Возможности дидактических инструментов ОТСМ-ТРИЗ в начальной школе при организации продуктивного обучения
Авторы: Ярмоленко Галина Геннадьевна, Эпова Ольга Львовна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 26.03.2015
Статья просмотрена: 431 раз
Библиографическое описание:
Ярмоленко, Г. Г. Возможности дидактических инструментов ОТСМ-ТРИЗ в начальной школе при организации продуктивного обучения / Г. Г. Ярмоленко, О. Л. Эпова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 193-197. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7688/ (дата обращения: 19.12.2024).
В данной статье описывается возможности использования дидактических инструментов проблемно-ориентированного на базе ОТСМ-ТРИЗ в начальной школе как одно из условий организации продуктивного обучения.
Одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее ООП НОО) являются планируемые результаты освоения предметных программ и междисциплинарных программ. Именно «планируемые результаты уточняют и конкретизируют Требования стандарта к результатам освоения основных образовательных программ для каждого учебного предмета». Само содержание планируемых результатов отражает одну из основных целей образования ступени начального общего образования: «формирование обобщенных способов действий с учебным материалом, позволяющих учащимся успешно решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи» [5].
На сегодняшний день многие учителя начальных классов понимают важность формирования такой ключевой компетенции как умения учиться [5] и поддерживают идеи концепции развития универсальных учебных действий, но всё же испытывают определенные трудности в организации образовательного процесса с учетом системно-деятельностного подхода, ориентированного на достижения планируемых результатов как предметных, так и метапредметных. Именно последние вызывают большую трудность, именно здесь большое количество вопросов возникает у педагогов. Одной из основных причин наряду с недостаточностью знаний в области планируемых результатов мы считаем и недостаток знаний и умений в области применения современных образовательных технологий, которые позволяют организовать образовательный процесс младших школьников, ориентированный на достижение заявленных в стандарте планируемых результатов. Кроме этого, существуют, на наш взгляд, проблемы в содержании образования младших школьников. Во-первых, рост объема содержания, а время на его усвоение ограничено. Во-вторых, часто полученные знания не связаны с практикой и не являются значимыми для ребенка. В-третьих, содержание образования должно готовить к жизни в будущем, а оно не содержит таких знаний. Из всего выше сказанного вытекает вопрос: «Как организовать образовательный процесс младших школьников, чтобы обеспечить решение данных проблем?»
Традиционная технология, при которой учитель транслирует учащимся знания, а дома они отрабатывают навыки, не обеспечивает необходимого уровня образования, которое отвечает запросам современного общества. Значит, необходимо использовать такие технологии и методики обучения младших школьников, которые должны:
- обеспечить интенсификацию образовательного процесса;
- согласовываться с требованиями ФГОС НОО;
- отвечать основным положениям Л. С. Выготского «о необходимости определения динамической картины развития на основе выделения уровня актуального развития и ближайшей перспективы развития — зоны ближайшего развития» [3];
- гарантировать развитие личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей, «реализации личностного потенциала» (по А. В. Хуторскому);
- создать условия для творческого самовыражения и формирования ключевых компетенций учащихся, то есть умения использовать знания при решении различных проблем.
М. С. Гафитулин отмечает, что «в технологию образования надо внести процесс производства новых знаний» [1]. Реализация этого процесса может быть осуществлена в продуктивном обучении.
Термин «продуктивное обучение» был введен в оборот более 20 лет назад немецкими учеными и педагогами Ингрид Бём и Йенсеном Шнайдером и в их понимании «продуктивное обучение есть процесс образования, целью которого является развитие личности в сообществе, а также совершенствование самого сообщества. Этот процесс нацелен на успешность в деятельности, ориентированный продукт и осмысление этой деятельности в группе учащихся при поддержке педагогов». В России, благодаря работам Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, М. А. Холодной, термин «продуктивное обучение» используется давно. По словам А. Н. Леонтьева в продуктивном обучении «учащиеся получают информацию и знание, прежде всего реального мира, а после завершения каждого образовательного блока производят конкретный продукт», при этом основной целью обучения является «не усвоение суммы знаний и не прохождение образовательных программ, а реальное использование, развитие и обогащение собственного опыта учащихся» [3].
Основными принципами организации образовательного процесса в продуктивном обучении являются:
- принцип личностного целеполагания;
- принцип выбора индивидуальной образовательной траектории;
- принцип метапредметных основ содержания образования;
- принцип личностного образовательного приращения;
- принцип первичности образовательной продукции учащихся;
- принцип ситуативности обучения;
- принцип образовательной рефлексии.
Одним из основных инструментов продуктивного обучения является «продуктивный учитель». В нашем понимании это учитель, в арсенале которого есть наличие средств для организации продуктивного образовательного процесса. Такими средствами мы считаем, в частности, дидактические инструменты проблемно-ориентированного обучения, модели ОТСМ-ТРИЗ (общая теория сильного мышления — теория решения изобретательских задач). «Под проблемно-ориентированным обучением мы понимаем такое обучение, содержание которого включает метапредмтеные средства, позволяющие структурировать и преобразовывать информацию с целью выявления, анализа и решений проблем в различных областях знаний» [4].
Работа с моделями ОТСМ-ТРИЗ формирует у учащихся начальной школы такие качества как быстрое ориентирование в нестандартной ситуации, умение определить и сформулировать проблему, продуктивность и системность мышления, изобретательность. В процессе работы с моделями ОТСМ-ТРИЗ учащиеся создают внешний образовательный продукт: выдвигают собственные гипотезы при проведении исследований на информационных копилках с целью вывода закономерностей; создают собственные модели и тексты при проведении исследования на копилке с целью синтеза нового объекта; самостоятельно генерируют свои идеи, проекты, сооружают различные макеты, работая с такими инструментами, как многоэкранная схема талантливого мышления (системный оператор), морфологический ящик, фантограмма, метод фокальных объектов — самостоятельно формулируют и разрешают противоречия. В работе над внешним образовательным продуктом учащиеся учатся определять цели и задачи, планировать свою деятельность, а также находить новые способы своей деятельности, осуществляют анализ её результатов.
Почему мы считаем, что дидактические модели ОТСМ-ТРИЗ являются одним из инструментов продуктивного обучения?
В свое время последователь Г. П. Шедровицкого и В. В. Давыдова, Ю. В. Громыко с целью обучения продуктивному мышлению как деятельности, разработал четыре метапредмета — «ЗНАНИЕ», «ЗНАК», «ПРОБЛЕМА», «ЗАДАЧА». «Основная особенность метапредметов состоит в том, что них учащемуся предъявляется рефлексивная теоретическая действительность, позволяющая выявлять и описывать работу со знаками, проблемами, знаниями, задачами — организованностями мыследеятельности…» [2].
Одна из целей проблемно-ориентированного обучения на базе ОТСМ-ТРИЗ — это необходимость научить детей строить ИНФОРМАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ. От игр и экспериментов с различными объектами окружающего мира, сбора и организации фактической информации об их признаках учащиеся переходят к осознанному, целенаправленному использованию данных объектов. При работе над достижением данной цели, кроме информационных копилок и картотек, используем МОДЕЛИ «эффекты и события», «разрешение противоречий». Следующей целью проблемно-ориентированного обучения мы считаем необходимость научить детей рассматривать объект как систему. Здесь мы подключаем МОДЕЛЬ многоэкранной талантливой схемы талантливого мышления, которая позволяет формировать системный взгляд на мир, «инструмент — изделие» и МОДЕЛЬ «универсальный план ответа». Третья цель проблемно-ориентированного обучения на базе ОТСМ-ТРИЗ — это необходимость научить детей использовать признаки объектов в контексте ПРОБЛЕМНЫХ ситуаций. С этой целью мы используем специальные инструменты для описания и решения ПРОБЛЕМ: морфологический ящик, противоречие элемента, противоречие признака, трехходовка Камина, алгоритм решения задач на обнаружение, адаптированный Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ).
Как отмечает А. В. Хуторской, в продуктивном обучении развиваются три вида личных качеств учащихся:
- креативные качества: эмоционально-образные, инициативность, изобретательность, неординарность, самобытность, способность к генерации идей и их продуцированию, раскованность мысли, чувств и движений и т. д.;
- когнитивные качества: умение видеть, слышать, осязать, чувствовать изучаемый объект, любознательность, эрудированность, вдумчивость, сообразительность, склонность к эксперименту, умение задавать вопрос, видеть противоречие, формулировать проблемы и гипотезы, выполнять теоретические и экспериментальные исследования, способность обозначать свое понимание и непонимание по любым возникающим вопросам, наличие личностного понимания смысла, каждого из изучаемых предметов, способность воплощения добываемых знаний в духовные материальные и деятельностные формы и т. д.;
- оргдеятельностные качества: знание учеником своих индивидуальных способностей, черт характера, осознание и умение пояснить цель своих занятий, наличие новой или недостигнутой цели, план её достижения, упорство в доведении дела до конца, способность в умении формулировать правила деятельности, спрогнозировать результат деятельности и смысловое видение изучаемых объектов, навыки самоорганизации и т. д. [6].
Эти же качества развиваются в образовательном процессе с использованием инструментов проблемно-ориентированного обучения на базе ОТСМ-ТРИЗ.
Используя модель для выявления закономерности «Если…, то…», эффекта «Было — стало — изменилось», мы можем давать задания когнитивного типа на вывод закономерности в математике, русском языке, окружающем мире, сформулировать правила поведения в школе, в природе. Применение информационной копилки и технологии работы с ней, тренингов-игр ОТСМ-ТРИЗ по работе с признаками, позволяет помимо исследования с целью вывода закономерности (когнитивное задание), провести также исследование с целью синтеза нового объекта (креативное задание). Так в результате исследовательской работы с копилкой скороговорок, небылиц, загадок, лимериков с целью синтеза нового объекта, учащиеся заполняют паспорт объекта, отыскивают принципы построения заданных единиц и создают их модели, после чего сочиняют собственные тексты. Происходит личностное образовательное приращение из внешних и внутренних образовательных продуктов деятельности.
Использование на уроках литературного чтения, окружающего мира модели «Точка зрения», «Лестница ценностей», «Досье на героя» позволяет дать задания на «проживание» событий и явлений, поставить в ситуацию выбора, осознание своего выбора — это задание можно отнести к заданиям креативного и оргдеятельностного типа.
Как инструменты проблемно-ориентированного обучения на базе ОТСМ-ТРИЗ позволяют реализовать принципы продуктивного обучения?
Принцип метапредметных основ содержания образования — обучение на базе ОТСМ-ТРИЗ включает метапредметные средства, которые используются на разных предметах и позволяют структурировать и преобразовывать информацию с целью выявления, анализа и решения проблем в различных областях знаний [4].
Принцип первичной образовательной продукции — инструменты проблемно-ориентированного обучения на базе ОТСМ-ТРИЗ позволяют учить создавать свою продукцию: исследование копилки с целью вывода закономерности, исследование копилки с целью синтеза объекта.
Принцип ситуативности обучения — инструменты, которые есть у учителя и детей, позволяющие решить возникшую проблему, позволяют идти от интереса ребенка.
Принцип личностного образовательного приращения — в результате организации образовательного процесса с использованием инструментов проблемно-ориентированного обучения на базе ОТСМ-ТРИЗ позволяет формировать универсальные учебные действия.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что модели и инструменты ОТСМ-ТРИЗ могут выступать эффективными инструментами продуктивного обучения в начальной школе. Организация образовательного процесса младших школьников на принципах продуктивного обучения позволяет достичь планируемых результатов освоения ООП НОО, заявленных в ФГОС НОО.
Литература:
1. Гафитулин М. С. Модель перспективного образования // Новые ценности образования: ТРИЗ-педагогика. — 2003. — № 12. — С. 15
2. Громыко Ю. В. ВЕК МЕТА: Современные деятельностные представления о социальной практике и общественном развитии. — М., 2006. — 504 с.
3. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975. — 302 с.
4. Нестеренко А. А. Мастерская знаний: Проблемно-ориентированное обучение на базе ОТСМ-ТРИЗ. Учеб. пособие для / под редакцией А. А. Нестеренко. — М.: BOOKINFILE, 2013. — 591с.
5. Планируемые результаты начального общего образования / Под редакцией Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. — М.: Просвещение, 2010. — 120 с.
6. Хуторской А. В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. — М.: Владос, 2000. — 230 с.
Похожие статьи
Дидактическая игра как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о здоровом образе жизни
В данной работе рассматриваются теоретические и практические вопросы о дидактической игре как средстве формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о здоровом образе. Было проведено исследование по формированию знаний о здоровом образе ...
Информационно-педагогическое сопровождение проектной деятельности будущего учителя
В исследовании представлен анализ имеющихся работ, посвященных выявлению сущности информационного сопровождения, на основании чего формулируется ведущее определение информационно-педагогического сопровождения проектной деятельности будущего учителя.
(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Педагогические условия проектирования и использования электронных образовательных ресурсов для формирования познавательного интереса младших школьников
Статья содержит пути решения проблемы формирования познавательного интереса учащихся начальной школы при обучении информатике. Для решения данного вопроса предлагается использовать в учебном процессе электронные образовательные ресурсы, реализованные...
Рекомендации для преподавателей по использованию технологии модульного обучения
Данная статья повествует о реализации модульного обучения в вузе, раскрыты основные аспекты данной технологии, даны грамотные рекомендации для преподавателей для организации данного обучения. Проведен сравнительный анализ с традиционной технологией о...
Формирование представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста как основа валеологического образования
В данной статье рассматривается проблема формирования представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности в условиях дошкольного учреждения.
Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка с применением приемов технологии системно-деятельностного подхода
В данной статье рассматриваются способы формирования коммуникативной компетенции у школьников на уроках русского языка в условиях реализации системно-деятельностного подхода.
Формирование лексической стороны речи у младших школьников на логопедических занятиях в условиях инклюзивного образования
В статье даются рекомендации по организации лексической работы на логопедических занятиях с младшими школьниками с задержкой психического развития.
О некоторых особенностях организационного этапа современного урока в начальной школе
В данной статье рассмотрены особенности организационного этапа современного урока в начальной школе, описаны эффективные приемы психологического настроя младших школьников на усвоение изучаемого содержания. Охарактеризованы некоторые способы реализац...
Развитие сенсорных представлений у детей раннего возраста через дидактические игры
В статье представлен опыт по разработке дидактических игр по сенсорному раз-витию детей и является практическим материалом по развитию сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста.
Технология и методические аспекты создания электронных учебно-методических комплексов
Целью настоящего статью является обмен опытом по созданию электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК), предназначенных для самостоятельного изучения учениками дистанционного обучения.
Похожие статьи
Дидактическая игра как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о здоровом образе жизни
В данной работе рассматриваются теоретические и практические вопросы о дидактической игре как средстве формирования у детей старшего дошкольного возраста знаний о здоровом образе. Было проведено исследование по формированию знаний о здоровом образе ...
Информационно-педагогическое сопровождение проектной деятельности будущего учителя
В исследовании представлен анализ имеющихся работ, посвященных выявлению сущности информационного сопровождения, на основании чего формулируется ведущее определение информационно-педагогического сопровождения проектной деятельности будущего учителя.
(СТАТЬЯ ОТОЗВАНА) Педагогические условия проектирования и использования электронных образовательных ресурсов для формирования познавательного интереса младших школьников
Статья содержит пути решения проблемы формирования познавательного интереса учащихся начальной школы при обучении информатике. Для решения данного вопроса предлагается использовать в учебном процессе электронные образовательные ресурсы, реализованные...
Рекомендации для преподавателей по использованию технологии модульного обучения
Данная статья повествует о реализации модульного обучения в вузе, раскрыты основные аспекты данной технологии, даны грамотные рекомендации для преподавателей для организации данного обучения. Проведен сравнительный анализ с традиционной технологией о...
Формирование представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста как основа валеологического образования
В данной статье рассматривается проблема формирования представлений о здоровом образе жизни детей дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности в условиях дошкольного учреждения.
Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка с применением приемов технологии системно-деятельностного подхода
В данной статье рассматриваются способы формирования коммуникативной компетенции у школьников на уроках русского языка в условиях реализации системно-деятельностного подхода.
Формирование лексической стороны речи у младших школьников на логопедических занятиях в условиях инклюзивного образования
В статье даются рекомендации по организации лексической работы на логопедических занятиях с младшими школьниками с задержкой психического развития.
О некоторых особенностях организационного этапа современного урока в начальной школе
В данной статье рассмотрены особенности организационного этапа современного урока в начальной школе, описаны эффективные приемы психологического настроя младших школьников на усвоение изучаемого содержания. Охарактеризованы некоторые способы реализац...
Развитие сенсорных представлений у детей раннего возраста через дидактические игры
В статье представлен опыт по разработке дидактических игр по сенсорному раз-витию детей и является практическим материалом по развитию сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста.
Технология и методические аспекты создания электронных учебно-методических комплексов
Целью настоящего статью является обмен опытом по созданию электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК), предназначенных для самостоятельного изучения учениками дистанционного обучения.