Развитие здоровьесберегающего образовательного пространства в условиях внедрения ФГОС ДО
Авторы: Фролова Александра Александровна, Селиверстова Лариса Сергеевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 30.03.2015
Статья просмотрена: 768 раз
Библиографическое описание:
Фролова, А. А. Развитие здоровьесберегающего образовательного пространства в условиях внедрения ФГОС ДО / А. А. Фролова, Л. С. Селиверстова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 132-134. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7689/ (дата обращения: 15.11.2024).
В законе Российской Федерации «Об образовании», в условиях введения ФГОС ДО вопрос о здоровьесбережении направлено на охрану и укрепление физического, психического здоровья каждого воспитанника, в том числе на их эмоциональное благополучие. С этой целью в образовательный процесс внедрены здоровьесберегающие технологии. Дошкольный возраст характеризуется интенсивным формированием всех жизненно важных функций организма, является начальным этапом становления личности. Исходя из этого, работа направлена на создание единого здоровьесберегающего пространства, условий, способствующих сохранению, укреплению физического здоровья детей, а также обеспечивающего психологическое благополучие.
Широко используем социально-оздоровительную технологию, включающую в себя комплекс мероприятий, проходящих через режимные моменты и различные виды детской деятельности, организацию предметно-социальной среды, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
В процессе деятельности решаются следующие задачи:
- обеспечить условия для физического и психологического благополучия всех участников воспитательно-образовательного процесса;
- создать условия для накопления необходимого опыта и знаний для успешного выполнения главных задач воспитательно-оздоровительной работы по укреплению его физического и психического здоровья;
- создать условия для формирования доступных представлений и знаний о пользе физических упражнений, об основных гигиенических требованиях и правилах, основах безопасности жизнедеятельности;
- создать условия для стимулирования воспитанников включаться в процесс физического развития и двигательной активности, побуждать к самопознанию и одновременно создавать условия для внутренней активности личности;
- создать условия для формирования навыков саморегуляции поведения дошкольников, направленные на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья.
- создать условия для совместной работы с родителями, которая направлена на обеспечение здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни;
Для создания здоровьесберегающего пространства следует подчеркнуть важность условий, особенно в условиях реализации ФГОС ДО, обеспечивающих физическое, психическое и социальное благополучие ребенка, организации двигательной развивающей среды. Созданы необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а также для расслабления и отдыха воспитанников. Оздоровительная среда является естественной комфортной обстановкой, рационально организованной и насыщенной разнообразным оборудованием и материалами: имеется физкультурный зал, на участке дошкольного учреждения — спортивная площадка. Спортивная площадка используется для проведения утренней гимнастики, спортивных развлечений, праздников, эстафет, подвижных игр. Укреплению здоровья детей способствует закаливание воздухом и водой. Положительное воздействие воздушных ванн повышается, если сочетается с физическими упражнениями. Световоздушные ванны во время прогулок в теплое время года, начиная со световоздушных ванн в тени деревьев, постепенно переходя к ваннам под прямыми лучами солнца.
В бассейне расположен «фито-бар. Большой оздоровительный эффект имеет ароматерапия — процесс вдыхания ароматов. Это благоприятно воздействует на нервную систему, запахи деревьев и растений, очищают органы дыхания, повышают тонус, улучшают работу сердечно — сосудистой и дыхательной системы, обладают бактерицидным действием.
В группе есть пособия для профилактики плоскостопия, систематизированы подвижные игры и упражнения общеразвивающего воздействия. Основные компоненты здорового начала — покой и движение — должны правильно сочетаться в режиме дошкольного учреждения. Поэтому важным было создание «уголков уединения», где ребенок может побыть один, снять напряжение.
Ежедневно в работе с детьми используем такую форму, как пальчиковые игры, которые являются эффективным средством повышения мыслительной деятельности, развития познавательных психических процессов.
Зрительные паузы, способствующие укреплению зрения, являются необходимой составляющей оздоровительного процесса, во всех видах деятельности. Зрительная гимнастика помогает детям снять усталость, напряжение глаз. Также эффективно использование «минуток покоя» в течение дня.
Все эти средства способствуют развитию психологической комфортности детей, снимают напряжение во время, организованной деятельности.
Точечный самомассаж (А. Уманской), как элемент психофизической тренировки, способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения, повышает защитные силы организма. Проводится с 1–2 раза в день.
В режимные моменты включаем: потянуться как кошка, поваляться как неваляшка, позевать, открывая рот до ушей, поползать как змея без помощи рук. Это очень важно для развития и укрепления опорно-мышечной системы ребёнка, снятия мышечных зажимов.
Одним из методов, который, способствует развитию творчества, фантазии — является музыкотерапия. Музыка, звуки природы повышают интерес к окружающему миру, способствуют развитию культуры ребёнка. Используем этот метод во время организованной и самостоятельной деятельности детей.
Так же работа направлена на обеспечение тесного взаимодействия с семьей. Разработан план совместной деятельности с родителями воспитанников. Целью взаимодействия с родителями является повышение психологической, валеологической компетентности родителей в вопросах формирования практических навыков, в непринужденной обстановке. Поэтому, были выбраны индивидуальные и досуговые формы организации взаимодействия: родительские клубы, консультации, беседы, анкетирование.
- участие родителей в совместных праздниках, «Днях здоровья», посещение НОД, открытые просмотры гимнастик, прогулок и т. д.;
- организация совместных выставок «Нестандартное оборудование», фотовыставок «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья», «В царстве Нептуна»
Такие мероприятия оказывают конкретную практическую помощь семье в сохранении и укреплении физического и психического здоровья ребенка, устанавливают теплые неформальные доверительные отношения между педагогами и родителями и воспитанниками.
Таким образом, созданное здоровьесберегающее пространство направлено на сохранение и укрепление здоровья каждого воспитанника, способствует снижению заболеваемости и облегчает адаптацию ребенка к школьным нагрузкам. И является важнейшим условием по формированию физически развитой, социально-активной, творческой личности.
Литература:
1. Антонов Ю. Е. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология 21 века: Пособие для исследователей практических работников/ Авт.-сост.: Ю. Е. Антонов, М. Н. Кузнецова, Т. Ф. Саулина. — 3-е изд., испр. и доп. — М — 80 с. (Развитие и воспитание дошкольника)
2. Крылова Н. И. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия / сост. Н. И. Крылова. — Волгоград: Учитель, 2009. — 218 с.: ил.
3. Соседенко Т. А. Формируем предмет-развивающую среду. Дизайн — проект Психологический уголок // Справочник старшего воспитателя. — М.: ЗАО МЦФР, 2011, № 1, С.36–44.
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» — Новосибирск: Норматика,2013–128с.