Психологическая компетентность воспитателя как показатель профессионализма | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2015)

Дата публикации: 28.03.2015

Статья просмотрена: 1870 раз

Библиографическое описание:

Порягина, О. А. Психологическая компетентность воспитателя как показатель профессионализма / О. А. Порягина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 106-107. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7696/ (дата обращения: 15.11.2024).

Сегодня необычайно важна проблема обеспечения качества дошкольного образования, в котором именно педагог является основной фигурой.

С качеством дошкольного образования тесно связаны психологические компетентности воспитателя. Воспитатель должен «владеть организаторскими умениями, пониманием психологию своей профессиональной сферы и психологию ребенка, уметь руководить проектной деятельностью, осуществлять рефлексию своей деятельности и деятельности своих коллег и т. д. Психологическая компетентность воспитателя заключается в умении создать, организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным всестороннее развитие ребенка. Задача воспитателя — помочь детям развивать способности, осознать свою социальную значимость. Умение учиться и развиваться, а также умение позитивно взаимодействовать в группе, работая на общий результат, стало в современном обществе одной из основных социальных ценностей и, как следствие этого, основным содержанием дошкольного образования.

Цель дошкольного образования состоит не в том, чтобы давать знания, а в том, чтобы научить детей пользоваться теми средствами, которые помогут им порождать знания, необходимые при решении различных проблемных ситуаций в личной, общественной деятельности. Успех образовательного процесса во многом зависит от личностных качеств воспитателя, профессионализма, способностей и компетенций.

Воспитатели (причем, не только начинающие) подчас не могут осуществлять эффективное общение с детьми, находить оптимальные способы поведения, и оказываются не в состоянии самостоятельно переосмыслить теоретические знания и перевести их на язык практических действий. Чтобы отвечать этим требованиям, воспитатель должен, прежде всего, обладать психологической компетентностью.

В широком смысле компетентность в основном понимается как степень зрелости человека, которая подразумевает определенный уровень психического развития личности (обученность и воспитанность) и позволяет индивиду успешно функционировать в обществе. Более узкая трактовка предполагает рассмотрение компетентности преимущественно в качестве деятельностной характеристики.

Компетентная психологическая деятельность предъявляет определенные требования к личности воспитателя, т. е. развитие его потребностно-мотивационной, когнитивной, эмоционально-ценностной, операциональной, коммуникативной и рефлексивной составляющих. Это формирование готовности к профессиональной деятельности в системе реализации ФГОС ДО, готовности к инновационной деятельности и потребности в самообразовании. Способность на диагностической основе самостоятельно выбрать оптимальную модель для воспитанников и в ее рамках спроектировать реальный воспитательно — образовательный процесс становится важным условием становления профессиональной психологической компетентности.

В структуре психологической компетентности воспитателя можно выделить:

-         компетентность в общении;

-         интеллектуальная компетентность;

-         социально-психологическая компетентность.

Характеризуя отдельные компоненты коммуникативной компетентности необходимо отметить, что когнитивная компетентность способствует грамотному решению профессиональных задач, поскольку позволяет применять разнообразные способы поиска решений, использовать разнообразные приёмы и методы выхода из сложных проблемных ситуаций, грамотно анализировать и синтезировать наличную информацию.

Коммуникативная компетентность является одним из наиболее значимых элементов психологической компетентности, поскольку позволяет успешно выстраивать процесс общения, создавая положительные отношения с участниками образовательных отношений, позволяет грамотно транслировать собеседникам свои мысли, налаживать контакт.

Интеллектуальная компетентность представляет собой определённый объём знаний из разных сфер жизнедеятельности, актуализация которых в текущий момент способствует принятию грамотного решения. У педагога должен быть обширный запас знаний из области психологии личности дошкольника, психологии развития, психологии общения, других областей психологии, необходимых для ежеминутного выстраивания взаимодействия с воспитанниками, умение применять эти знания в реальных ситуациях взаимодействия.

Социальная компетентность способствует социальной адаптации, самоактуализации личности в образовательной организации, возможности достижения авторитета и проявления своей уникальности.

Социально-педагогическая компетентность проявляется в том, как педагог организует и планирует свою педагогическую деятельность, организует деятельность воспитанников, выбирает соответствующие методы, средства, приёмы педагогической деятельности, методы контроля и самоконтроля, обратной связи с участниками образовательных отношений.

Аутопсихологическая компетентность обеспечивает возможность контроля за своим поведением, осознание своих личностных качеств, развитие сильных сторон своей личности, возможность самосовершенствования, самооценки, самоконтроля, саморегуляции.

Таким образом, психологическая компетентность воспитателя в соответствии ФГОС ДО включает в себя:

-         осведомленность воспитателя об индивидуальных особенностях каждого воспитанника, его способностях, сильных сторонах характера, достоинствах и недостатках которые проявляются в принятии продуктивных стратегий индивидуального подхода в работе с ним;

-         осведомленность в области процессов общения, происходящих в группе, с которой воспитатель работает, процессов, происходящих внутри группы, в какой мере процессы общения содействуют или препятствуют развитию ребенка;

-         осведомленность воспитателя об оптимальных методах обучения, о способности к профессиональному самосовершенствованию, а также о сильных и слабых сторонах своей собственной личности и деятельности и о том, что и как нужно сделать в отношении самого себя, чтобы повысить качество воспитательно-образовательной деятельности.

 

Литература:

 

1.                  Лазаренко Л. А. Психологическая компетентность педагога как фактор профессионализации // Современные наукоёмкие технологии. — 2008. — № 1. — С. 67–68.

2.                  Терпигорьева С. В. Практические семинары для педагогов. Психологическая компетентность воспитателей: сб. статей. Вып. 2. — М.: Учитель, 2011. — 143 с.

 

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, психологическая компетентность воспитателя, грамотное решение, интеллектуальная компетентность, коммуникативная компетентность, образовательный процесс, осведомленность воспитателя, педагогическая деятельность, процесс общения, психологическая компетентность.

Похожие статьи

Психологическая компетентность современного педагога как условие качественного освоения образовательной программы

Исследовательская компетентность как основной компонент профессионализма педагога

Тьюторская позиция педагога-воспитателя как инновационный параметр качества профессиональной деятельности

Культура профессионального общения как фактор профессиональной компетентности педагога-психолога

Структурные компоненты профессиональной компетентности социального педагога

Коммуникативность как составная часть методической компетентности педагога профессионального колледжа

Компетентность в общении педагога как фактор эффективности образовательной деятельности

Имидж как фактор успешной профессиональной деятельности педагога-психолога

Образовательная среда как фактор формирования социально-профессиональных компетенций воспитателя

Психологическая грамотность и компетентность современного педагога

Похожие статьи

Психологическая компетентность современного педагога как условие качественного освоения образовательной программы

Исследовательская компетентность как основной компонент профессионализма педагога

Тьюторская позиция педагога-воспитателя как инновационный параметр качества профессиональной деятельности

Культура профессионального общения как фактор профессиональной компетентности педагога-психолога

Структурные компоненты профессиональной компетентности социального педагога

Коммуникативность как составная часть методической компетентности педагога профессионального колледжа

Компетентность в общении педагога как фактор эффективности образовательной деятельности

Имидж как фактор успешной профессиональной деятельности педагога-психолога

Образовательная среда как фактор формирования социально-профессиональных компетенций воспитателя

Психологическая грамотность и компетентность современного педагога