Использование мультимедийной презентации как средства повышения мотивации школьников к изучению английского языка
Автор: Мироненко Оксана Владимировна
Рубрика: 12. Технические средства обучения
Опубликовано в
Дата публикации: 04.04.2015
Статья просмотрена: 1186 раз
Библиографическое описание:
Мироненко, О. В. Использование мультимедийной презентации как средства повышения мотивации школьников к изучению английского языка / О. В. Мироненко. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 291-293. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7723/ (дата обращения: 19.12.2024).
«Скажи мне — и я забуду.
Покажи мне — и я запомню.
Вовлеки меня — и я научусь».
(китайская народная мудрость)
Время неумолимо изменяется. Мы живем в 21 веке — веке информатизации, развития современных информационных технологий.
Много лет назад один из философов сказал: «Ученик не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь». Эти слова актуальны во все времена, а сейчас, особенно, когда меняется система, цели образования, подходы к обучению. Но зажечь мало, нужно поддерживать этот «факел» горящим, а для этого учитель должен идти в ногу со временем, развиваться вместе с детьми, а может быть, даже идти вперед, являясь для них примером для подражания.
В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании не только иностранного языка, но и других предметов.
Все хорошо знают, как сложно сформировать у учащихся потребность изучения иностранного языка, убедить их в необходимости владения языком. Использование информационных технологий в преподавании английского языка помогает учителям подобрать методические средства и приемы, которые позволяют разнообразить формы работы и сделать урок более интересным и продуктивным.
Стремительное внедрение информационно-коммуникационных технологий в образование, серьезное увлечение детей компьютером создали благоприятные условия для эффективного обучения английскому языку. Вместе с тем существует проблема снижения мотивации обучающихся к учению вообще и на уроках иностранного языка в частности, и, как следствие происходит ухудшение успеваемости.
Это определяется рядом противоречий:
- преобладание все еще традиционного подхода к содержанию и организации занятия по ИЯ, слабая материальная база школ с одной стороны и наличие потребности введения новых педагогических технологий в обучение ИЯ, как наиболее адекватных социальному заказу общества и современным целям образования с другой;
- возрастание роли ИЯ в современном мире, а также серьезная увлеченность компьютерными технологиями обучающимися с одной стороны и снижение мотивации к учебной деятельности и познавательного интереса с другой;
- между возрастающей практической значимостью школьного курса ИЯ и дефицитом учебного времени.
Опираясь на опыт своих коллег, посетив различные уроки в рамках предметных недель, особый интерес для меня вызвали мультимедийные презентации. Насколько разнообразными они могут быть.
Презентация — это новое дидактическое средство для организации учебного процесса, целесообразность применения которой в учебном процессе обусловлена специфическими возможностями представления информации: многоканальность, наглядность, интегральность, моделирование изучаемых процессов и явлений, интерактивность, игровая форма [3, c. 21].
Новизна учебного пособия заключается, прежде всего, в самом подходе, а именно − в рассмотрении мультимедийной презентации как подвида компьютерной педагогической технологии, обладающей особой структурой, направленной на повышение мотивации учащихся, становление профессионально-творческой компетентности учащихся.
В детстве гораздо легче усваиваются наглядные образы, чем словесные рассуждения. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», гласит народная мудрость. Действительно, большую часть информации мы получаем визуально. Использование возможностей мультимедиа позволяет реализовать один из важнейших принципов дидактики — принцип наглядности, а значит обеспечить высокий уровень усвоения материала.
По моему мнению, сейчас учить детей очень увлекательно, каждый день, привлекая на уроке все новые и новые средства обучения. На своих уроках, я использую возможности мультимедийной презентации, что способствует активизации внимания, восприятия, мышления, воображения, памяти и познавательных процессов, что является приоритетной целью современного образования.
Проводя мультимедийный урок, учитель не ставит перед собой цель «удивить» ученика современными технологиями. У учителя появляется возможность сделать урок насыщеннее, продуктивнее, эмоционально богаче. Одним из очевидных достоинств урока английского языка с использованием мультимедиа презентации является наглядность. Использование наглядности тем более актуально, что в школах, как правило, отсутствует необходимый набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций.
Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, учитель экономит до 30 % учебного времени, нежели при работе у классной доски.
Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием.
Компьютерные презентации позволяют акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образцы в виде иллюстраций, схем, диаграмм, графических композиций и т. п. Презентация позволяет воздействовать сразу на несколько видов памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную и в некоторых случаях моторную. Усиление интерактивности приводит к более интенсивному участию в процессе обучения самого обучаемого, что способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала [6, c. 162]. Например, при изучении Настоящего Завершенного времени в 5 классах, в одном классе материал был введен словесным методом (объяснение) без наглядности, а в другом — с помощью мультимедийной презентации. При проверки знаний учащихся по данной теме выяснилось, что учащиеся, ознакомленные с материалом с помощью презентации усвоили его лучше, нежели те учащиеся, которым объясняли.
Стоит ли создавать презентации на каждый урок и не слишком ли много времени это занимает? Совершенно не обязательно постоянно использовать презентации, тем более что в некоторых случаях, когда материал урока содержит большое количество иллюстративного материала, применение компьютерной презентации позволит существенно повысить эффективность урока.
Однако не следует увлекаться и злоупотреблять внешней стороной презентации, связанной со спецэффектами.
Если вы перестараетесь, то снизите эффективность презентации в целом.
Необходимо найти баланс между подаваемым материалом и сопровождающими его эффектами.
Существует множество программ для создания презентаций. Одна из самых эффективных программ — Microsoft Power Point. Создание презентаций требует творческого подхода со стороны учителя и просто хорошего знания компьютера.
Изучение трудов классиков показали, что учителям — разработчикам мультимедийных презентаций будут полезны рекомендации, данные еще Адольфом Дистервегом в его «Руководстве к образованию немецких учителей». Они остаются актуальными и в наше время при самых современных педагогических технологиях:
- распределяй каждый материал на известные ступени и небольшие законченные части;
- указывай на каждой ступени отдельные части последующего материала и, чтобы возбудить любознательность ученика;
- распределяй и располагай материал таким образом, чтобы на следующей ступени при изучении нового снова повторялось предыдущее.
Мастерски сделанная презентация может привлечь внимание учащихся и повысит мотивацию к учебе. Следует отметить, что обладая элементарной компьютерной грамотностью, учитель способен самостоятельно создавать презентации или же использовать готовые, расположенные в сети Интернет.
Над проблемой внедрения и использования ИКТ в процесс обучения работали такие педагоги и психологи как, Ефим Израилевич Машбиц, Нина Федоровна Талызина, Александр Юрьевич Уваров, Ирина Галиевна Захарова, Евгений Семенович Полат, Мария Юрьевна Бухаркина и др.
В своей педагогической практике я широко использую презентации на разных этапах урока: для введения новой лексики, закрепления её в речи учащихся, для введения и отработки новых грамматических явлений, обучения аудированию, расширения страноведческих знаний. Подобного рода презентации позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в различных комбинациях, помогают осознавать языковые явления, формировать лингвистические способности, создавать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия.
Мною созданы презентации по темам «Экология», «Достопримечательности Лондона», «Моя любимая книга», «СМИ» и др. Для работы над грамматикой я использую презентации по следующим темам:
1. «Степени сравнения прилагательных»;
2. «Употребление артиклей»;
3. Видовременные формы глаголов.
Я работаю по УМК под редакцией В. П. Кузовлева. Изучение каждого цикла заканчивается созданием проекта. Своим учащимся я предлагаю создавать такие проекты в виде презентаций. Это помогает разнообразить работу. Учащиеся могут работать как индивидуально (для сильных учащихся), так и в группах (для слабых учащихся). Такая работа повышает мотивацию овладения английского языка в школе. Главным результатом работы над проектом является актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков, умений и их творческое применение в новых условиях.
Не могу сказать, что я использую презентации на каждом своём уроке, т. к. не смотря на ряд положительных моментов мультимедийная презентация имеет следующие недостатки:
- недостаточная степень оборудования школы;
- затраты времени;
- индивидуализация ограничивает живое общение учителя и учащихся, предлагая общение в виде «диалога с компьютером», обучаемый не получает достаточной практики диалогического общения;
- чрезмерное и неоправданное использование компьютерной техники негативно отражается на здоровье всех участников образовательного процесса (время непрерывной работы на компьютере в течение урока, согласно санитарным нормам, составляет: для учащихся начальной школы — 10–15 минут, средней ступени — 20–25 минут, старшей ступени — 30 минут).
Некоторые разработанные мною презентации вы сможете найти на моем сайте http://mironenko37.ucoz.ru.
Применение мультимедийных презентаций позволяет учителю создавать особую обстановку на уроке — атмосферу творчества, сотрудничества, создавать ту учебную информационную среду, которая способствует возрастанию интереса учащихся к предмету, приводит к повышению качества работы учителя [2, c.36] Таким образом, использование мультимедийных презентаций делает обучение увлекательным, позволяет более интересно и наглядно представлять учебный материал, а также мотивировать учащихся на самостоятельное изучение данного материала.
Использование мультимедиа на уроках английского языка — это требование сегодняшнего дня, с одной стороны, и огромная помощь в работе учителя, с другой. Несмотря на то, что требуется больше времени на подготовку к уроку, результат превосходит ожидания.
Приходя в школу, дети спрашивают меня: «Что нового будет сегодня? Что интересного?» А это значит, что у детей есть учебная мотивация, развивать и поддержать которую — одна из важнейших задач учителя.
Возможности использования компьютерных технологий безграничны. Стоит только начать создание компьютерных презентаций и вы увидите, какими интересными будут ваши уроки!
Литература:
1. Бим И. Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам. — ИЯШ, 2001, № 4, с.37,90.
2. Беляева Л. А., Иванова Н. В. Презентация и ее возможности при обучении иностранным языкам, ИЯШ, 2008, № 4, с.36–41.
3. Волков В. Современные мультимедиа // Компьютер — ИНФО, 9’99. С. 21–27.
4. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам, -М.: Изд-во АРКТИ, 2003, с. 49–127.
5. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956. С. 136–203.
6. Сергеева М. Э. Новые информационные технологии в обучении английскому языку // Педагог. — 2005. — № 2. — с.162–166.
7. Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении иностранному языку, ИЯШ, 2008, № 6, с. 2–6.