Воспитание доброжелательности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх
Автор: Алипова Людмила Владимировна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 26.03.2015
Статья просмотрена: 3598 раз
Библиографическое описание:
Алипова, Л. В. Воспитание доброжелательности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх / Л. В. Алипова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 53-57. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7685/ (дата обращения: 19.12.2024).
В. А. Сухомлинский писал: «Надо воспитывать в детском сердце подлинно человеческую любовь — тревогу, волнения, переживания за судьбу другого человека… Очень важно, чтобы наши воспитанники узнали высшую радость — радость волнующих переживаний, вызванных заботой о человеке».
Воспитание у детей дошкольного возраста доброжелательного отношения друг к другу является на современном этапе одной из главных задач нравственного воспитания. В детском саду создаются все условия для реализации этой задачи. Игра по концепции Л. С. Выготского является ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста. Именно, в играх у детей старшего дошкольного возраста возникает потребность в объединении и общении друг с другом, непременным условием которого является соблюдение определенных общепринятых норм поведения. Ребенок не будет продолжать играть, если вдруг почувствует со стороны сверстников недоброжелательность и агрессию, которая чаще всего проявляется в обидных для него высказываниях.
Часто можно наблюдать, когда партнер по игре отбирает привлекательную игрушку у другого и передает ее своему другу. Или играющая девочка, выполняющая роль продавца, пропускает без очереди свою приятельницу. Проявляя заботу о друге, эти дети совершенно не думают об остальных. Наблюдая поведение ребенка в игре, можно судить о взаимоотношениях взрослых в семье, об их роли в процессе воспитания, об отношениях между младшими и старшими детьми в семье.
Сюжетно-ролевая игра является отражением детьми окружающей их жизни: деятельность людей, их взаимоотношения в обстановке, создаваемой детским воображением. Помещение группы может превратиться в космодром или Северный полюс, модный салон причесок или рыболовецкое судно. Дети придают обстановке то значение, какое обусловлено замыслом и содержанием игры. Игра имеет самодеятельный характер. Дети являются творцами игры, ее создателями. Они отражают в ней свои знания об известных им жизненных явлениях и событиях, выражают свое отношение к ним. Возможности для проявления самодеятельных форм поведения, которыми располагает игра, очень важны для каждого ребенка: он может играть свободно, а не в определенных организованных рамках.
- В игре ребенок сочетает образ, игровые действия и слова. Это не внешние признаки игры, а самая сущность. В игре ребенок живет действиями и чувствами изображаемого героя. Дети не играют молча. Даже, когда ребенок играет один, он разговаривает с игрушкой, ведет диалог с воображаемым участником игры, говорит за себя и за маму, за врача и больного и т. д. слово является как бы аккомпанементом к игровому действию и полнее раскрывает образ, отношение к нему самого ребенка. Посредством речевого общения в игре дети обмениваются мыслями, переживаниями, уточняют смысл и содержание игры. Словесный сговор в игре выполняет организующую функцию, содействует возникновению и укреплению взаимопонимания и дружбы между детьми, одинакового отношения к тем или иным фактам и явлениям окружающей жизни. Взаимосвязь образа, игрового действия и слова составляет стержень игровой деятельности, служит средством отображения действительности. Но нельзя забывать, что в сюжетной игре имеются как бы два плана отношений, тесно связанные между собой: воображаемые, которые строятся в соответствии с ролью, сюжетом, и реальные отношения детей как участников совместной игры. Эти отношения иногда совпадают, что несомненно радует педагога: дети умеют придумывать не только интересные игры, в которых отражаются человеческие ценности, но и показывают нормы и правила положительных взаимоотношений. Вместе с тем эти два вида отношений не тождественны. При вполне благополучном сюжете могут проявляться и явно, и скрыто негативные реальные взаимоотношения: дети как бы выходят из игры, превращаясь в обыкновенных ребят, и действуют так, как они могли бы действовать в быту: резко выражать недовольство, не подчиняться.
- Игра имеет основные структурные элементы: игровой замысел; сюжет или содержание; игровые действия; роли; правила, которые диктуются самой игрой и создаются детьми или предлагаются взрослым. Эти элементы тесно взаимосвязаны. Игровой замысел — это общее определение того, во что и как будут играть дети.
Сюжет или содержание — это то, что составляет ее живую ткань, определяет развитие, многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношений детей; то, что делает игру привлекательной и побуждает интерес и желание играть.
Роль-это центр игры, которую выполняет ребенок. По тому значению, которое принадлежит роли в процессе игры, многие из игр получили название ролевых или сюжетно-ролевых. Роль всегда соотнесена с человеком или животным, его воображаемыми поступками, действиями, отношениями. Ребенок, входя в образ, становится тем, кому подражает, т. е. играет определенную роль. Но дошкольник не просто разыгрывает эту роль, он живет в образе и верит в его правдивость.
Правила в процессе игры дети устанавливают сами (в некоторых играх — взрослый) тем самым определяют и регулируют поведение и взаимоотношениях играющих. Они придают играм организованность, устойчивость, закрепляют их содержание и определяют дальнейшее развитие, усложнение отношений и взаимоотношений. Усвоение правил, связанных с выбором темы, сюжета игры, распределением ролей, с договоренностью об основных действиях играющих, способствует регулированию детских взаимоотношений, а в конечном итоге развитию дружелюбия между детьми. Дети должны усвоить следующие основные правила:
1. Договариваясь об игре и во время игры, будь добрым, вежливым и справедливым.
2. Предлагая игру, постарайся доказать, что она интересна. Внимательно выслушивай предложение других детей, не перебивай их.
3. Всякая роль в игре интересна, если ты знаешь, что делать, как играть.
4. Не требуй главных ролей, помни, что твои сверстники тоже хотят быть ведущими.
5. Не мешай сверстнику, если он занят игрой. Хочешь играть вместе, попроси разрешения.
6. Когда играешь, думай, чем можешь помочь своим друзьям.
7. Действуй в соответствии со своей ролью и общим игровым замыслом.
8. Если начал игру со сверстниками, не бросай ее без их согласия.
Все эти правила не заучиваются с детьми специально, но создаются условия для их лучшего усвоения: обращается внимание на правильные поступки детей, ставятся в пример четко усвоившие правила, поощряются те, у которых появляются достижения.
Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве взрослого. Основой их является детская самодеятельность. Не следует предлагать детям разработанные педагогом, готовые сюжеты игр. Дети в игре подражают деятельности взрослых, но не копируют ее, а комбинируют имеющие у них преставления, выражают свои мысли и чувства. И если им предлагать действовать по плану педагога, копировать данные образы, то это будет подавлять их воображение, самостоятельность, индивидуальность.
Самодеятельный характер игровой деятельности детей заключается в том, что они воспроизводят те или иные явления, действия, отношения активно и своеобразно. Своеобразие обусловлено особенностями восприятия детей, понимания и осмысления ими тех или иных фактов, явлений, связей, наличием или отсутствием опыта и непосредственностью чувств.
Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребенок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что, веря в правду игры, создает особую игровую жизнь и искренне радуется или огорчается по ходу игры. Активный интерес к явлениям жизни, людям, животным, потребность в общественно значимой деятельности ребенка удовлетворяет через игровые действия.
В развитии и обогащении самодеятельности детей, творческого воспроизведения и отражения фактов и явлений окружающей жизни огромная роль принадлежит воображению. В игре в соответствии со своей ролью ребенок должен представить, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит; осуществить поиск средств для выполнения задуманного: прежде, чем отправиться в полет необходимо соорудить самолет; для магазина надо подобрать подходящие товары, а если их мало — изготовить самому. Именно силою воображения создаются ситуация игры, образы, воспроизводимые в ней, возможность сочетать реальное обычное с вымышленным, что и придает детской игре привлекательность, которая присуща только ей.
В процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей не только о вещах, предметах и явлениях, но и правилах и нормах поведения и общения, учатся строить свои взаимоотношения, познают азы общения с окружающей действительностью. Чтобы выполнить в игре ту или иную роль, ребенок должен свое представление перевести в игровые действия. Иногда знания и представления о труде людей, о конкретных действиях, взаимоотношениях оказываются недостаточными, и возникает необходимость их пополнения. Потребность в новых знаниях выражается в вопросах детей. Воспитатель отвечает на них, прислушивается к разговорам во время игры, помогает играющим устанавливать взаимопонимание, договоренность.
Следовательно, игра не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания и представления, но и является своеобразной формой активной познавательной деятельности, в процессе которой они под руководством воспитателя овладевают новыми знаниями, учатся различать добро и зло, учатся следовать нормам морали, соотносить свои мысли, взгляды, побуждения с окружающей жизнью, приобретают и формируют у себя навыки адекватного и социально приемлемого поведения, развивают и укрепляют человечески важные качества своей личности.
Роль воспитателя в игре бывает разной: он может быть прямым участником игры, советчиком, помощником и т. д. но во всех случаях воспитатель внимательно относясь к замыслам и стремлениям детей, не подавляя их инициативы и самостоятельности, влияет на содержание игр, создает условия для их развертывания, для развития детской изобретательности, творчества. Он помогает детям устанавливать взаимоотношения дружбы и взаимопомощи. В играх педагог изучает каждого ребенка, его интересы, желания, индивидуальные особенности, следит за его переживаниями, с тем, чтобы найти правильные пути и средства воспитания. Важнейшее условие успешного руководства ролевыми играми — умение педагога завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если педагог относится к игре серьезно, с искренним интересом, понимает замыслы детей, их переживания. К такому педагогу дети охотно обращаются за советом и помощью, охотно рассказывают о своих планах.
В такой игре и через такую игру у детей-дошкольников развиваются и формируются такие качества, как честность, искренность, инициатива, эмпатия, выдержка, сочувствие, сострадание и т. д.
Ролевая игра — это своего рода школа, в которой ребенок активно и творчески осваивает правила и нормы поведения людей, их отношения к труду, к окружающему миру, людям и к самому себе.
Итак, на основании сказанного выше можно заключить, что сюжетно-ролевая игра — ведущее средство воспитания дружного коллектива детей в дошкольном возрасте, важнейшая форма организации их жизни. Ролевая игра — активная деятельность детей, в которой наиболее ярко проявляется их общительность, стремление вместе с другими товарищами осуществлять свои замыслы, сообща жить и работать.
Содержание сюжетной игры и выполнение роли в ней, подчинение правилам поведения и развитие игровых и действительных взаимоотношений, необходимость сделать для своей игры игрушку, соорудить постройку, согласуя действия с другими играющими и, оказывая, друг другу помощь в овладении трудовыми навыками, — все это способствует формированию у детей нравственных чувств, дружеских взаимоотношений, организует их поведение.
Для повышения уровня игры как формы организации интересной детской деятельности необходимо проанализировать:
- В какие игры дети любят играть и какова продолжительность этих игр?
- Каков уровень взаимоотношений детей в игре? (Как они распределяют и выполняют роли, как помогают друг другу во время игры, умеют ли уступать, сдерживать себя, делиться с товарищами, проявляют ли сочувствие, отзывчивость, заботу?)
- Наблюдается ли творческий элемент в ролевых играх, существует ли «борьба мнений» в них, как обычно разрешаются возникающие споры, ссоры, умеют ли дети считаться с мнением товарищей, с их интересами?
- Как развивается сюжет игры, есть ли в его развитии инициатива детей и в чем она проявляется?
- Намечают ли дети план игры? (Сговариваются ли о теме игры, определяют ли сюжет и его развитие, планируют ли необходимое изготовление игрушек, вырабатывают ли правила игры?)
- Какие дети в играх активные, а какие малоактивные?
Далее необходимо наметить задачи по развитию игры и вместе с этим по формированию личности ребенка.
Одной из задач воспитания и обучения детей является социально-нравственное развитие дошкольника, которое предполагает, в целом, как конечный желаемый результат: формирование знаний о социальной действительности, окружающей ребенка, во всём её многообразии проявлений (от понимания происходящего вокруг него до умения строить отношения с самой действительностью, что, по сути, является личностной социализацией), формирование умений строить, поддерживать, укреплять, развивать коммуникативные связи, уметь строить свои взаимоотношения, взаимодействовать и жить в гармонии с окружающими людьми (взрослыми, сверстниками).
Необходимо отметить, что уровень развития взаимоотношений в игре детей 6–7 лет зависит от многих факторов, и, прежде всего от тех условий, в которых ребенок находится не только в детском саду, но и дома, а также на улице. Все эти факторы в совокупности оказывают большое влияние на формирование личности ребенка, определяя степень развития его чувств, эмоций, представлений и знаний, а также его умений применять их в своей деятельности, его навыков коллективной жизни.
Терминологический словарь дает следующее определение понятия «формирование взаимоотношений» — это формирование навыков взаимодействия
В период дошкольного детства взаимодействие и общение со взрослыми сохраняют ведущую роль в развитии ребенка. Однако для полноценного социального и познавательного развития детям старшего дошкольного возраста уже не достаточно общаться только со взрослыми. В ситуации общения со сверстниками ребенок более самостоятелен и независим. Именно в процессе взаимодействия с равными партнерами ребенок приобретает такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты. Ребенок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия со сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и возможности других, следовательно, растет его творческая самостоятельность, социальная компетентность.
Характер взаимодействия и общения ребенка, конечно же зависит от личностных особенностей: кто-то охотно играет с большинством детей группы, кто-то только с 1–2, одни активны, агрессивны в контактах, а другие пассивны, подчиняются сверстникам и т. д.
По степени развития детских знаний и игровых умений, влияющих на формирование и поддержание положительных взаимоотношений в ролевых играх, можно выделить четыре подгруппы детей.
Первая подгруппа
Дети активные, общительные, дисциплинированные, с достаточным запасом знаний и умений, инициаторы игр. Однако, и среди таких детей встречаются такие, которые не хотят выполнять второстепенные роли, не всегда бывают справедливыми по отношению к своим товарищам. Они охотно прислушиваются к замечаниям взрослого, а с мнением сверстников не считаются, неохотно выполняют просьбы товарищей по группе. Активные на занятиях и в игре, некоторые из них в обычное время мало влияют на других детей.
Вторая подгруппа
Дети молчаливые, замкнутые, почти не играющие с другими, дети с малым запасом знаний, изобразительных умений.
Третья подгруппа
Дети неуравновешенные, легко возбудимые. Они постоянно конфликтуют с товарищами, не считаются с их мнением, не обладают умениями и навыками, необходимыми для совместной игры.
Четвертая подгруппа
Дети несколько пассивные, у них не развиты навыки самоорганизации, нет необходимых для игры конструктивных и строительных умений и навыков, и они не умеют использовать в игре имеющийся у них запас знаний; эти дети не нарушают дисциплину и, следовательно, не мешают педагогу проводить работу.
Правильно организуя игры, педагог помогает каждому ребенку найти свое место в игровом коллективе и стать его активным участником, быть справедливым, честным, доброжелательным. В дифференцированном подходе нуждается каждый ребенок, даже если его поведение не вызывает вопросов. Для пассивных, малоинициативных детей первостепенное значение имеет поддержка педагога. Именно этот прием оказывает положительное влияние на таких детей: раскрываются их творческие способности и организаторские умения.
Немало сложностей в игре у педагога возникает с детьми повышенной активности. Эта группа детей чаще всего бывает организатором игр, требует главных ролей для себя и обязательного выполнения своих замыслов от остальных. У этих детей завышенная самооценка, они эгоистичны.
Поддерживая и развивая организаторские способности таких детей, педагог должен воспитывать привычку считаться с другими, чувство ответственности и уважения к сверстникам: не ты один можешь придумывать интересные игры; некоторые дети делают это лучше и играют по правилам дружбы.
С детьми, отличающимися неустойчивыми дружескими отношениями, ситуативностью поведения, необходимо использовать повседневные упражнения в положительных поступках во всех видах деятельности: обязательно включать их в сюжетно-дидактические и подвижные игры, в игры- драматизации. Готовые сюжеты, заданные правила помогают развитию устойчивости поведения. Усваивая в них правильные способы поведения, дети при активном руководстве педагога начинают использовать эти способы в сюжетно-ролевых играх самостоятельно. У детей с ярко выраженными конфликтными отношениями, проявлениями негативного поведения (чаще всего грубость, недружелюбие, нервная возбудимость) невысокий уровень нравственных представлений. Педагогу необходимо выяснить причины неадекватного поведения таких детей, побеседовать с родителями, усилить положительный контакт с самим ребенком, проявить симпатию и доброжелательную заботу о нем, замечать его достижения. Опираясь на достижения таких детей и формируя у них привычки нравственного поведения, важно вводить их в небольшие группы играющих, где интересная игра по своему сюжету позволяет найти место данному ребенку. С такими детьми необходимо дополнительно анализировать представления о дружбе и добре при рассматривании иллюстраций, при повторном чтении уже знакомых сказок и рассказов.
Однако какими бы ни были личностные особенности ребенка, основные тенденции развития взаимодействия и общения остаются общими для всех.
Так, во взаимодействии друг с другом дети подготовительной группы могут не только успешно согласовывать свои желания, но и оказывать взаимную поддержку и помощь, более чутко относиться к эмоциональному состоянию другого ребенка, проявлять по отношению к нему сочувствие и сопереживание. Перед игрой совместно планируют ее ход и содержания, распределяют роли. В игровом взаимодействии происходит дальнейшее свертывание ролевых действий. К этому возрасту способы разрешения конфликтов все больше приобретают социально одобряемые формы.
Успешность практической деятельности, взаимодействия людей друг с другом невозможна без усвоения ими общественно выработанных норм и правил.
Центральное место в дошкольном детстве в процессе усвоения норм и правил занимает игровая деятельность детей, в которой сюжет и роли являются их моделями. Именно в ролях, принятых на себя детьми, ролевых действиях воплощаются и формируются их знания о нормах и правилах. Взаимодействие детей в игре способствует усвоению ими норм и правил.
У детей подготовительной группы повышаются возможности саморегуляции поведения. Без напоминания взрослых, самостоятельно выполняют усвоенные нормы и правила, в том числе и этические, и отстаивают их перед ровесниками и взрослыми. На развитие дружеских чувств между детьми существенное влияние оказывает содержательная, длительная по своему характеру сюжетно- ролевая игра. Например, выполняя героическую роль, ребенок стремиться всем своим поведением доказать ее высоконравственную сущность (быть смелым летчиком, спасать людей, учить школьников). Поощряя подобные игры, следует одновременно воспитывать у детей умение правильно вести себя в повседневной жизни, во всех видах деятельности, внимательно относиться к окружающим людям, друзьям, сверстникам.
Таким образом, в сюжетно-ролевых играх дети должны уметь хорошо ориентироваться в правилах культуры поведения, владеть навыками всевозможных способов построения, поддерживать и развивать взаимоотношений, основанных на принятии активной позиции партнера, чуткости к эмоциональному состоянию партнера по общению (умение сопереживать в неудачи, радоваться за успех другого), уметь согласовывать свои желания с мнением других участников взаимодействия, уметь аргументировано и спокойно доказать свою точку зрения, уметь справедливо и адекватно оценивать себя и других партнеров по деятельности, уметь регулировать своё поведение в соответствии с нормами поведения.
В игре, как в зеркале, отражается картина понимания ребенком внешнего мира, его отношения к нему — то есть внутренний мир ребенка. В ней раскрываются его возможности взаимодействовать с окружающей средой, преобразовать ее и себя, потому именно игре посвящены труды многих педагогов и психологов. А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля прежде всего происходит в игре».
Сотрудничество ДОУ и семьи по формированию у детей дошкольного возраста доброжелательных чувств таит в себе огромные возможности и большой воспитательный потенциал. С одной стороны — опыт общения со значимыми взрослыми, с другой стороны — опыт общения в коллективе сверстников, создают благоприятные возможности для социального развития ребенка и формирования у него доброжелательного отношения к сверстникам в режиссерской игре в условиях семьи. Тесная взаимосвязь между участниками педагогического процесса (родителями и педагогами), их умелое руководство развитием социальной компетентности дошкольника, формированием его нравственности — важное и необходимое условие для воспитания всесторонне развитой, творческой, гуманной личности.
Литература:
1. Бондаренко А. К. Воспитание детей в игре/А. И. Матусик. — М.: Просвещение, 1983. — 77 с.
2. Выготский Л. С. Собр. Соч./ Л. С. Выготский. — М.: Просвещение, 1984. — 112 с.
3. Калиниченко А. В. Развитие игровой деятельности дошкольника / Ю. В. Миклаева.- М.: А-Пресс, 2004. — 236 с.
4. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. — М.: Просвещение, 1971. — 77с.