Использование народного фольклора в речевом развитии дошкольников
Авторы: Кондрашева Юлия Викторовна, Прудских Эльвира Викторовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 05.04.2015
Статья просмотрена: 933 раза
Библиографическое описание:
Кондрашева, Ю. В. Использование народного фольклора в речевом развитии дошкольников / Ю. В. Кондрашева, Э. В. Прудских. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 94-96. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7694/ (дата обращения: 19.12.2024).
Одним из основных направлений воспитания и обучения детей в детском саду является развитие речи и речевого общения. Главной задачей, которого является творческое освоение норм и правил родного языка, умение применять их в конкретных ситуациях, овладение основными коммуникативными способностями.
Неоценимую роль в решении этой задачи оказывает игра. Как подчеркивают учёные, игры снимают психологические барьеры, вселяют уверенность в собственных силах, улучшают общение детей со сверстниками и взрослыми.
Игра в жизни ребенка занимает исключительное положение. Она начинается в ранний колыбельный период и является вначале выражением чисто физиологических потребностей и побуждений. Со временем становится главным занятием ребенка, приобретает социальные черты и представляет собой «горячую, неустанную, но вместе с тем и веселую работу, с помощью которой энергично развиваются дух и тело ребенка, насаждаются в нем знание и опыт и закладываются первые основы для его будущей деятельности в жизни». А. В. Луначарский говорил: «Неправда, будто игра несерьезна. Для ребенка серьезна всякая игра, ибо, играя, он живет».
Двустороннюю связь между речью и игрой рассматривала Т. А. Репина. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой — игра развивается в процессе развития речи. Игра сопровождается словами, с помощью которых ребенок создает образ, разыгрывает роль, подражая речи, поступкам и действиям изображаемых людей.
Богатейшим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные навыки, развивающих речь во всех её аспектах, является русский народный фольклор. По словам ученого-лингвиста Виноградова Г. С., едва ли можно найти материал, более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это — детский фольклор. Фольклор — одно из действенных средств, таящий огромные дидактические возможности. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.
Детский фольклор дает возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с колыбельных, потешек, пестушек, песенок, хороводов. Затем дети увлеченно слушают сказки, отгадывают загадки, играют в народные хороводные игры. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка — особенность этих фольклорных произведений-миниатюр.
Прибаутки, потешки, пестушки приносят радость детям. Они наполнены внутренней эстетической и эмоциональной силой. Без этих веселых стишков ребенок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, формирование культурно-гигиенических навыков превратится в скучное безрадостное выполнение указаний взрослого, выполнение каких-то движений не вызывает интереса радости, желание повторить еще и еще.
Еще в раннем возрасте мама приучает ребенка к игре со словом, напевая ему колыбельные песни. Он еще не произносит слов, вдруг случайно вырывается звук, и он уже повторяет его на все лады. Ребенок играет со звуками. Затем идут пестушки, сопровождающие физические упражнения «порастушки-потягушки». Затем, играя со словом, дети начинают понимать родной язык.
Словесные игры составляют основу всей работы, целью которой является развитие речевой активности детей, умение соотносить действие со словом потешки, стиха, понимание значения слов, умение правильно их произносить.
Важным условием успешной работы над словарем детей является единство развития словаря с развитием познавательных процессов. В этом помогает бытовой фольклор: детские народные песенки.
Для совершенствования произношения изменения темпа речи, развития артикуляционного аппарата, использую скороговорки.
Формируя связную речь ребенка, учу его пользоваться различными звуковыми средствами. Это и интонация, и логическое ударение, подбор наиболее подходящих слов, метафор, синонимов, умение строить сложные предложения.
Для развития всех сторон речи и речевого общения из всего фольклорного ряда я выделила потешки и прибаутки. Они стали почвой на пути решения всех дидактических задач. Потешка не может существовать отдельно от игры. Она ритмична, содержательна, наполнена информацией об окружающем мире. В ней описываются конкретные образы. Потешка дает нравственный урок. Обучение языку ведется на чистых, доступных пониманию ребенка образцах поэтической речи, обучение в процессе игры не утомляет ребенка, и доставляет ему удовольствие, наслаждение.
Потешки являются первой ступенью лестницы, ведущей к познанию богатств русского языка, к усвоению народной поэзии. Дети воспринимают богатство звуков, обилие меняющихся картин и явлений, но в их речи еще нет слов, обозначающих эти понятия, отсюда стремление детей к звукоподражаниям, к показу действиям. Прибаутки расширяют представления детей о предметах и явлениях, лежащих за пределами личного опыта и конкретно-чувственного восприятия действительности, используя их, возможна игра понятиями на уровне смысла.
При работе над потешкой главное — не учебная мотивация детей. В играх с потешками детей ориентирую, прежде всего, на смысловую сторону речи, в результате чего в их воображении возникает образ игрового персонажа. Активизирую игровое и речевое взаимодействие детей с помощью проблемных речевых ситуаций. При этом развиваю речевое дыхание, артикуляционный аппарат, правильное произношение звуков, чувство ритма.
В результате проводимой мной работы дети охотно вступают в контакт с воспитателями и сверстниками;
- отвечают словом и действием на побуждающие предложения и вопросы;
- овладели ситуативно-деловым общением с взрослыми, происходит становление эмоционально-практического речевого общения с ровесниками;
- обозначают в игре словом роль в действии;
- понимают и используют слова для обозначения обобщения и замещения людей, предметов или действий.
Развитие речи — это основной показатель психологического и личностного развития ребенка. От развития речевого и игрового взаимодействия детей зависит качество речи каждого ребенка и, в конечном итоге, мера успешности обучения детей в школе.
Литература:
1. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор — М., 1957.
2. Ершова А., Букатов В. Возвращение к таланту — Красноярск, АКМЭ, 1999
3. Мельников М. Н. Русский детский фольклор: — М.: Просвещение, 1987.
4. Развивающие игры с малышами до трех лет. Сост. Галанова Т. В. — Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2004.