Исследовательская деятельность обучающихся в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов
Автор: Голд Елена Александровна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 26.03.2015
Статья просмотрена: 354 раза
Библиографическое описание:
Голд, Е. А. Исследовательская деятельность обучающихся в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов / Е. А. Голд. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 73-76. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7693/ (дата обращения: 15.11.2024).
Исследовать — значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто.
А. Сент-Дьердьи
В концепции Федеральных государственных стандартов нового поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достигаемого путем освоения универсальных и предметных способов действий, ведущих идей и ключевых понятий.
Сущность учебного предмета и его специфики раскрывается на основе системно-деятельностного подхода, согласно которому учебный предмет строится как система целенаправленно организованной учебной деятельности, в ходе которой учащиеся, совершая определенные специфичные для данного учебного предмета действия, осваивают универсальные и предметные способы действий, ключевые утверждения, понятия и теории, существенные свойства изучаемых объектов и отношения между ними.
Ребенка необходимо научить воспринимать, анализировать и структурировать информацию, работать в команде, ставить перед собой цели, контролировать свои действия, находить причины неуспеха и пути преодоления проблем.
Как можно организовать учебный процесс, чтобы он обеспечивал развитие у учащихся мыслительных и исследовательских умений, необходимых для самостоятельного учения? Одним из таких эффективных способов является систематическое применение исследовательского метода в образовании. Данный метод предполагает не только индивидуальный, но и групповой, совместный поиск неизвестного учащимися.
Исследовательская деятельность (экспериментирование). На сегодняшний день существует 6 основных подходов к организации обучения:
1. Синергетический подход. Используется меньше в отечественной педагогике, больше на западе. Синергетика — хаос — свободное воспитание, самостоятельное воспитание.
2. Теория активного обучения.
3. Развивающее обучение.
4. Проблемное обучение. Активное взаимодействие с окружающей средой (сенсорный опыт — через руки) и создание проблемных ситуаций.
5. Модульное обучение. Реализуется в средней и высшей системах образования.
Инвариантный набор знаний (обязательный для всех) + дополнительный и + вариативный (на выбор)
6. Акмеологический подход (научный подход). Используется в системе повышения квалификации взрослых. Обучение с учетом возрастных особенностей.
Технология проблемного обучения.
Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и самостоятельное их разрешение ребенком. Основная цель проблемного обучения не формирование знаний, умений и навыков, а формирование познавательной активности. Необходимо создать проблемную ситуацию, а сделать вывод должны дети.
Основные показатели познавательной активности:
1. Интерес.
2. Самостоятельность в организации.
3. Умение задавать вопросы по теме (когда вопросов нет, то познавательная активность невысокая).
4. Умение замечать ошибки свои и других.
5. Умение выдвигать новую задачу (т. е. самому создать новую проблемную ситуацию).
6. Способность использовать знания самостоятельно.
Виды проблемных ситуаций.
Познавательная активность детей зависит от познавательной активности взрослого.
1. Сначала должны быть спонтанные не целевые ситуации (звук, шум, упал какой-либо предмет и т. п.)
а) Ребенок во время прогулки видит паука — это производит на него огромное впечатление. Необходимо заметить эту ситуацию и отреагировать. О чем можно поговорить? Кто это? Что делает? Можно вспомнить стихи, загадки и т. п.
б) Во время занятия распахивается окно и ветер сдувает со столов какие-либо дидактические пособия (если занятие по математике — можно измерить как далеко улетели предметы, посчитать сколько и т. п.).
в) Ребенок постоянно хочет слушать какую-либо песню. Задача педагога включиться и поговорить, узнать почему нравится.
Чем больше мы будем обращать внимание на какие-либо вещи, которые интересуют ребенка, тем больше у него будет интерес (т. е. возникает очаг).
г) У ребенка есть любимая сказка, которую он просит читать постоянно.
Основой экспериментирования является не целевая ситуация, т. е. умение педагога увидеть то, что интересует ребенка.
2. Целевые проблемные ситуации.
1 вариант. Подвести к противоречию и предложить самостоятельно найти решение. Это ситуация: чем лучше, тем хуже; чем больше, тем меньше.
2 вариант. Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос: что в этом хорошего, что плохого.
3 вариант. Рассматривание явления с позиции людей разных профессий.
4 вариант. Постановка проблемной задачи с недостаточными или избыточными данными, противоречивыми данными (задачи на сообразительность, на смекалку) и с заведомыми ошибками, с ограничением времени выполнения задания.
Игры на развитие сенсорных представлений ребенка.
1. «Чудесный мешочек»
2. «Волшебный город» (конец младшей группы)
Методика организации занятий.
Занятие является итоговой формой работы с детьми.
Сначала идет совместная деятельность (показ вариантов опытов и экспериментов), затем самостоятельная деятельность детей (предметы остаются в группе) и только потом организация занятия как обобщения.
В экспериментировании важно не количество опытов, а качество рассмотрения проблемы. Лучше рассмотреть одно явление с разных точек зрения, чем разные явления, но только с одной точки зрения.
Например: Влияние воды на жизнь растений
1) Разная вода по разному влияет на рост растений (по количественному состоянию, чистая, грязная)
2) Комплекс факторов, влияющих на жизнь растения (вода, воздух, тепло)
3) Влияние воды на жизнь растений, разных условий произрастания.
Структура занятия.
1. Предварительная работа.
- совместная деятельность с детьми, чтение литературы.
- эвристическая беседа: вспомнить о том, что было (не рассказать, а восстановить в памяти с помощью вопросов) — до занятия или 5 минут на занятии.
- тренинг
- игры
2. Постановка проблемной ситуации.
3. Самостоятельная деятельность детей. Это большая часть времени, отведенная на занятии.
4. Обсуждение, обобщение.
5. Фиксация результатов опыта (пиктограммы, самоделки, фотоматериалы)
Игра «Рассуждалки». Варианты проблемных вопросов:
- Елка — это дерево? (потому что…)
- Имеет ли воздух вес?
- Что такое мыльный пузырь?
- Может ли человек (животное, растение) долго находиться без воздуха?
- Что такое ветер?
- Дым — это воздух?
- Почему появляется иней на стеклах?
- Как сделать туман в своей комнате?
- Когда быстрее сохнет мокрое белье?
- Почему двигаются облака по небу?
- Чем растениям помогает ветер?
- Когда от ветра польза, а когда вред?
- Как сделать ветер?
- Почему не замерзают под снегом растения?
- Зачем размешивают ложкой соль и сахар?
- Какая вода называется минеральной?
- Почему вода в реках имеет разный цвет?
- Как можно объяснить пословицу: «Вода всему голова»?
- В море впадает много рек. Почему же оно не переполняется и не заливает сушу?
- Для чего в крышках чайника делают отверстия?
- Почему летом после дождя легче дышится?
- Гриб — это растение?
- Что такое Африка?
Организация предметно-пространственной среды в группе:
1. Центр науки (отдельное помещение).
2. Место для постоянной выставки (мини-музей: коллекция минералов и т. д.).
3. Место для приборов, отдельные столы (одноместные).
4. Место для выращивания растений.
5. Место для хранения материалов.
6. Место для проведения опытов.
7. Место для неструктурированных материалов (глина, песок, вода).
Зона экспериментирования включает 2 части:
1 часть: Зона сенсорных и перцептивных действий (доминирует в младшей группе).
- Бусины, пуговицы (найти нетрадиционный способ использования).
- Веревки, шнурки, тесьма, нитки.
- Пластиковые бутылочки разного размера.
- Разные прищепки из разного материала.
- Камешки разного размера.
- Семена фасоли, бобов, гороха, семечки, крупы.
- Косточки, скорлупа орехов.
- Спилы дерева разных пород.
- Винтики, гайки, шурупы.
- Пух и перья.
- Пробки разноцветные.
- Упаковки от киндер-сюрпризов.
- Вода и пищевые красители.
- Бумага разного сорта, ткань разной фактуры, материалы.
- Песок и глина.
- Фотобумага, фотопленка.
- Разные резинки.
- Игры-Монтессори.
2 часть: Зона опытов и экспериментов (доминирует в старшей группе).
- Мерные ложки разного размера, материала.
- Сито и воронки.
- Резиновые груши разного размера.
- Упаковки контейнеров от яиц, из-под конфет, из-под мыльниц.
- Резиновые и пластиковые перчатки.
- Пипетки с закругленными концами.
- Шприцы без игл.
- Резиновые и пластиковые трубочки, соломки для коктелей.
- Прихватки, пинцеты с закругленными концами.
- Увеличительные стекла, микроскопы, спиртовки, пробирки.
- Портновский метр, рулетка, линейка.
- Свечки, подсвечники.
- Часы разнообразные, календари.
- Степлеры, дыроколы.
- Магниты, фартучки, нарукавники.
- Щеточки, совочки.
- Бумага для записи.
Классификация методов.
1. Проблемный вопрос. (Например: Зачем у кошки мягкие лапки?)
2. Что выше прыгнет: деревянный кубик или резиновый мячик?
Давай проверим? — это превращает проблемный вопрос в эксперимент.
3. Опыт (например: Как можно узнать, что растворено в стакане: соль или сахар?)
Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития, в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира.
В процессе экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки свойства явления или объекта природы (цвета, формы, величины): мнется, ломается, высоко — низко — далеко, мягкий — твердый — теплый).
Работа с детьми направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира. Активное исследование опыта игровой и практической деятельности детей (Почему лужи ночью замерзают, а днем оттаивают? Почему мячик катится?). Группировка объектов по функциональным признакам (обувь, посуда). Классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда: чайная — столовая).
Активно в этом возрасте используются строительные игры, позволяющие определить признаки и свойства предметов в сравнении с геометрическими эталонами (круг, прямоугольник, треугольник, призма и т. д.).
Примерная тематика элементарных опытов и вариантов игр-экспериментирований в дошкольном возрасте
Младший дошкольный возраст:
1. Вода — жидкость, может течь.
2. Теплая и холодная вода.
3. Игры с водой.
4. Игры с песком.
5. Игры со снегом.
6. Изменения, происходящие со снежинкой на теплой руке.
7. Что можно делать с дарами осени.
8. Полеты в небе (перышко, листья, шарик).
9. Посадка лука.
10. В каждой бутылке своя пробка.
Средний дошкольный возраст:
1. Как рыба в воде (тонет, не тонет).
2. Животные (определить обоняние у кошки, слух у кошки и собаки).
3. Растения (выбрать среду для посадки).
4. Камни (разбор по величине, по однородности составов).
5. Превращение воды в лед и обратно.
6. Защитные свойства снега.
7. Посадка лука в различную почву.
Старший дошкольный возраст:
1. Опыт с почвой, песком.
2. Маленькие айсберги.
3. Замораживаем почву.
4. Как обнаружить ветер?
5. Почему дует ветер?
6. Воздух вокруг нас.
7. Свойства воздуха.
8. Испытание магнитом.
9. Извержение вулкана.
10. Фонтан из бутылки (нагретый воздух).
11. Плавающие монеты.
12. Гром и молния.
13. Смена времен суток, года.
14. Круговорот воды в природе.
15. Опыты с растениями (посадка в различные растворы, выбор почвы).
Формы работы по итогам экспериментирования.
1. Схемы (старший дошкольный возраст)
2. Дневник наблюдений (в виде рисунка, таблицы)
3. Коллажи.
4. Составление рассказов и сказов, рисунки по сказкам.
5. Составление загадок.
6. Моделирование.
7. Фотоматериалы (во всех возрастных группах).
8. Фиксация наблюдения в виде зарисовок.
9. Самоделки.
10. Выставка итогов опыта.
11. Пиктограммы.
12. Проведение режиссерских игр.
13. Показ фокусов на основе полученных знаний.
Исследовательская деятельность обучающихся — это деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
Организация исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Эти задачи могут решаться в любом образовательном учреждении при наличии инициативной группы педагогов-единомышленников во главе с управленцем, организатором учебно-воспитательного процесса и научного руководства развитием этой деятельности со стороны специалиста или научного учреждения. Этим педагогам потребуется определённый уровень научно-методической подготовки, владение технологией проектирования и исследовательским методом.
Кроме того, исследовательская деятельность наряду с оптимизацией учебного процесса предполагает развитие самостоятельного мышления, умения добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные решения и открывать новое, что остается актуальным вопросом на сегодняшний день.
Литература:
1. Белова, Е. С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать: пособие для воспитателей и родителей.- 3 –е изд. / Е. С. Белова. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. — 144 с.
2. Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся / С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. — 2006. — № 18. — С. 68–74.
3. Карпов, Е. М. Учебно-исследовательская деятельность в школе / Е. М. Карпов // Лучшие страницы педагогической прессы. — 2001. — № 6. — С. 54–63.
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г