Самосовершенствование студента — залог успешной творческой профессиональной деятельности в будущем | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2015)

Дата публикации: 25.03.2015

Статья просмотрена: 964 раза

Библиографическое описание:

Ульянова, Л. И. Самосовершенствование студента — залог успешной творческой профессиональной деятельности в будущем / Л. И. Ульянова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 242-245. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7625/ (дата обращения: 19.12.2024).

Личность — не столько законченный продукт, сколько процесс.

А. Н. Леонтьев

 

Анализируя работы ученых (Л. С. Выготский, А. А. Деркач, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу и др.) полагаем, что основой, определяющей интенсивность и направление самосовершенствования личности, являются ее потребности.

У духовно развитой личности оценка своей значимости, самоутверждение происходят на уровне самооценки и самоопределения: стремление быть лучше, уважать самого себя, быть довольным самим собой, быть уверенным в себе, в своих силах и способностях. На этом же высоком уровне, как определяет Г. К. Селевко, потребности в самоутверждении переходят в стремление к самовоспитанию, самосовершенствованию.

Основным результатом профессионального образования на современном этапе выступает компетентность будущего специалиста, рассматриваемая как единство личностного принятия профессии, опыта, совокупности знаний и умений, креативных способностей, самостоятельности, адекватной самооценки, эмоционально-волевой регуляции и интенции к саморазвитию.

Инновационное образование сегодня — это процесс и результат такой учебной и воспитательной деятельности, который стимулирует и проектирует новый тип деятельности как отдельного человека, так и общества в целом. В инновационных образовательных учреждениях учебная и развивающая деятельность имеет свою специфику (по целеполаганию, по содержанию, технологиям, методам, способам управления и другим компонентам). Актуальным становится формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению, конкурентоспособность, важнейшими условиями которой становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

В современных социально-экономических условиях, в процессе инновационных преобразований у будущего специалиста должно быть развито экономическое мышление (он постоянно занят тем, чтобы придать рыночный статус своей рабочей силе, сделать ее востребованной на рынке, конкурентной; его заботят экономические характеристики создаваемого продукта — себестоимость, востребованность); на этапе разработки продукта и при изучении рыночной ситуации специалист должен уметь применять информационные технологии, что повышает эффективность работы и рентабельность продукта; непрерывное саморазвитие — неотъемлемая черта современного специалиста, без этого он не сможет удержаться даже на достигнутых позициях, а профессионал сегодня должен опережать требования своего рабочего места, даже у будущего специалиста больше шансов найти работу, если он придет к работодателю со своей идеей, задумкой, проектом, о том, как сделать фирму процветающей. Только при непрерывном самообновлении, вхождение в мир профессиональной деятельности для специалиста будет психологически комфортным, а работа — новаторской и творческой.

Кроме того, на рынок труда выпускник колледжа выходит со своим, очень специфическим «товаром» — профессией, уровнем квалификации, мастерством. Он не может оставаться невостребованным длительное время, потому что речь идет о профессиональной квалификации и знаниях, которые быстро устаревают. Поэтому сегодня важным становится не только овладение профессией, которая пользуется спросом на рынке труда, а достижение определенного образовательного и культурного уровня, его постоянное развитие, овладение общекультурными компетенциями, чтобы быть конкурентоспособным, а значит, соответствовать требованиям «потребителя» — рынка труда и работодателя.

Для создания модели инновационного обучения необходимо:

-          выбрать эталонную модель человека как саморазвивающейся системы;

-          выделить актуальную систему деятельности, способную продуцировать непрерывное саморазвитие человека;

-          создать новый тип образовательного учреждения, функционирующего на технологической основе, обеспечивающей непрерывное саморазвитие человека.

Работа природного механизма жизнедеятельности человека происходит в инвариантном режиме: «хочу» (потребности, установки, нужда, личная выгода), «могу» (способность удовлетворить свои потребности), «понимаю» (сознаю, что и зачем делаю).

Итак, первый принцип, обеспечивающий целесообразность и экономичность инновационного образовательного процесса, требует построения такого технологического процесса, в основу которого положено управление развитием природного механизма функционирования человека: его потребностей — способностей — сознания.

Второй принцип — деятельностная организация содержания обучения, продуцирующая саморазвитие человека и коллектива.

В структуре деятельности, как известно, основными элементами являются: цели (преобразованные потребности), средства (объективированные, нормативно заданные возможности реализации целей), действия (реальные способы достижения целей через точное использование средств в конкретной ситуации), результат (точность реализации цели, определяющаяся степенью желания, четкостью подбора средств и качеством способностей), рефлексия (осознание точности достижения результата, определение степени успеха, выявление ошибок, их причин, путей устранения).

В своей профессиональной деятельности считаю одним из способов «включения» внутреннего механизма саморазвития студента — вовлечение его в проектную деятельность.

Овладение студентом «сквозными» компетенциями, такими как, самостоятельность, целеполагание, креативность, умение находить ресурсы для достижения цели, применять полученные знания в иных ситуациях, работать в команде формируются в ходе проектной деятельности.

Проектная деятельность студентов колледжа — это технология создания ситуации развития будущих специалистов; личностно значимая, творческая деятельность, которая предусматривает актуализацию потребности профессионального самосовершенствования в процессе выполнения проекта.

Проектная деятельность будет обладать развивающими возможностями для формирования компетентности профессионального самосовершенствования у студентов колледжа при условии:

-          включения студентов в проектную деятельность, связанную с их профессией;

-          моделирования ситуаций конкуренции проектов и продуктов творчества будущих специалистов, организации их взаимодействия при разработке и реализации профессиональных проектов с компетентными специалистами;

-          обретения опыта применения знаний в условиях определения проектных целей и средств их достижения, внутрикомандного взаимодействия, реальной ориентировки в рыночной среде.

Студенты, обучающиеся профессии «Электромонтажник электрических сетей и оборудования» с самого первого курса и весь период обучения работают над проектами «Умный дом», «Дом моей мечты» и т. п. Изучая общепрофессиональные дисциплины такие, как электротехника, — рассчитывают сечение проводниковых изделий, нагрузку сети, сечение плавких вставок защитных устройств, черчение — чертят схемы электрической осветительной сети, планы расположения ее, схему защитного заземления проектируемого дома; общая технология — выбирают марки проводов и кабелей, установочных устройств, ПМ01Технология монтажа осветительных сетей и электроосвещения — выбирают марки осветительных приборов, источников света, защитных устройств, схему электроснабжения дома, рассчитывают освещенность всех помещений дома; ПМ02 Технология монтажа кабельных линий — выбирают марку питающего кабеля, способ его прокладки и ввод в здание дома; ПМ03 Технология монтажа распределительных устройств и вторичных цепей — выбирают типы УЗО и автоматов, схему квартирного учетного щитка, схему защитного заземления(наружного и внутреннего контура);автоматизация — решают задачу автоматизирования схем управления освещением. Причем, работая над индивидуальным проектом, студент обязательно все производственные задачи проектирования согласует с нормами ПУЭ, СНиП, ПТЭ. А продукт его творческого труда — пакет проектной документации электроснабжения дома. Подводим итоги на 3 курсе на Конкурсе проектов. Но и в течении 1 и 2 курсов- проводим «Ярмарки интересных идей», обозревающие пятиминутки «Новинки науки и техники», обмен опытом (расчетные задачи). Работа над проектом предусматривается в счет часов, отведенных на самостоятельную работу студентов.

Формирование компетентности профессионального самосовершенствования студентов колледжа обеспечивается организацией системы личностно-развивающих ситуаций в проектной деятельности посредством применения конкурсных форм проведения занятий, новых спецкурсов, тренингов и творческих лабораторий; общения с профессионалами-мастерами, создания профессиональных продуктов творчества.

Итоги участия студентов в различных мероприятиях находят свое отражение в портфолио индивидуальных достижений студентов, позволяющее студенту планировать и организовывать собственную учебно-профессиональную деятельность; развивать навыки рефлексивной деятельности по реализации индивидуально-образовательной траектории успешности.

Практические результаты проектно-исследовательской деятельности показывают что студенты, активные её участники, проявляют большую заинтересованность в учебе и внеучебной деятельности, более высокое качество знаний по результатам промежуточных и итоговых аттестаций, обладают более высокой информационно-коммуникативной культурой, более высокой самооценкой и другими личностными и профессионально значимыми качествами, формированию которых способствует личностно-деятельный характер проектно-исследовательской работы.

В целом, учебно-исследовательская проектная деятельность как важная составляющая реализации индивидуальной профессионально-личностной траектории студентов предоставляет возможности для предъявления успешности студентов и, в конечном итоге, имеет своей целью подготовку творческой, конкурентоспособной, социально ориентированной личности, способной к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию.

Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, рынок труда, непрерывное саморазвитие человека, потребность, профессиональная деятельность, профессиональное самосовершенствование, способность, студент, формирование компетентности.

Похожие статьи

Обучение культуре речи студентов — важный элемент их дальнейшей профессиональной успешности

Инициативность как одно из социально-значимых качеств личности студента в общественно-полезной деятельности

Способность к профессионально-личностной рефлексии как фактор успешного становления будущего педагога

Самостоятельная деятельность студентов как условие формирования их готовности к будущей профессиональной деятельности

Педагогическая ценность проектной деятельности в формировании карьерной компетентности будущих выпускников вуза

Педагогическое мастерство как важный фактор развития профессиональной компетенции студентов

Формирование коммуникативной компетентности как условие профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе

Музыкальное образование — главный фактор развития ребенка, становления успешной личности

Педагогическая ценность деловой игры в формировании карьерной компетентности будущих выпускников вуза

Духовное воспитание студентов в профессиональной образовательной организации как фактор развития нравственных ценностей

Похожие статьи

Обучение культуре речи студентов — важный элемент их дальнейшей профессиональной успешности

Инициативность как одно из социально-значимых качеств личности студента в общественно-полезной деятельности

Способность к профессионально-личностной рефлексии как фактор успешного становления будущего педагога

Самостоятельная деятельность студентов как условие формирования их готовности к будущей профессиональной деятельности

Педагогическая ценность проектной деятельности в формировании карьерной компетентности будущих выпускников вуза

Педагогическое мастерство как важный фактор развития профессиональной компетенции студентов

Формирование коммуникативной компетентности как условие профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе

Музыкальное образование — главный фактор развития ребенка, становления успешной личности

Педагогическая ценность деловой игры в формировании карьерной компетентности будущих выпускников вуза

Духовное воспитание студентов в профессиональной образовательной организации как фактор развития нравственных ценностей