Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ посредством исторического проекта «Моя история — моя Россия»
Автор: Вагина Татьяна Михайловна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 26.03.2015
Статья просмотрена: 987 раз
Библиографическое описание:
Вагина, Т. М. Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ посредством исторического проекта «Моя история — моя Россия» / Т. М. Вагина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 62-66. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7671/ (дата обращения: 18.12.2024).
«Когда мы любим, гордимся отечеством — это значит, что мы гордимся его великими людьми, т. е. теми, которые сделали его сильным и уважаемым на исторической сцене», — говорил наш выдающийся соотечественник И. П. Павлов.
Актуальность и значимость нравственно-патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011- 2015 гг»., утвержденной Правительством РФ от 05.10.2010г. Программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание, цели и задачи в современных условиях.
Интерес к прошлому существует с тех пор, как появился род человеческий. Этот интерес трудно объяснить одной человеческой любознательностью. Дело в том, что сам человек — существо историческое. Он растет, изменяется, развивается с течением времени, является продуктом этого развития. История формирует пространство — временные представления, расширяет кругозор, учит детей уважать жизнь и достижения предков, культуру своего народа.
Можно ли говорить о воспитании любви к своей стране без сообщения детям определенных знаний о ней? Дети должны знать, что у каждого человека есть Родина, родной город, где он родился, знать достопримечательные места, памятники. Основная цель воспитателя — помочь показать детям их страну, в которой они живут через историю, чтобы вызвать у них чувства восхищения, гордости и любви. Но маленький человек очень часто с трудом отличает то, что произошло с ним накануне, от того, что было в прошлом году. Как же в таком случае быть? Ведь рассказать ему, возможно, придётся о событиях столетней или даже тысячелетней давности. История для дошкольников может стать очень интересной и увлекательной, если её правильно преподнести. Это одно из средств патриотического, культурного и духовного воспитания — важно правильно начать знакомить ребенка с историей, чтобы было интересно.
В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов гражданского и патриотического воспитания. Важно донести до сознания воспитанников: образы, воспитывающие мужество, смелость, самоотверженность, героизм, а также уважение к государственной символике, любовь к родному городу, краю, Родине, многонациональным народам России, мировоззрение педагогов, их личный пример, взгляды суждения, активная жизненная позиция — самые сильнодействующие факторы воспитания.
Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста в том, что патриотические чувства в этом возрасте ситуативные. То есть детей может взволновать только что услышанный рассказ о разнообразных народах России, но затем эти впечатления откладываются в душе, и возникшее чувство может угаснуть. Ребёнок, ставший участником проекта реализует свои возможности в разных видах деятельности.
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному краю, России, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории России, символике, достопримечательностях, будут знать народы, которые населяют Россию, начнут проявлять интерес к жизни, сказкам, играм народов России и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполненными.
Целью данного проекта является:
Познакомить детей с царской династией Романовых, символикой семьи во время правления и их вкладом в развитие России; формировать представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране; воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; приобщать к истокам народной культуры.
Проект «Моя история — моя Россия» строился на следующих принципах:
принцип научности — предлагаемое содержание соответствует современному представлению об историческом прошлом нашего города.
принцип реалистичности и доступности — предлагаемый объем представлений адаптирован к восприятию его детьми старшего дошкольного возраста и соответствует их возрастным возможностям усвоения знаний.
принцип занимательности — предлагаемый материал должен нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза, вызывать потребность в практической деятельности.
принцип системности — достижение цели обеспечивается решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием.
принцип дифференциации и индивидуализации — предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.
принцип диалогического общения — как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя, ребенка и родителей.
принцип развивающего обучения личностно ориентированной направленности — развивать личность творца собственной жизни, основное внимание уделяется личностному развитию воспитанника, при работе над проектом каждый ребёнок может найти дело, наиболее соответствующее его интересам и возможностям.
Методы использованные во время работы над проектом: анализ научной и методической литературы, беседа, наблюдение, чтение художественной литературы, рассказ, прослушивание музыкальных произведений, рассматривание и обсуждение, экскурсии.
Проект «Моя история — моя Россия» состоит из трёх блоков:
«Дом Романовых»
Данный блок проекта посвящен ознакомлению старших дошкольников с историей России, формированию правильных представлений о ее становлении, культуре, традициях народа.
В 2013году дом Романовых отмечал свое 400-летие. Я со своими воспитанниками проводила активную работу по изучению с детьми истории Царской России, стараясь вовлечь в совместную деятельность и родителей.
Цель:
Знакомство с царской династией Романовых, символикой семьи во время правления и их вкладом в развитие России.
«Культура и быт народов России»
В наше время проблема нравственно — патриотического воспитания очень актуальна, ведь современные дети мало знают о своем родном городе, стране, народных традициях. Наша задача — как можно раньше пробудить в детях любовь к своей малой родине, стране, народу проживающему на территории России.
В соответствии с этим данный блок реализует «Духовно — нравственное воспитание дошкольников в традициях культуры народов России» Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности, ведь дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам.
Цель:
Познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.
«Бескрайний север»
Каждый человек должен знать культуру народа, живущего рядом с ним, и прививать эти знания детям. С раннего детства необходимо развивать у ребенка стремление к прекрасному, воспитывать уважение к народным традициям, обычаям, культурным ценностям коренных народов Севера. Знакомить с устным народным творчеством. Формировать знания о дружбе, хороших и плохих качествах характера людей через народный этнос.
Народы Севера ханты и манси всегда имели свои понятия и представления о тайнах мироздания, о жизни и смерти, о добре и зле, о сущности и предназначении человека, о растительном и животном мире. В суровой борьбе за существование, продолжение своего рода и племени они выработали своеобразные законы жизни в гармонии с природой, морально-этические нормы поведения среди людей, разнообразные обычаи и праздники, бережно хранимые и передаваемые из поколения в поколение. Самое главное — они смогли выжить в суровых условиях, сохранив неповторимый уклад жизни и культуру.
Цель:
Показать детям неповторимость тундры, особенности жизни и быта оленеводов для сохранения истории родного края, воспитание чувства патриотизма.
Сегодня современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Наиболее благоприятным периодом в духовно-нравственном становлении личности является дошкольный возраст. В этот период начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своей страны.
Изучение истории, как и любой другой науки, дает возможность расширять кругозор, формировать мировоззрение, в процессе изучения появляются умения добывать и перерабатывать информацию, рассуждать и воспринимать другие, не свои, точки зрения. История позволяет также сформировать пространственно-временные представления, научить детей уважению к жизни и достижениям предков, уважению культуры своего народа и народов мира. Кроме того, исторический материал — обширное поле для развития фантазии, воображения, речи.
Всё это позволяет ребёнку прочувствовать наиболее глубоко чувство гражданственности и патриотизма. Нет сомнения в том, что в результате проекта у детей будут сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Приложение
Блок |
Разделы работы. |
«Дом Романовых» |
«Как возникла Россия. Символика страны — герб, флаг, гимн» Прослушивание царского гимна и гимна РФ» |
Беседа «Мой дом — Россия!» |
|
Беседа «Династия Романовых кто они» |
|
Рассказ воспитателя «Вклады царей в развитие России» |
|
Презентация по теме «Первый император — Петр I» |
|
«Праздник из воды» (Петровские фонтаны) |
|
Рисование «Фонтаны Петергофа» «Царские наряды» |
|
Беседа «Царские регалии для коронации» |
|
«Гатчина — резиденция русских императоров» |
|
Рассматривание иллюстрированных книг и журналов по исторической тематике |
|
Д/ игра «Найди отличия» (сравнение гербов царской России и современной России) |
|
Беседа «Цари и первые учебные заведения» |
|
Архитектура России просмотр иллюстраций в презентации (памятники России и их создатели) |
|
Торцевание «Первые фейерверки в России» |
|
Беседа «Конец царской власти. Последний император Николай II» |
|
Создание книжки «История детям» |
|
«Культура и быт народов России» |
Беседа «Государственные символы России». Чтение стихотворений В. Степанова «Флаг России», «Герб России». Прослушивание государственного гимна |
Творческое рассказывание: «Мой дом — Россия» |
|
Чтение стихов о Родине, России, гербе |
|
Рисование русского народного женского костюма |
|
Аппликация «Татарский орнамент» Организация фотовыставки: «Я — живу в России!» |
|
Чтение: Детская энциклопедия «Народы России», и беседа по его содержанию |
|
Д/игры «Объяснялки», «Наша Родина», «Найди флаг и герб России» |
|
Чтение «Сказки народов России» |
|
Изготовление фото альбома «Музейная экспозиция кукол в национальных костюмах» (фото из музея им. Шемановского) |
|
Создание мини — музея «Многонациональная Россия» |
|
Подвижные игры «Игры народов России» |
|
Самостоятельная деятельность детей в уголке изобразительной деятельности (рисование, раскраски на тематику «Наряды народов России») |
|
Самостоятельная продуктивная деятельность с конструкторами: напольным и настольным (постройка города, постройка домов и т. д.) |
|
«Бескрайний север» |
Беседа «Что я знаю о севере» |
Д/и: «У кого кто?», «Назови одним словом», «Четвертый лишний», «Обведи по контуру», «Сложи картинку», «Букет красивых слов о Севере», «Составь герб», «Найди флаг Ямала». |
|
«Чум — родной дом оленеводов» |
|
«Жизнь на крайнем севере и в тундре» (сравнительная беседа) |
|
Беседа о национальной одежды и её украшениях. |
|
«Животные северных стран» |
|
Чтение ненецких народных сказок о животных севера «Песец и Олень»; «Лепешка». |
|
Заучивание стихотворений «Олененок» |
|
Сюжетное рисование на тему «Мы на севере живем» |
|
Торцевание «Волшебный Олень» |
|
Дидактические игры: «Что растет в тундре?», «Собери картинку», «Что лишнее?», «Травы помощники». |
|
Подвижные игры: «Олени и пастухи», «Займи своё место», «Поймай рыбку» «Кто больше соберёт снежков», «Полярная сова и мыши» |
|
Экскурсия в чум (в МЯДИКО) |