Система методической деятельности учителя по обучению решению текстовых задач на движение | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2015)

Дата публикации: 31.03.2015

Статья просмотрена: 973 раза

Библиографическое описание:

Трофименко, Ю. В. Система методической деятельности учителя по обучению решению текстовых задач на движение / Ю. В. Трофименко, Ю. В. Джепа. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 186-190. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7680/ (дата обращения: 15.11.2024).

В соответствии с программой начальной школы и государственными образовательными стандартами учащиеся знакомятся с новой величиной — скоростью — и решают простые и составные задачи практического содержания, используя взаимосвязи известных величин: «скорость», «время», «расстояние» при прямолинейном равномерном движении.

В методике работы над задачами, связанными с движением, необходимо соблюдать определенную последовательность. Для этого сначала обобщаются представления школьников о движении. С этой целью задолго до начала решения задач на движение, начиная уже с первого класса, нужно формировать у школьников представления о движении тел: необходимо наблюдать движение одного тела (трамвая, автобуса, поезда, пешехода и др.), движение двух тел относительно друг друга (пешехода и трамвая, трамвая и машины, автобуса и поезда и др.). Так, во время практического занятия по правилам дорожного движения, учащиеся первого класса наблюдают, что тела:

1)      могут двигаться быстрее и медленнее;

2)      могут останавливаться;

3)      могут двигаться по линии: прямой или кривой;

4)      могут двигаться навстречу друг другу;

5)      тела могут двигаться в противоположных направлениях, удаляясь друг от друга;

6)      тела могут двигаться в одном направлении, догоняя или обгоняя друг друга [3, 868].

На первоначальном этапе знакомства с движением тел термины «разность скоростей», «сумма скоростей» употребляет в своей речи только учитель, учащиеся к использованию этих выражений придут позднее.

Рассмотренные на экскурсии ситуации можно пронаблюдать и в условиях класса, когда будет проводиться работа по результатам экскурсий, и на уроках математики, и на уроках по охране безопасности жизни детей. Если правильно организовать работу после экскурсии, то учащиеся сами смогут демонстрировать различные виды движения, и в соответствии со схемой, моделью выбрать указанный учителем вид движения. Этому способствует, например, выполнение задания: «Установите, какая схема отражает движение тел в одном направлении; движение в противоположных направлениях, когда движущиеся тела удаляются друг от друга; движение тел навстречу друг другу» (рис. 1).

Рис. 1.

 

В дальнейшем, на уроках труда и рисования учитель может показать, как принято выполнять чертежи к задачам на движение (т. е. моделировать различные виды движения). Учитель поясняет: расстояние между двумя объектами обычно обозначают отрезком, точку (пункт) отправления, встречи, пункт прибытия обозначают либо черточкой на отрезке, либо соответствующей буквой, либо флажком; направления движения указывают стрелкой [2].

Для этой цели следует использовать опорные схемы моделей движения тел (рис. 2-6).

Рис. 2. Модель движения тел навстречу друг другу

 

Рис. 3. Модель движения тел, вышедших из одного пункта, в противоположных направлениях

 

Рис. 4. Модель движения тел, вышедших из одного пункта, в одном направлении

 

Рис. 5. Модель движения тел, вышедших из разных пунктов, в одном направлении

 

Рис. 6. Модель движения тел, вышедших из разных пунктов, в противоположных направлениях

 

По этим чертежам уже в первом, втором классах полезно предлагать задания:

-        Как движутся тела на схеме 1? (– Навстречу друг другу.)

-        Как называется такое движение? (– Такое движение называется встречным.)

-        Как движутся тела на схеме 3? (– Тела на схеме 3 движутся в одном направлении.)

-        Как движутся тела на схеме 2? (– Тела движутся, удаляясь друг от друга.)

-        Как называется движение, изображенное на схеме 2? (– Это движение тел, вышедших из одной точки, в противоположных направлениях.) и др.

С большим интересом учащиеся в последующих классах выполняют задания вида: «Соедините условия с соответствующими им схемами стрелками» (рис. 7) [1, с. 49].

Учащимся начальных классов к моменту формирования понятия «скорость движения» известны такие величины, как расстояние, время и единицы их измерения. В четвертом классе начальной школы проводится специальная работа по ознакомлению учащихся с понятием «скорость движения». Для этой цели необходимо выяснить, какие представления о скорости движения уже имеются у младших школьников. Например, можно спросить, кто движется быстрее: человек или лиса, олень или черепаха? Какой вид транспорта движется быстрее: поезд или самолет, самолет или ракета и др.

Рис. 7.

 

Установив, что человек движется медленнее, чем лиса, а олень быстрее, чем черепаха, поезд движется медленнее, чем самолет, а ракета летит быстрее самолета, учащиеся переходят к использованию словосочетаний: «человек движется медленнее», чем лиса потому, что у человека «скорость движения меньше», чем «скорость движения лисы», употребляя при этом выражение «скорость движения».

Затем необходимо провести практическую работу по ознакомлению учащихся с понятием «скорость», направленную на осознание ими этого понятия. Учитель предлагает нескольким парам учеников идти одну минуту по заранее намеченному маршруту и по истечении одной минуты остановиться, отметив колышком пройденное расстояние. Каждая пара учеников измеряет пройденное расстояние, затем объявляется, какое расстояние прошла каждая пара за одну минуту. Возможны различные варианты: 60 м за 1 мин, 80 м, 70 м, 50 м в минуту и др. Учитель просит записать результаты на листах бумаги или запомнить. Возвратившись в класс, учитель моделирует расстояние, пройденное каждой парой, на доске отрезком, приняв отрезок в одну клетку за 10 метров, а учащиеся эту же работу выполняют в тетрадях.

 

В результате становится очевидно, что за одну минуту каждая пара учеников прошла разное расстояние, и на вопрос «Почему?» учащиеся отвечают: «Потому, что одни пары двигались быстрее, другие — медленнее».

Учитель поясняет, что расстояние, пройденное за единицу времени(за 1 мин, за 1 сек, за 1 час), называют скоростью движения тела. Следовательно, можно сказать, что скорость движения первой пары учащихся — 60 м в минуту, второй — 80 м в минуту, третьей — 70 м в минуту и т. д. Затем вывешивается заранее подготовленная таблица «Некоторые средние скорости», где указывается средняя скорость движения самолета, поезда, автомашины, автобуса, велосипедиста, а также скорости полета некоторых птиц: орла, ястреба, ласточки — и бега некоторых животных: верблюда, оленя, лошади и др.

Таблица 1

Некоторые средние скорости движения тел

1. Пешеход

4–6 км/ч

11. Страус

60 м/сек.

2. Велосипедист

200–500 м/мин

12. Лошадь

12 км/ч

3. Лыжник

3–5 м/мин

13. Черепаха

5 м/мин

4. Мотоциклист

70 км/ч

14. Ласточка

23 м/мин

5. Поезд

40–120 км/ч

15. Лыжник

3 − 5 м/мин

6. Катер

70–80 км/ч

16. Олень

60 км/ч

7. Ракета

28000 км/ч

17. Верблюд

35 км/ч

8. Слон

100 м/мин

18. Грач

10 м/сек.

9. Скворец

15 м/сек

19. Ворона

14 м/сек.

10. Орел

30 м/сек.

20. Вертолет

200–260 км/ч

 

На основе данных таблицы ученики смогут составлять задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц и в несколько раз, на разностное и кратное сравнение чисел. Например: «Скорость полета горного орла составляет 30 м/сек., а скорость полета ласточки на 7 м/сек. меньше. Чему равна скорость полета ласточки?» и др.

На этом этапе учащимися осознается зависимость, существующая между скоростью и расстоянием: чем больше скорость движения, тем большее расстояние пройдет (пролетит, пробежит, проедет) движущееся тело. Важно, чтобы ученики смогли объяснить, что означают выражения типа: «скорость поезда 80 км в час», «скорость велосипедиста 12 км в час» и др.

Рассмотрение вопросов, связанных с понятием «скорость движения», в соответствии с программой начальной школы начинается только во второй четверти 4 класса, однако, нам представляется, что такую работу нужно начинать задолго до обучения в 4 классе. Например, во втором классе, в конце года, может быть решена задача: «Пешеход в один час проходит 6 км. Какое расстояние пешеход пройдет за 2 часа, за 3 часа?»

— Сколько километров пешеход прошел в первый час? (– 6 километров.) Во второй час? (– 6 километров.)

— Сколько времени пешеход был в пути? (– 2 часа.)

— Сколько километров пешеход пройдет за 2 часа? (– 12 километров.)

— Как узнали? (– Нужно 6 умножить на 2, получится 12.)

— Сколько километров пешеход пройдет за 3 часа? (– 18 километров.)

— Как узнали? (– Нужно 6 умножить на 3, получится 18.)

Чтобы учащиеся лучше усвоили связи между скоростью, временем и расстоянием, следует опираться на графическое моделирование вида (рис. 8):

Рис. 8.

 

Такая работа является подготовкой учащихся к обучению решению задач на движение. Чтобы учащиеся осознали смысл понятия «скорость», полезно рассмотреть задания типа:

1.      Объясните смысл предложений: а) самолет летит со скоростью 950 км/ч; б) улитка ползет со скоростью 6 м/ч; в) плот плывет по реке со скоростью 4 км/ч; г) человек идет со скоростью 5 км/ч; д) черепаха ползет со скоростью 3 м/мин и др.

2.      Назовите скорость, с которой могут двигаться пешеход, автобус, такси, электропоезд, лететь самолет.

3.      Чему равна скорость движения: а) меч-рыбы, если она в каждый час проплывает 100 км? б) пчелы, если она в каждую секунду пролетает 7 м? в) верблюда, если он в каждый час проходит 35 км? г) космического корабля, если он в каждую секунду пролетает 8 км? д) велосипедиста, если он в каждый час проезжает 18 км?

Для осознания понятия «скорость» учитель может для самостоятельного решения предложить задачи:

4.      Найдите: а) скорость космического корабля, если он пролетел 56 км за 8 с; б) скорость улитки, если она проползла 35 м за 7 часов; в) скорость плота на реке, если он за 4 ч проплыл 16 км; г) скорость автобуса, если он прошел 120 км за 3 часа; д) скорость велосипедиста, если он проехал 36 км за 2 часа; е) Самолет за 5 минут пролетает 80 км. Сколько километров он пролетит за 1 мин? ж) Сокол за 4 секунды пролетает 92 м. Сколько метров он пролетит за 1 секунду?

Учащиеся достаточно легко справляются с ответами на поставленные вопросы, рассуждая так: если за 5 минут самолет пролетает 80 км, то за 1 минуту он пролетит расстояние в 5 раз меньшее. Аналогично, за 1 секунду сокол пролетит расстояние в 4 раза меньшее, чем за 4 секунды.

Полезно в этой ситуации выяснить, чем похожи эти задачи? (− Они похожи вопросами: «Сколько пролетит за 1ч? за 1 мин? за 1 сек? (то есть за единицу времени)). Отвечая на такие вопросы, мы узнали скорость движения. Это тоже величина. Поэтому нужно договориться, в каких единицах будем измерять ее.

 

Литература:

 

1.       Истомина Н. Б., Малыхина В. В. Учимся решать задачи. Тетрадь по математике для 4-го класса четырехлетней нач. школы. М., 2000.

2.       Трофименко Ю. В. Типовые текстовые задачи, рассматриваемые в курсе математики на факультете педагогики и методики начального образования. Вестник Таганрогского государственного педагогического института. 2013. № 1.

3.       Трофименко Ю. В., Джепа Ю. В. Проектирование учебной деятельности младших школьников в процессе обучения решению задач на движение. Молодой ученый. 2014. № 2 (61).

Основные термины (генерируются автоматически): скорость движения, час, движение тел, друг, модель движения тел, движение, мина, минута, скорость, Тело, учащийся.

Похожие статьи

Система методической работы учителя начальных классов по формированию коммуникативных УУД

Система работы учителя математики по формированию навыков решения текстовых задач

Проблемный метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории (материалы из опыта работы учителя истории)

Опыт организации проектной деятельности учащихся в условиях школьного логопункта

Организация деятельности по формированию умений моделирования при решении задач с геометрическим содержанием у младших школьников

Система логопедической работы по преодолению задержки речевого развития

Современные педагогические и инновационные технологии обучения на занятиях по черчению

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста

Лексическая работа на уроках письма и развития речи в коррекционной школе

Деятельность руководства школы по адаптации молодых учителей

Похожие статьи

Система методической работы учителя начальных классов по формированию коммуникативных УУД

Система работы учителя математики по формированию навыков решения текстовых задач

Проблемный метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории (материалы из опыта работы учителя истории)

Опыт организации проектной деятельности учащихся в условиях школьного логопункта

Организация деятельности по формированию умений моделирования при решении задач с геометрическим содержанием у младших школьников

Система логопедической работы по преодолению задержки речевого развития

Современные педагогические и инновационные технологии обучения на занятиях по черчению

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста

Лексическая работа на уроках письма и развития речи в коррекционной школе

Деятельность руководства школы по адаптации молодых учителей