Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ посредством исторического проекта «Моя история — моя Россия» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2015)

Дата публикации: 26.03.2015

Статья просмотрена: 984 раза

Библиографическое описание:

Вагина, Т. М. Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ посредством исторического проекта «Моя история — моя Россия» / Т. М. Вагина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 62-66. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7671/ (дата обращения: 15.11.2024).

«Когда мы любим, гордимся отечеством — это значит, что мы гордимся его великими людьми, т. е. теми, которые сделали его сильным и уважаемым на исторической сцене», — говорил наш выдающийся соотечественник И. П. Павлов.

Актуальность и значимость нравственно-патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011- 2015 гг»., утвержденной Правительством РФ от 05.10.2010г. Программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание, цели и задачи в современных условиях.

Интерес к прошлому существует с тех пор, как появился род человеческий. Этот интерес трудно объяснить одной человеческой любознательностью. Дело в том, что сам человек — существо историческое. Он растет, изменяется, развивается с течением времени, является продуктом этого развития. История формирует пространство — временные представления, расширяет кругозор, учит детей уважать жизнь и достижения предков, культуру своего народа.

Можно ли говорить о воспитании любви к своей стране без сообщения детям определенных знаний о ней? Дети должны знать, что у каждого человека есть Родина, родной город, где он родился, знать достопримечательные места, памятники. Основная цель воспитателя — помочь показать детям их страну, в которой они живут через историю, чтобы вызвать у них чувства восхищения, гордости и любви. Но маленький человек очень часто с трудом отличает то, что произошло с ним накануне, от того, что было в прошлом году. Как же в таком случае быть? Ведь рассказать ему, возможно, придётся о событиях столетней или даже тысячелетней давности. История для дошкольников может стать очень интересной и увлекательной, если её правильно преподнести. Это одно из средств патриотического, культурного и духовного воспитания — важно правильно начать знакомить ребенка с историей, чтобы было интересно.

В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов гражданского и патриотического воспитания. Важно донести до сознания воспитанников: образы, воспитывающие мужество, смелость, самоотверженность, героизм, а также уважение к государственной символике, любовь к родному городу, краю, Родине, многонациональным народам России, мировоззрение педагогов, их личный пример, взгляды суждения, активная жизненная позиция — самые сильнодействующие факторы воспитания.

Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста в том, что патриотические чувства в этом возрасте ситуативные. То есть детей может взволновать только что услышанный рассказ о разнообразных народах России, но затем эти впечатления откладываются в душе, и возникшее чувство может угаснуть. Ребёнок, ставший участником проекта реализует свои возможности в разных видах деятельности.

Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному краю, России, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории России, символике, достопримечательностях, будут знать народы, которые населяют Россию, начнут проявлять интерес к жизни, сказкам, играм народов России и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполненными.

Целью данного проекта является:

Познакомить детей с царской династией Романовых, символикой семьи во время правления и их вкладом в развитие России; формировать представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране; воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; приобщать к истокам народной культуры.

Проект «Моя история — моя Россия» строился на следующих принципах:

принцип научности — предлагаемое содержание соответствует современному представлению об историческом прошлом нашего города.

принцип реалистичности и доступности — предлагаемый объем представлений адаптирован к восприятию его детьми старшего дошкольного возраста и соответствует их возрастным возможностям усвоения знаний.

принцип занимательности — предлагаемый материал должен нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза, вызывать потребность в практической деятельности.

принцип системности — достижение цели обеспечивается решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием.

принцип дифференциации и индивидуализации — предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.

принцип диалогического общения — как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя, ребенка и родителей.

принцип развивающего обучения личностно ориентированной направленности — развивать личность творца собственной жизни, основное внимание уделяется личностному развитию воспитанника, при работе над проектом каждый ребёнок может найти дело, наиболее соответствующее его интересам и возможностям.

Методы использованные во время работы над проектом: анализ научной и методической литературы, беседа, наблюдение, чтение художественной литературы, рассказ, прослушивание музыкальных произведений, рассматривание и обсуждение, экскурсии.

Проект «Моя история — моя Россия» состоит из трёх блоков:

«Дом Романовых»

Данный блок проекта посвящен ознакомлению старших дошкольников с историей России, формированию правильных представлений о ее становлении, культуре, традициях народа.

В 2013году дом Романовых отмечал свое 400-летие. Я со своими воспитанниками проводила активную работу по изучению с детьми истории Царской России, стараясь вовлечь в совместную деятельность и родителей.

Цель:

Знакомство с царской династией Романовых, символикой семьи во время правления и их вкладом в развитие России.

Описание: C:\Users\Таня\Desktop\в школе\Новая папка\20150218_180501.jpg

 

«Культура и быт народов России»

В наше время проблема нравственно — патриотического воспитания очень актуальна, ведь современные дети мало знают о своем родном городе, стране, народных традициях. Наша задача — как можно раньше пробудить в детях любовь к своей малой родине, стране, народу проживающему на территории России.

В соответствии с этим данный блок реализует «Духовно — нравственное воспитание дошкольников в традициях культуры народов России» Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности, ведь дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам.

Цель:

Познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.

Описание: C:\Users\Таня\Desktop\в школе\Новая папка\20150209_175401.jpg

«Бескрайний север»

Каждый человек должен знать культуру народа, живущего рядом с ним, и прививать эти знания детям. С раннего детства необходимо развивать у ребенка стремление к прекрасному, воспитывать уважение к народным традициям, обычаям, культурным ценностям коренных народов Севера. Знакомить с устным народным творчеством. Формировать знания о дружбе, хороших и плохих качествах характера людей через народный этнос.

Народы Севера ханты и манси всегда имели свои понятия и представления о тайнах мироздания, о жизни и смерти, о добре и зле, о сущности и предназначении человека, о растительном и животном мире. В суровой борьбе за существование, продолжение своего рода и племени они выработали своеобразные законы жизни в гармонии с природой, морально-этические нормы поведения среди людей, разнообразные обычаи и праздники, бережно хранимые и передаваемые из поколения в поколение. Самое главное — они смогли выжить в суровых условиях, сохранив неповторимый уклад жизни и культуру.

Цель:

Показать детям неповторимость тундры, особенности жизни и быта оленеводов для сохранения истории родного края, воспитание чувства патриотизма.

Описание: C:\Users\Таня\Desktop\в школе\Новая папка\20150210_115142.jpg

Сегодня современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Наиболее благоприятным периодом в духовно-нравственном становлении личности является дошкольный возраст. В этот период начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своей страны.

Изучение истории, как и любой другой науки, дает возможность расширять кругозор, формировать мировоззрение, в процессе изучения появляются умения добывать и перерабатывать информацию, рассуждать и воспринимать другие, не свои, точки зрения. История позволяет также сформировать пространственно-временные представления, научить детей уважению к жизни и достижениям предков, уважению культуры своего народа и народов мира. Кроме того, исторический материал — обширное поле для развития фантазии, воображения, речи.

Всё это позволяет ребёнку прочувствовать наиболее глубоко чувство гражданственности и патриотизма. Нет сомнения в том, что в результате проекта у детей будут сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Приложение

Блок

Разделы работы.

«Дом Романовых»

 «Как возникла Россия. Символика страны — герб, флаг, гимн»

Прослушивание царского гимна и гимна РФ»

Беседа «Мой дом — Россия!»

Беседа «Династия Романовых кто они»

Рассказ воспитателя «Вклады царей в развитие России»

Презентация по теме «Первый император — Петр I»

«Праздник из воды» (Петровские фонтаны)

Рисование «Фонтаны Петергофа» «Царские наряды»

Беседа «Царские регалии для коронации»

«Гатчина — резиденция русских императоров»

Рассматривание иллюстрированных книг и журналов по исторической тематике

Д/ игра «Найди отличия» (сравнение гербов царской России и современной России)

Беседа «Цари и первые учебные заведения»

Архитектура России просмотр иллюстраций в презентации (памятники России и их создатели)

Торцевание «Первые фейерверки в России»

Беседа «Конец царской власти. Последний император Николай II»

Создание книжки «История детям»

«Культура и быт народов России»

Беседа «Государственные символы России». Чтение стихотворений В. Степанова «Флаг России», «Герб России». Прослушивание государственного гимна

Творческое рассказывание: «Мой дом — Россия»

Чтение стихов о Родине, России, гербе

Рисование русского народного женского костюма

Аппликация «Татарский орнамент»

Организация фотовыставки: «Я — живу в России!»

Чтение: Детская энциклопедия «Народы России», и беседа по его содержанию

Д/игры «Объяснялки», «Наша Родина», «Найди флаг и герб России»

Чтение «Сказки народов России»

Изготовление фото альбома «Музейная экспозиция кукол в национальных костюмах» (фото из музея им. Шемановского)

Создание мини — музея «Многонациональная Россия»

Подвижные игры «Игры народов России»

Самостоятельная деятельность детей в уголке изобразительной деятельности (рисование, раскраски на тематику «Наряды народов России»)

Самостоятельная продуктивная

деятельность с конструкторами: напольным и настольным

(постройка города, постройка домов и т. д.)

«Бескрайний север»

Беседа «Что я знаю о севере»

Д/и: «У кого кто?», «Назови одним словом», «Четвертый лишний», «Обведи по контуру», «Сложи картинку», «Букет красивых слов о Севере», «Составь герб», «Найди флаг Ямала».

«Чум — родной дом оленеводов»

«Жизнь на крайнем севере и в тундре»

(сравнительная беседа)

Беседа о национальной одежды и её украшениях.

 «Животные северных стран»

Чтение ненецких народных сказок о животных севера «Песец и Олень»; «Лепешка».

Заучивание стихотворений «Олененок»

Сюжетное рисование на тему «Мы на севере живем»

Торцевание «Волшебный Олень»

Дидактические игры: «Что растет в тундре?», «Собери картинку», «Что лишнее?», «Травы помощники».

Подвижные игры: «Олени и пастухи», «Займи своё место», «Поймай рыбку» «Кто больше соберёт снежков», «Полярная сова и мыши»

Экскурсия в чум (в МЯДИКО)

 

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, ребенок, беседа, патриотическое воспитание, родной город, дошкольный возраст, Мой дом, народная культура, родной край, царская Россия.

Похожие статьи

Военно-патриотическое воспитание студентов на основе традиционной воинской культуры (из опыта работы ВПК «Витязь»)

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через художественную литературу и театрализованную деятельность (из опыта работы в ДОУ)

Духовно-нравственное воспитание детей 4–5 лет посредством ознакомления с художественной литературой и использования дидактических игр (из педагогического опыта)

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города

Разработка образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию в младшей группе детского сада «Нет любимей, краше Родины нашей»

Взаимодействие педагогов ДОУ в организации работы с детьми с ОВЗ по направлению художественно-эстетическое развитие

Духовно-нравственное развитие младших школьников через систему классных часов по гражданско-патриотическому воспитанию личности

Патриотическое воспитание и профориентационная работа во внеурочной деятельности с применением медиаресурсов

Конспект организованной образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию «Секреты дружбы» в старшей группе с использованием социо-игровых технологий

Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности в процессе организации и проведения муниципального творческого конкурса «Компьютерная графика»

Похожие статьи

Военно-патриотическое воспитание студентов на основе традиционной воинской культуры (из опыта работы ВПК «Витязь»)

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через художественную литературу и театрализованную деятельность (из опыта работы в ДОУ)

Духовно-нравственное воспитание детей 4–5 лет посредством ознакомления с художественной литературой и использования дидактических игр (из педагогического опыта)

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города

Разработка образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию в младшей группе детского сада «Нет любимей, краше Родины нашей»

Взаимодействие педагогов ДОУ в организации работы с детьми с ОВЗ по направлению художественно-эстетическое развитие

Духовно-нравственное развитие младших школьников через систему классных часов по гражданско-патриотическому воспитанию личности

Патриотическое воспитание и профориентационная работа во внеурочной деятельности с применением медиаресурсов

Конспект организованной образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию «Секреты дружбы» в старшей группе с использованием социо-игровых технологий

Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности в процессе организации и проведения муниципального творческого конкурса «Компьютерная графика»