тщательно, чтобы потом они напоминали о соответствующем качестве. Эти пять бусинок каждый использует для изготовления своего браслета или ожерелья.
Когда группа закончит создание «ювелирных украшений», дайте каждому участнику возможность показать свое творение и рассказать о том, какую черту характера представляет каждый его элемент.
Упражнение «Это здорово!»
Все участники встают в круг. Ведущий дает инструкцию: «Сейчас каждый по очереди будет выходить в круг и говорить о каком-либо своем умении или таланте. Например, я умею хорошо танцевать. Все остальные на это должны хором ответить «Это здорово!» и все вместе громко зааплодировать».
Таким образом, обобщив опыт работы по данной проблеме, можно сформулировать необходимые рекомендации педагогу по наиболее эффективной реализации комплексной коррекционной программы:
Работа по коррекции агрессивного поведения детей среднего подросткового возраста должна вестись комплексно, учитывая три основных направления — работу с родителями, работу с учителями (по профилактике и предупреждению агрессивного поведения подростков), работу с самими детьми с непременным учетом индивидуальных и возрастных особенностей.
Одним из элементов в системе работы по эффективной коррекции агрессивного поведения детей среднего подросткового возраста является тренинг конструктивного поведения, который должен включать в себя упражнения, направленные на:
1. Знакомство с проблемой агрессивности.
2. Развитие у подростков способов конструктивного поведения, работу с эмпатией, вниманием.
3. Развитие умения выражать свои чувства.
4. Развитие позитивного отношения к себе.
5. Развитие ответственности за свои поступки и т. п.
Литература:
1. Румянцева Т. Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии / Вопросы психологии, — 1991
2. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции, — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996
3. Змановская Е. В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения. — 2-ое изд., испр. — М.: издат. центр «Академия», 2004
4. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001
5. Менделевич В. Д., Психология девиантного поведения. — М.: МЕДпресс, М.: 2001.
6. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: практическое пособие, пер. с нем., в 4-х томах. Т. 1. — М.: Генезис, 1998.