Возможности оценки уровня сформированности личностных универсальных учебных действий
Автор: Ковылева Юлия Эдуардовна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 27.03.2015
Статья просмотрена: 1222 раза
Библиографическое описание:
Ковылева, Ю. Э. Возможности оценки уровня сформированности личностных универсальных учебных действий / Ю. Э. Ковылева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 175-178. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7699/ (дата обращения: 19.12.2024).
В статье раскрывается возможность оценки уровня сформированности личностных УУД на основе компетентностного подхода с помощью методик, разделенных по аффективной («отношения», «чувства», «ценности») сфере.
Ключевые слова: универсальные УУД, личностные УУД, оценка уровня сформированности личностных УУД, компетентностный подход.
В основу современного образовательного процесса положены идеи развития личности школьника, ставящие перед современной школой непростую задачу: формирование и развитие мобильной самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. Образовательные стандарты второго поколения устанавливают требования к созданию условий для решения стратегической задачи развития российского образования — повышение качества образования, достижения новых образовательных результатов: предметных, метапредметных, личностных. В современном понимании школа должна акцентировать внимание не только на передаче школьникам знаний, умений и навыков, но и формировать универсальные учебные действия для умелого использования и применения в любой жизненной ситуации. Термин «универсальные учебные действия» определяют как умение учиться, т. е. «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта» [3]. В психологическом значении УУД трактуется как совокупность навыков учебной работы и способов действия учащегося с помощью, которых ученик готов самостоятельно организовать процесс по усвоению новых
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
- самоопределение — личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- смыслообразование — установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
- нравственно-этическая ориентация — действие нравственно — этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Новые требования к образовательным результатам требуют новых подходов к их проектированию и оценке. В настоящее время в школах широко используются балльные и критериальные системы, позволяющие оценить предметные и общеучебные знания и умения учащихся.
При подходе к проектированию и оценке метапредметных и личностных результатов каждого ученика требуются другие подходы, одним их которых является таксономический. В рамках образовательной области Б.Блумом еще в 1956 г. была создана первая таксономия педагогических целей [1; 2]. При этом Б. Блум и Д. Кратволь разделили цели образования на три области: когнитивную (требования к освоению содержания предмета), психомоторную (развитие двигательной, нервно-мышечной деятельности) и аффективную (эмоционально-ценностная область, отношение к изучаемому).
Первая таксономия охватывает когнитивную область и позволяет проектировать и оценивать метапредметные результаты образования.
Для проектирования и оценки личностных результатов образования может быть использована другая таксономия Блума — таксономия по аффективной («отношения», «чувства», «ценности») сфере. Эта сфера охватывает вопросы, относящиеся к эмоциональной составляющей обучения: от базисного желания получать информацию до интеграции верований, идей и взглядов [4; 6]. Для описания эмоционального компонента наших действий Блум и его коллеги предложили пять основных категорий: восприятие, реагирование, ценностные ориентации, организация, распространение.
Таблица 1
Типы умений (способностей) в зависимости от уровня развития эмоциональных процессов.
Уровень развития |
Умения, способности учащихся |
Восприятие |
· готовность получать информацию; · признание необходимости учиться; · умение активного слушания; · восприимчивость к социальным проблемам и т. д. |
Реагирование |
· активное участие в собственном обучении; · проявление интереса к учебным предметам; · готовность сделать презентацию, проект; · участие в обсуждениях различных проблем; · добровольная помощь другим и т. д. |
Ценностные ориентации |
· уважение к индивидуальным и культурным различиям; · толерантность; · забота о благополучии других; · вера в демократические процессы и т. д. |
Организация |
· соединение различных ценностных ориентаций · разрешение противоречий, · способность к эффективному взаимодействию, · умение разрешать противоречия, находить компромисс · понимание необходимости равновесия между свободой и ответственностью; · принятие на себя ответственности за свое поведение и т. д. |
Распространение |
· обладание некоторой системой ценностей с точки зрения своих убеждений, идей и взглядов, которые устойчиво и предсказуемо определяют его поведение; · уверенность при самостоятельной работе; · умение выполнять различные роли при работе в команде; · хорошая личная, социальная и психологическая адаптируемость и т. д. |
Вторую группу педагогических целей, таким образом, составляют цели формирования эмоционально-личностного отношения к окружающему миру. Они выражаются через восприятие, интерес, склонности, способности, переживания чувств, формирование отношения, его осмысление и проявление в деятельности.
Первая категория (восприятие) обозначает готовность и способность ученика воспринимать те или иные явления, поступающие из окружающего мира стимулы. С позиции учителя путь к достижению таких целей состоит в том, чтобы привлечь, удержать и направить внимание ученика.
Вторая категория (реагирование) обозначает активные проявления, исходящие от самого ученика. На данном уровне он не просто воспринимает, но и откликается на то или иное явление или внешний стимул, проявляет интерес к предмету, явлению или деятельности.
Третья категория (ценностные ориентации) обозначает различные уровни усвоения ценностных ориентаций (то есть, отношения к тем или иным объектам, явлениям или видам деятельности).
Четвертая категория (организация) охватывает осмысление и соединение различных ценностных ориентаций, разрешение возможных противоречий между ними и формирование системы ценностей на основе наиболее значимых и устойчивых.
Пятая категория (распространение) обозначает такой уровень усвоения ценностей, на котором они устойчиво определяют поведение индивида, входят в привычный образ действий, или жизненный стиль.
С таксономией Блума перекликается и таксономия, отраженная в современных российских исследованиях.
Компетентностный подход, являясь одним из доминирующих факторов модернизации российского образования, выделяет личностную компетентность учащихся [5], под которой понимается интегральная характеристика личности школьника, в структуру которой входят следующие компоненты:
- индивидуально-психологический (личностные особенности, интеллектуальные и творческие возможности, лежащие в основе готовности и способности школьника к обучению и саморазвитию);
- мотивационно-ценностный (сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки);
- деятельностный (учебные умения, навыки, сформированность универсальных учебных действий);
- коммуникативный (навыки межличностного взаимодействия в образовательном процессе)
Выделенные компоненты позволяют произвести оценку личностных результатов образования с помощью психологических и психодиагностических методик, примеры которых представлены в таблице 2.
Таблица 2
Примеры методик, позволяющих произвести оценку сформированности личностных универсальных учебных действий
Компонент характеристики |
Примеры диагностических методик |
Индивидуально-психологический |
· определение уровня умственного развития учащихся (методика Ясюковой Л. А, ГИТ, ШТУР); · нейропсихологическая диагностика определения доминирующего полушария головного мозга (тест Павлова И. П.); · тест Д.Голланда на определение типа личности; · методика «Определение склонностей» (Л. А. Йовайши); · тест «Способности школьника» (Гаврилина А. В., Новикова Л. И.) |
мотивационно-ценностный |
· диагностика уровня воспитанности (методика Шиловой М. И.); · определение уровня сформированности ценностных ориентаций (методика Рокич М. Н.); · методика выявления уровня социальной зрелости выпускников (Кожевникова Т. Н.) |
деятельностный |
· определение ведущей деятельности, мотивации (Лусканова Н. А.); · методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса; · статистический анализ успеваемости · методика измерения мотивации достижения и избегания неудач (Р. С. Немов) · методика диагностики личности на мотивацию к успеху (Т. Элерс) |
коммуникативный |
· тест «Межличностная диагностика стиля взаимодействия» (К. Томас): · тест «Выявление и оценка коммуникативных и организаторских способностей» (Ясюкевич Н. В.) · тест уровня сотрудничества в классе (Евсеева О. Л.) · социометрия; · самооценка лидерских качеств (Тихомирова Е.) |
Бесспорно, внедрение новых образовательных стандартов возможно лишь при эффективном взаимодействии педагогов и психологов, которые становятся активными участниками формирования и оценки личностной компетентности школьников на всех этапах общего образования.
Оценка личностной компетентности школьника позволяет своевременно вносить коррективы в образовательный процесс, что в итоге позволит решить одну из основных проблем реализации новых образовательных стандартов.
Литература:
1. Anderson, L. W. A Taxonomy for Learning, Teaching, and Assessing: A Revision of Bloom's Taxonomy of Educational Objectives / L. W. Anderson, D. R. Krathwohl. — 2001. –http://www.businessballs.com/bloomstaxonomyoflearningdomains.htm
2. Bloom B. S. Taxonomy of education objectives: The classification of education goals: Handbook I, cognitive domain / B. S. Bloom. — New York: Longman, 1956.
3. Бурменская Г. В., Володарская И. А., Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли / Г. В. Бруменская, И. А. Володарская, А. Г. Асмолов. — М.: Просвещение. — 2014. — 159 с.
4. Кеннеди Д. Написание и применение результатов обучения: практическое руководство. Университет Корк (Ирландия), пер. Карачаровой Е. Н., 2007 г.
5. Леонова Е. В. Личностная компетентность школьника и методы ее оценки / Е. В. Леонова //Начальная школа плюс До и После. — 2012. — № 4. — С. 1–6
6. Уолш А., Вебб М. Пособие по написанию результатов обучения Кингстонского университета (пер. Тарасюк Л. Н.), 2002.
Ключевые слова
компетентностный подход, Компетентностный подход., компетентностный подход., универсальные УУД, личностные УУД, оценка уровня сформированности личностных УУДПохожие статьи
Организация самостоятельной работы студентов средствами компетентностно-когнитивного подхода
Данная статья посвящена вопросам организации самостоятельной работы студентов вузов в ходе обучения иностранному языку с помощью компетентностного и когнитивного подходов. Рассматриваются возможности использования этих подходов в комплексе с целью оп...
Сущность компетентностного подхода в формировании личностных качеств будущего учителя
Данная статья посвящена описанию компетентного подхода обучения в подготовке будущего учителя к профессиональной деятельности, предлагаются новые методы обучения и воспитания, способствующие формированию компетенций будущего учителя.
К вопросу об оценке «гибких компетенций» подростков
В статье описаны универсальные компетентности и соответствующие им soft skills. Показаны результаты опроса, проведенного среди участников Образовательного терренкура «Движение вверх», состоявшегося в Санкт-Петербургском городском Дворце творчества юн...
Возможности оценки профессиональной компетентности студентов в зависимости от профиля обучения
В статье рассмотрены возможности оценки профессиональной компетентности студентов в зависимости от профиля обучения. Текст статьи содержит результаты эмпирического исследования оценки уровня сформированности профессиональной компетентности студентов ...
Роль оценочных способностей в формировании и развитии личности обучающегося
Статья посвящена рассмотрению роли оценочных способностей в формировании и развитии личности обучающегося. Оценочные способности обучающегося анализируются во взаимосвязи с другими психологическими функциями и характеристиками личности. Отмечается зн...
К вопросу о коммуникативной компетенции врача как об условии эффективного общения с пациентом
В статье рассматриваются общие вопросы организации дискурса, а также влияние уровня коммуникативной компетенции специалиста (врача) на результаты эффективного общения с пациентами разных возрастных групп.
Диагностика, мониторинг и оценка уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития
В статье рассматриваются трактовки понятий «коммуникация», «коммуникативные УУД». В тексте статьи находят отражение дифференциация понятий «диагностика», «мониторинг» и «оценка. Также автор представляет обзор методик, подобранных для исследования уро...
Многообразие подходов к определению понятий «компетентность» и «компетенция»
В статье рассматриваются особенности реализации компетентностного подхода в российской системе общего образования. Также содержательно исследуются базовые понятия компетентностного подхода, такие как «компетенция» и «компетентность». Компетенция — эт...
Системный подход к формированию готовности студентов педагогических специальностей вузов к управлению воспитательными системами
В статье рассматриваются системный подход к формированию готовности студентов педагогических специальностей вузов к управлению воспитательными системами. Дается характеристика сущности воспитательной системы, ее содержания. Рассматривается системный ...
Формирование общекультурных компетенций в содержании программ дополнительного образования детей на основе интеграции культурологического и компетентностного подходов
В статье рассмотрены общие основания интеграции культурологического и компетентностного подходов. Описаны особенности формирования общекультурных компетенций в содержании общеобразовательных программ дополнительного образования детей. В качестве иллю...
Похожие статьи
Организация самостоятельной работы студентов средствами компетентностно-когнитивного подхода
Данная статья посвящена вопросам организации самостоятельной работы студентов вузов в ходе обучения иностранному языку с помощью компетентностного и когнитивного подходов. Рассматриваются возможности использования этих подходов в комплексе с целью оп...
Сущность компетентностного подхода в формировании личностных качеств будущего учителя
Данная статья посвящена описанию компетентного подхода обучения в подготовке будущего учителя к профессиональной деятельности, предлагаются новые методы обучения и воспитания, способствующие формированию компетенций будущего учителя.
К вопросу об оценке «гибких компетенций» подростков
В статье описаны универсальные компетентности и соответствующие им soft skills. Показаны результаты опроса, проведенного среди участников Образовательного терренкура «Движение вверх», состоявшегося в Санкт-Петербургском городском Дворце творчества юн...
Возможности оценки профессиональной компетентности студентов в зависимости от профиля обучения
В статье рассмотрены возможности оценки профессиональной компетентности студентов в зависимости от профиля обучения. Текст статьи содержит результаты эмпирического исследования оценки уровня сформированности профессиональной компетентности студентов ...
Роль оценочных способностей в формировании и развитии личности обучающегося
Статья посвящена рассмотрению роли оценочных способностей в формировании и развитии личности обучающегося. Оценочные способности обучающегося анализируются во взаимосвязи с другими психологическими функциями и характеристиками личности. Отмечается зн...
К вопросу о коммуникативной компетенции врача как об условии эффективного общения с пациентом
В статье рассматриваются общие вопросы организации дискурса, а также влияние уровня коммуникативной компетенции специалиста (врача) на результаты эффективного общения с пациентами разных возрастных групп.
Диагностика, мониторинг и оценка уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития
В статье рассматриваются трактовки понятий «коммуникация», «коммуникативные УУД». В тексте статьи находят отражение дифференциация понятий «диагностика», «мониторинг» и «оценка. Также автор представляет обзор методик, подобранных для исследования уро...
Многообразие подходов к определению понятий «компетентность» и «компетенция»
В статье рассматриваются особенности реализации компетентностного подхода в российской системе общего образования. Также содержательно исследуются базовые понятия компетентностного подхода, такие как «компетенция» и «компетентность». Компетенция — эт...
Системный подход к формированию готовности студентов педагогических специальностей вузов к управлению воспитательными системами
В статье рассматриваются системный подход к формированию готовности студентов педагогических специальностей вузов к управлению воспитательными системами. Дается характеристика сущности воспитательной системы, ее содержания. Рассматривается системный ...
Формирование общекультурных компетенций в содержании программ дополнительного образования детей на основе интеграции культурологического и компетентностного подходов
В статье рассмотрены общие основания интеграции культурологического и компетентностного подходов. Описаны особенности формирования общекультурных компетенций в содержании общеобразовательных программ дополнительного образования детей. В качестве иллю...