Решение образовательных задач через интегрированные занятия в рамках реализации ФГОС ДО | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ротарь, И. В. Решение образовательных задач через интегрированные занятия в рамках реализации ФГОС ДО / И. В. Ротарь, Е. Н. Гуйва-Зверева, Е. В. Казанцева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 112-114. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7658/ (дата обращения: 19.12.2024).

Конспект интегрированного занятия НОД для детей старшего дошкольного возраста «Море и морские обитатели»

Цель: Создание условий для формирования познавательных, речевых и художественно-эстетических навыков у детей старшего дошкольного возраста в ситуации общения.

Задачи:

-        расширять словарь по теме «Море и морские обитатели»

-        формировать навыки лексико-грамматических категорий

-        развивать фонематическое восприятие

-        развивать навыки формирования связной речи в ситуации общения детей между детьми

-        развивать умение самостоятельно находить свой любимый звук и интонировать его, петь по нарисованным схемам, меняя высоту звука

-        развивать музыкальное восприятие через объединение различных видов искусства (музыки и живописи)

-        поддержка доброжелательного отношения детей друг с другом

-        развивать творческие способности детей

Участники образовательной деятельности: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, учитель-логопед, музыкальный руководитель.

В группу входит воспитатель в руках, у которого глобус.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что это за предмет?

Дети: Глобус.

Воспитатель: Что такое глобус?

Дети: Глобус — это макет Земли.

Воспитатель: Вы обратили внимание на то, что глобус раскрашен разными цветами. А что обозначено на глобусе этими цветами?

Дети: Зеленым цветом обозначены поля и леса, коричневым пустыни и горы — это суша, а синим вода — это реки, моря и океаны.

Воспитатель: Чего на глобусе изображено больше: воды или суши? Вы правы, большую площадь Земли занимает вода. А знаете ли вы, кто обитает в морях и океанах?

Дети называют морских обитателей.

Воспитатель: Вы знаете многих морских обитателей, а сумеете ли вы отгадать загадки о морских обитателях?

Дети загадывают друг другу загадки о морских обитателях, используя мультимедийную презентацию.

Воспитатель: Какие вы молодцы, и загадки вы умеете загадывать и отгадки знаете.

В морях и океанах можно встретить редких и необычных животных и рыб. Хотите узнать о них поподробнее? Тогда о них нам расскажут ребята из нашей группы. Они заранее собрали материал о необычных морских обитателях и подготовили очень интересные рассказы.

Дети рассказывают о рыбах, рассказ сопровождается показом слайдов.

Рыба-клоун и актинии

Рыба-клоун обычно живет среди ядовитых щупальцев морских актиний. Такое соседство полезно для обоих. Рыба-клоун использует актинию для защиты и укрытия от хищников. В ответ, рыба-клоун обеспечивает актинию пищей, вентилирует воду. Рыбки никогда далеко не удаляются от своей актинии и отгоняет от неё других рыб-клоунов.

Рыба — чистильщик

Название рыбы-чистильщика — губан. Рыбы-чистильщики это подводные лекари. Она уничтожает огромное количество паразитов и лечит разные болезни у подводных существ. Рыбы — чистильщики чистят рот, глаза и тело крупных рыб. Все, что рыбка находит, она съедает. Она всегда сыта, а большие рыбы её защищают.

Морской дракон

Лиственный морской дракон — так его называют за фантастическое оперение и сходство со сказочным существом. Полупрозрачные зеленоватые плавники покрывают его тельце и постоянно колышутся, как листья от ветра. Дракон может маскироваться, он изменяет цвет «листьев» и его совсем не видно. Беззащитный, лиственный дракон — настоящий хищник! Питается он — рыбой и креветками. Морских драконов осталось очень мало, и они находятся под защитой.

Летучая рыба

Эта маленькая рыбка может пролететь над водой около 50 м. Самая важная особенность летучих рыб — огромные грудные плавники. Летучая рыба выпрыгивает из воды с большой скоростью, расправив плавники, как крылья. Так она спасается от хищников. Летучие рыбы обычно держатся небольшими стайками и питаются планктоном, мелкими моллюсками, а также личинками рыб.

Музыкальный руководитель: Как много жителей на дне морском и все такие разные и по форме, и по цвету, да и двигается каждый по-своему. Как вы думаете, под какую музыку будет плыть маленькая рыбка? А как по дну будет передвигаться краб? Предлагаю сейчас вам всё показать в движении, а музыка будет вашим главным подсказчиком. Итак, все девочки маленькие быстрые рыбки, а мальчики — крабы, которые никуда не торопятся.

Игра «Рыбы — крабы» (Муз. сопровождение — двух частная форма произведения)

Дети делятся на две группы. Звучит разнохарактерная музыка. Дети имитируют движения в соответствии с характером музыки. Крабы (мальчики) двигаются под медленную низкого звучания музыку, рыбки (девочки) под быструю музыку, звучащую в верхнем регистре.

Логопед: Ребята, как у вас интересно, о ком и о чем вы здесь беседуете?

Дети: О рыбах и морских обитателях.

Логопед: Я знаю интересные игры о рыбах, давайте поиграем.

Речевая игра с мячом «Один — много»

Дети встают в круг, логопед бросает мяч, ребенку называя одну рыбу, ребенок возвращаем мяч, называя рыбу во множественном числе родительном падеже.

Акула — акул

Кит — китов

Конёк — коньков

Медуза — медуз

Мурена — мурен

Сельдь — сельди

Тунец — тунца

Камбала — камбалы

Скат — скатов

Осьминог — осьминогов

Касатка — касаток

Речевая игра «Четвертый лишний» с опорой на мультимедийную презентацию.

Дети называют изображенные картинки и выделяют лишнее слово, объясняют свой выбор, аргументируют ответ.

1.      Плавники, чешуя, копыта, жабры

2.      Щука, дельфин, камбала, медуза

3.      Кит, черепаха, морж, скат

4.      Ласточка, стриж, летучая рыбы, грач

5.      Акула, касатка, рыба-клоун, пиранья

6.      Кошка, собака, морской конёк, лошадь

Логопед: Подводное царство, всегда считалось царством тишины, но на самом деле оказалось очень шумным. Учёные выяснили, что рыбы умеют разговаривать. Давайте и мы попробуем поговорить на рыбьем языке.

Черноморская ставрида лает как собака, издаваемые кефалью звуки, похожи на цоканье лошадиных копыт. Морской налим урчит и хрюкает. Килька издаёт звуки похожие на шорох листьев во время ветра. Морской конёк прищёлкивает. Угорь пищит. Самая болтливая из морских рыб — это морской петух. Она непрерывно ворчит и квакает. По-моему, у нас хорошо получилось поговорить на языке рыб.

Музыкальный руководитель: Ребята, теперь вы умеете разговаривать на языке рыб, а сейчас давайте поиграем и каждый из вас изобразит любого понравившегося жителя морей и океанов.

Игра «Море волнуется раз …»

Дети проговаривают текст «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три. Морская фигура замри» и «превращаются» в различных морских обитателей.

Логопед: Ребята, а вы знаете, у моря постоянно меняется настроение. Оно, то ласковое и манящее, то грозное и подавляющее своим величием. Как называется состояние моря, когда дует сильный ветер?

Дети: Шторм.

Логопед: А как говорят о море, когда оно очень спокойное?

Дети: Штиль.

Музыкальный руководитель: Оказывается, у моря есть голос, своя музыка. Давайте попробуем пропеть разные состояния моря.

Музыкально-дидактическая игра «Музыка моря»

(Цель: определять направление мелодии, развивать умение соотносить звуки по высоте)

Ход игры:

Музыкальный руководитель: Морские волны похожи на мелодические волны в музыке.

Сейчас я рукой буду показывать движение волны, а вы должны определить где восходящая и ниспадающая волна, а где звучание на одном звуке.

Музыкальный руководитель рисует рукой направление мелодии вверх, вниз, на одном уровне, дети реагируют на изменение траектории движения руки и озвучивают голосом, используя любые звуки и фонемы.

Музыкальный руководитель: Мы сейчас с вами сами сочиняли музыку, значит, кем нас можно назвать?

Дети: Композиторами.

Музыкальный руководитель: Правильно. Композитор Николай Андреевич Римский — Корсаков тоже услышал голос моря. Давайте послушаем, какое настроение моря передаёт он в своём произведении.

Слушание музыки Н. А. Римского — Корсакова «Океан — море синее»

Музыкальный руководитель: Я хочу вам показать две картины русского художника Ивана Константиновича Айвазовского, на которых изображено море в разном состоянии. Как вы думаете, какая картинка подходит к нашему произведению?

Детям представлены репродукции картин И. К. Айвазовского «Девятый вал» и «Штиль. Морской пейзаж с рыбаками». Дети обсуждают сюжет, изображенный на картинах и высказывают свое отношение к увиденному на картинах и услышанному в музыке.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось занятие? А чем понравилось, что особенно запомнилось, что нового и интересного вы сегодня узнали?

Дети: Познакомились с необычными морскими обитателями, послушали музыку моря композитора Н. А. Римского-Корсакова, посмотрели картины И. К. Айвазовского, поиграли в разные игры, превращались в рыб и морских обитателей.

Воспитатель: А как мы можем сохранить память об этом интересном занятии?

Дети: Мы можем нарисовать рыб плавающих в море, вылепить морских обитателей из пластилина, вырезать рыбок из бумаги.

Воспитатель: Ваши идеи очень интересные. У нас есть заготовки с изображением морского дна и морских обитателей. Давайте создадим панно морского царства и украсим им группу.

Основные термины (генерируются автоматически): Музыкальный руководитель, ребенок, рыба, обитатель, воспитатель, летучая рыба, мор, маленькая рыбка, мультимедийная презентация, Речевая игра.

Похожие статьи

Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в рамках организации внеурочной деятельности

Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся в рамках реализации ФГОС

Развитие коммуникативных навыков на уроках математики в рамках ФГОС

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в рамках ФГОС на уроке (краткосрочный проект)

Условия успешной реализации исследовательской деятельности школьников по биологии на основе ФГОС основного общего образования

Особенности организации учебно-воспитательного процесса обучающихся с ОВЗ через реализацию коррекционной программы в МБУ «Школа № 62»

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС

Метапредметные и предметные результаты обучения в процессе внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС

Формирование языковой компетенции во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС

Похожие статьи

Организация групповой работы в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в рамках организации внеурочной деятельности

Проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся в рамках реализации ФГОС

Развитие коммуникативных навыков на уроках математики в рамках ФГОС

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в рамках ФГОС на уроке (краткосрочный проект)

Условия успешной реализации исследовательской деятельности школьников по биологии на основе ФГОС основного общего образования

Особенности организации учебно-воспитательного процесса обучающихся с ОВЗ через реализацию коррекционной программы в МБУ «Школа № 62»

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС

Метапредметные и предметные результаты обучения в процессе внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС

Формирование языковой компетенции во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС